36. Искусство России 18 в. - скульптура (Шубин, Фальконе, Козловский).
18 век - период высокого подъема скульптуры. Активно развивались все ее основные виды: рельеф, статуя, портретный бюст. Наряду с монументально-декоративными создавались и станковые произведения.
В поисках идеально-прекрасного гармоничного начала отечественные скульпторы не впадают в отвлеченность и абстрактность, их образы остаются жизненными. Не случайно в станковой культуре второй половины века развивается портрет.
В отличие от барокко декоративная пластика в эпоху классицизма имеет строгую систему расположения на фасаде здания: в основном в центральной части, на главном портике и боковых ризалитах или на верху здания. В интерьере скульптура размещается преимущественно в вестибюле, на парадной лестнице, в анфиладных зал.
Федот Иванович Шубин (1740-1805) получил академическое образование. Уже одно из его ранних произведений - бюст А.М. Голицына - в полной мере показало дарование мастера. Он глубоко проник во внутренний мир модели. Чувство превосходства над окружающими, пресыщенность жизненными благами, нотки скептицизма, светская изысканность манер - эти черты Голицына явно ощутимы в шубинском бюсте.
У Шубина человек предстает во всем богатстве своего облика. Таковы бюсты государственных деятелей, военачальников, ученых, знати. Поражает мастерство Шубина в обработке материала. Так, в бюсте П.В. Завадского как бы скользящие по лицу тени нечто совершенно новое для пластики 18 века, предвещающее эпоху романтизма.
Многогранен и противоречив бюст Павла 1, созданный Шубиным (1798). Здесь сентиментальная мечтательность уживается с выражением лица, а уродливые черты не лишают образ величественности. Все построено на тончайшей моделировке формы.
Шубин работал в Петергофе над обновлением обветшавших статуй. Ему принадлежит Пандора в ансамбле Большого каскада. В 1780-е годы скульптор много занимался архитектурно-декоравивной пластикой.
Одним из последних произведений Шубина является статуя Екатерины 2 законодательницы. Мастер прибег к аллегории, как это сделал Левицкий в подобном произведении.
Михаил Иванович Козловский (1753-1802), скульптор редкого дарования, создал монументы, рельефы, статуи, надгробия и др. Главные темы его станковых произведения взяты из античности ("Пастушок с зайцем", "Спящий Амур", "Амур со стрелой" и др.).
Козловского-классицита увлекает тема героя. Он обращается к образу Суворова. Сначала мастер создает аллегорический образ Геркулеса на коне, а затем памятник Суворову, не имеющий портретного сходства (1799-1801). Главное - обобщенный образ национального героя, полководца, в облике которого объединены черты древнего рыцаря. Легкая фигура прекрасно смотрится на цилиндрическом гранитном постаменте. Энергичным жестом Суворов поднимает меч. Искусствоведы справедливо относят этот памятник к наиболее совершенным творениям классицизма.
Примерно в те же годы Козловский работает над статуей Самсона - центральной фигурой в большом каскаде Петергофа (1800-1802). В нем соединились мощь античного Геракла и экспрессия образов Микеланджело. Исполин, разрывающий пасть льву, олицетворяет силу и могущество России. Представляется, что винтообразный разворот фигуры, разнообразие преднамеренно должны были напомнить эпоху "петровского барокко".
Вместе с отечественными мастерами славе российского ваяния немало способствовал французский скульптор Этьен Морис Фальконе (1716-1791), живший в России с 1766 по 1778 г. Он был автором одного из монументов 18 века - памятника Петру 1, на Сенатской площади в Петербурге, прозванного "Медным всадником". Мастер работал над ним 12 лет. Он создал образ-символ всадника, поднимающего твердой рукой коня на дыбы. Фальконе не хотел воплотить в камне образ не полководца и победителя, а созидателя и законодателя. Героизм и патетичность идеям классицизма.
Удачен постамент монумента - величественней камень, плавно поднимающийся к вершине и резко обрывающийся вниз. Использование естественной скалы отвечало основополагающему просветительскому принципу 18 века - верности природе.
Художественный образ "Медного всадника" слагается из совокупности разных ракурсов, аспектов, точек обзора фигуры. Всадник сразу же предстает во всей своей мощи. Лицо Петра - это совершенно новая иконографическая трактовка. В нем, как отмечено исследователями, утверждается торжество ясного разума и действенно воли.
Скульптор категорически восставал против аллегорий. Он оставил только змею под копытами коня, имеющую смысловое, композиционное и конструктивное значение.