пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Архитектура «нарышкинского» барокко

Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.

Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко) возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга[1]. Существовавший одновременно с нарышкинским, более близкий к западноевропейскому барокко голицынский стиль (здания, возведённые в нём, иногда причисляют к нарышкинскому стилю либо используют для них обобщённое понятие «московское барокко») оказался лишь эпизодом в истории русского барокко и не смог сыграть подобной важной роли в истории русского зодчества. «Нарышкинский стиль» тесно связан с узорочьем, но это в какой-то мере его дальнейшая стадия, в которой проступают преобразованные формы западноевропейской архитектуры — ордера и их элементы, декоративные мотивы, несомненно, барочного происхождения.

От архитектуры XVI в. его отличает пронизывающая вертикальная энергия, скользящая по граням стен, и выбрасывающая пышные волны узоров.

Для зданий «нарышкинского стиля» характерны смешение противоречивых тенденций и течений, внутренняя напряженность, разнородность структуры и декоративной отделки. В них присутствуют черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, слившиеся с традициями русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры. Характерен двойственный масштаб - одного гигантского, вертикально устремленного, и другого – миниатюрно-детального. Эта особенность нашла воплощение во многих архитектурных проектах в Москве в течение всей первой половины XVIII в. Многие традиции нарышкинского стиля можно обнаружить в проектах И.П.Зарудного (Меньшикова башня), Баженова и Казакова.

Элементы наружной отделки типично маньеристического стиля использованы не для расчленения и украшения стен, а для обрамления пролетов и украшения ребер, как было принято в традиционном русском деревянном зодчестве. Противоположное впечатление производят элементы внутреннего декора. Традиционный русский растительный узор приобретает барочную пышность.

Характерное для европейского барокко непрерывное движение, динамика перехода лестниц от наружного пространства к внутреннему, в нарышкинском стиле не получило столь явного воплощения. Лестницы его скорее нисходящие, чем восходящие, изолирующие внутреннее пространство зданий от наружного. В них видимы скорее черты традиционного народного деревянного зодчества.

Лучшими образцами нарышкинского стиля считаются появившиеся центрические ярусные храмы, хотя параллельно с этой новаторской линией возводилось множество традиционных, бесстолпных, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных пятью главами церквей, обогащённых новыми архитектурными и декоративными формами[2] — прежде всего, заимствованными из западноевропейской архитектуры элементами ордера, обозначившими тенденцию перехода от средневековой безордерной к последовательно ордерной архитектуре[4]. Для нарышкинского стиля также характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, использование полихромных изразцов, позолоченной деревянной резьбы в интерьерах, следующих традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента». Сочетание красных кирпичных стен, отделанных белым камнем или гипсом, было характерно для зданий Нидерландов, Англии и Северной Германии.

Построенные в нарышкинском стиле здания нельзя назвать подлинно барочными в западноевропейском понимании[5]. Нарышкинский стиль в своей основе — архитектурной композиции — оставался русским, и только отдельные, зачастую едва уловимые элементы декора заимствовались из западноевропейского искусства. Так, композиция ряда возведённых церквей противоположна барочной — отдельные объёмы не сливаются в единое целое, пластично переходя друг в друга, а поставлены один на другой и жёстко разграничены, что соответствует принципу формосложения, типичному для древнерусского зодчества. Иностранцами, равно как и многими россиянами, знакомыми с западноевропейскими образцами барокко, нарышкинский стиль воспринимался как исконно русское архитектурное явление.

Дата постройки

Постройка

Архитектор

Местонахождение

1686

Борисоглебский собор

предположительно Яков Бухвостов

Рязанская областьг. Рязань, Сенная ул., 32

1687

Храм Воскресения Христова в Кадашах

Сергей Турчанинов

Москва2-й Кадашевский пер., 7

ок. 1688

Церковь Бориса и Глеба в Зюзине

МоскваПерекопская ул., 7

168587

Церковь Успения Богородицы вНоводевичьем монастыре

 —

МоскваНоводевичий пр., 1С1

168388

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Новодевичьем монастыре

 —

МоскваНоводевичий пр., 1С1

168889

Церковь Святого Духа вСолотчинском монастыре

предположительно Яков Бухвостов

Рязанская областьРязанский районпос. Солотча

1691

Церковь Знамения на Шереметьевом дворе

МоскваРоманов пер., 2 (во дворе)

1691

Церковь Смоленской иконы Богоматери в Софрине

Московская областьПушкинский районс. Софрино.

1693

Церковь Св. Сергия в Могутове

Московская областьНаро-Фоминский районс. Могутово.

169295,
разр. в1934

Сухаревская башня

Михаил Чоглоков

Москва, в районе перекрёстка Сухаревской пл. и проспекта Мира

169096

Покровская надвратная церковь в Высоко-Петровском монастыре

 —

Москваул. Петровка, 28

169396

Церковь Покрова в Филях

 —

МоскваНовозаводская ул., 6

1696

Церковь Живоначальной Троицы в Хохлах

 —

МоскваХохловский пер., 12

1696

Церковь Архангела Михаила в Станиславле

Московская областьЛенинский районс. Станиславль.

169097, разр. в1941

Надвратный храмНовоиерусалимского монастыря

Яков Бухвостов

Московская областьИстринский районг. Истра, на территории сегодняшнего «Историко-архитектурного и художественного музея „Новый Иерусалим“»

169497

Спасская церковь в Уборах

Пётр Шереметев,Кузьма БакровЯков Бухвостов[12]

Московская областьОдинцовский районс. Уборы

1684-98

Большой собор Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре

МоскваДонская пл., 1

1698

Надвратная церковь Иоанна Предтечи в Солотчинском монастыре

Рязанская областьРязанский районпос. Солотча

169399

Успенский собор Рязанского кремля

Яков Бухвостов

Рязанская областьг. РязаньКремль

169699,
разр. в193536

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке

Пётр Потапов

Москваул. Покровка, рядом с д. 5 (бывший дом причта церкви)

1702

Церковь Троицы в Конобееве

Московская областьВоскресенский районс. Конобеево.

16931703

Церковь Архангела Михаила в Тропарёве

Москвапросп. Вернадского, 90

16981704

Церковь Троицы Троице-Лыковом

Яков Бухвостов

МоскваОдинцовская ул., 24

1705

Троицкая церковь Ново-Голутвина монастыря

Московская областьКоломенский районг. Коломнаул. Лазарева, 9-11

170507

Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня)

Иван Зарудный

МоскваАрхангельский пер., 15

17031708

Церковь Св. Николая в Озерецком

Московская областьДмитровский районс. Озерецкое.

1708

Церковь Смоленской иконы Богоматери в Кривцах

Московская областьРаменский районс. Кривцы.

17031710

Церковь Знамения в Холмах

Московская областьИстринский районс. Холмы.

1713

Церковь Покрова в Тропарёве

Московская областьМожайский районс. Тропарёво.


13.06.2016; 23:40
хиты: 260
рейтинг:+1
Гуманитарные науки
архитектура; дизайн; искусство
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь