пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Основные этапы и характерные черты Китайской философии.

Китайская философия (англ. Chinese philosophy) является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу. Древнекитайская философия, как древнеиндийская и древнегреческая, возникла примерно в VII—VI вв. до н. э. Этот период китайской истории отмечен формированием новых экономических отношений, появлением денег и частной собственности, развитием производительных сил и ростом научных знаний, а также сильной государственной междоусобицей, что способствовало появлению людей, желающих приобрести специальные знания. Философия, длительное время развивавшаяся анонимно, становится авторской. Китайская философия неразрывно связана с именами Конфуция и Лао-цзы.

Философия Китая в своём развитии прошла три основных этапа:

 

♦ VII в. до н. э. — III в. н. э. — зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

♦ III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;

♦ XX в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

Основные национальные философские учения Китая[править]

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:

♦ даосизм;

♦ конфуцианство;

♦ легизм.

Меньшее распространение получили:

♦ моизм;

♦ натурфилософия;

♦ номинализм.

Характерные черты китайского мировоззрения, отразившиеся в китайской философии[править]

Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно:

 

♦ восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира;

♦ понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;

♦ осознание своей ответственности перед Небом и Землёй за правильное воплощение на Земле космических циклов;

♦ восприятие человека, природы и космоса как единого целого;

♦ консерватизм сознания, обращённость в прошлое, боязнь перемен;

♦ невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;

♦ осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;

♦ восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных свяей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;

♦ конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;

♦ понимание жизни, прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности);

♦ восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;

♦ уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов («шэнов»).


15.05.2017; 20:28
хиты: 125
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь