пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Общая характеристика искусства феодальной раздробленности

Архитектура. Обустраивая вотчину,  князья в первую  очередь  заботились  о строительстве храмов.  Самым богатым городом по количеству церквей был Киев,  за ним шел Новгород,  в котором  с  1054  по  1229  год появилось 69 новых церквей, из них только 15 – деревянных.

Со второй  половины  XI  века  величественные  монументальные соборные храмы уступают место «домовым» церквям. Это небольшие, как правило, одноглавые, четырехстолпные храмы, требовавшие небольших  затрат.  Они  были  рассчитаны  на  ограниченное  число прихожан,  например,  на членов княжеской семьи и дворовой челяди.

Крупнейшим очагом культуры и новым центром объединения  стала Владимиро-Суздальская  земля.  Город  Владимир  назван в честь его основателя – Владимира Мономаха.  Возвышение княжества  связано  с именем Андрея Боголюбского,  который перенес сюда свою резиденцию. Разгромив Киев,  он получил титул Великого князя и первым  нарушил старинные обычаи – не захотел покидать Суздальских земель, занялся их обустройством.

Владимировцы были  прекрасными  строителями,  в  совершенстве владели   техникой  обработки  камня,  умело  использовали  приемы плоскостной  резьбы.  Андрей  Боголюбский,  по  словам  летописца, привлек «купцов хитрых,  ремесленников и рукодельников всяких».  В архитектуре  Владимира  сильно  влияние  романского  стиля.  Можно предположить, что заезжие мастера были из Галицкой Руси. Город  приобретает   торжественный,   парадный   вид.  Гостей встречали  здесь  арки  «Золотых»,  «Серебряных»,  «Медных» ворот, широкие проезды,  мощеные камнем площади,  белокаменные  княжеские постройки,   богато   украшенные  скульптурой,  золоченной  медью, фресками.

Совершенно иная архитектура  Новгорода. Город располагался на окраине русских земель, торговые связи  носили международный характер.  Отсюда, художественная культура испытывала самые разнообразные влияния. К тому же, в ней как в зеркале отразились новгородские демократические традиции. Здесь основным заказчиком был не князь, а бояре и купцы, жители города (например, жители одной  улицы). Вкусы  и  миропонимание  этих  людей  легли  в основу Новгородской художественной школы.

В отличие от Владимира, новгородские церкви внешне суровы и сдержанно величавы, как сама северная природа. Они лишены  Киевской  изысканности.  Новгородский  деловой  люд  ценил демократическую простоту, строгость, внушительную силу.

Возникает новый  тип   храма   –   небольшой   по   величине, призматической формы, близкой к кубу, с одним куполом.  Строили его из  местного  известняка,  который  плохо  поддавался   обработке, поэтому фасады очень просты, без декора.

 

Изобразительное искусство. В рассматриваемый    период    продолжает    развиваться    и древнерусская живопись,  где по-прежнему преобладает  плоскостное, линейное, графическое    начало.   Живопись   и   архитектура   не соперничают друг  с  другом.  Фрески   гармонично   сочетаются   с плоскостью стен,  не  нарушают  всей конструкции сводов и столбов, легко смотрятся с большого расстояния.  И во фресковой живописи, и в иконографии  русские  изографы  делали акцент на красоте цвета и простоте линий, избегали мелких деталей.

В отличие от различных архитектурных стилей, в живописи можно говорить  лишь  о  выделении двух линий.  Г.К.  Вагнер называет их «греко-фильствующей» и собственно русской.  Первая была характерна для  княжеских  заказов.  Византийским  духом  пронизана  живопись Владимиро-Суздальской земли,  в  частности  росписи  Дмитреевского собора,  которые  плохо  сохранились.  Уцелели  фрески  «Страшного суда».  Фигуры апостолов напоминают эллинистические образы. Однако чисто русский облик ангелов,  орнаменты в стиле народного узорочья выдают руку русского мастера.

Византийское  влияние  прослеживается  и  в  новгородских  иконах, например, «Ангел Златые Власы», написанный в конце ХII века. И  все же именно в Новгороде с особой силой проявляется народное  начало. Это  вторая  линия  в живописи,  где  строгий  византийский канон наполняется земными чертами.

Особенно ярко это направление выражено в нередицких  фресках. Как уже говорилось, фрески в церкви Спаса-Нередицы покрывали стену снизу доверху. Здесь нет светских сюжетов, как это было в Киевской Софии.  Росписи  преследовали  одну  цель  –  наставлять  в  вере. Традиционно  расположены  евангельские   сюжеты,   причем   мастер сопровождает  их  надписями:  «Скрежет  зубов»,  «Тьма кромешная».  Видимо,  только  в  свободном  Новгороде  могла  появиться   сцена наказания богача.

Нередицкие фрески   не   отличались   особой   утонченностью. Исчезает   Владимирская   аристократичность.   Лица   на   фресках напоминают  новгородцев.   Художникам   удалось   точно   передать психологические  черты – твердость духа,  умение постоять за себя, свободолюбие,  суровость. 

Основные тенденции в литературе и искусстве. Период феодальной раздробленности стал временем небывалого расцвета художественной культуры. Князья на выделенной территории стараются обустроиться, и ввести порядки,  подобные киевским. Это стало одной из  причин чрезвычайно быстрого распространения высоких культурных традиций по всей Руси.

Количество новых  церквей,  каменных   построек,   памятников монументальной  архитектуры  исчислялось  тысячами.  Для них нужны были  иконы,  литургическая  утварь,  мастера,  которые  могли  бы оформить  интерьер.  Накануне  татарского  нашествия  повсеместно работает  множество  артелей.   Несмотря   на   усиление   Церкви, которая в это время слишком увлеклась мирскими делами, разрушение  централизации  приводит  к свободе творчества.  Каждая артель  вырабатывает  свой  стиль,   старается   учитывать   вкусы заказчика.

В результате    в    регионах     складываются     собственные художественные школы,  а в художественную культуру вливаются новые черты,    связанные    с    местными    бытовыми    особенностями, социально-политическими и географическими условиями.

Литература этого  периода  развивается  так же быстро,  как и архитектура и живопись. Поражает разнообразие жанров литературных произведений: житийная (биографии  святых),  различные послания,  исторические повести, географические сочинения и т.д. В конце ХI – начале ХII века в  Чернигове,  Владимире,  Смоленске  и многих других городах составляются летописные своды.

Многие произведения  пронизывает  идея  единения  Руси  перед лицом  внешней  опасности.  Неизвестный  автор  оставил  бесценный письменный памятник «Слово  о  полку  Игореве»,  рассказывающий  о походе   в   1185  году  Игоря  Святославича  на  половцев.  Князь небольшого Новгород-Северского княжества с малыми  силами  идет  в далекий  поход.  И было это вызвано не только стремлением защитить русскую землю от половцев,  но и жаждой славы. Автор сочувственно  относится  к   Игорю   Святославичу,   он подчеркивает,  что  тот  бесстрашен,  благороден,  сам  понимает и глубоко переживает свою ошибку.  Главный упрек адресуется князьям, которые  «своими  крамолами  начали  ...наводить  поганых на землю Русскую, ...из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой!».

Раздробленное государство  не  может  успешно  обороняться от врагов, и страстно звучит обращение к князьям: «Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду сего времени...  Загородите Полю ворота своими острыми стрелами за  землю  Русскую,  за  раны  Игоря, храброго Святославича!».

В основу   повести   легли   традиции   русского    народного творчества.  Самый  лирический  момент произведения – монолог-плач Ярославны,  верной и преданной жены  Игоря.  По  старой  языческой традиции, она  обращается  к  природным стихиям как к одушевленным силам:  «О ветер,  ветрило!  ...О Днепр Славутич!». Автор называет русских   воинов   сынами  Даждьбога.  Часто  использует  эпитеты, характерные для устного народного творчества:  серый волк,  чистое поле, черная земля.

«Слово о полку  Игореве»  оказало  огромное  влияние  на  всю русскую  культуру.  Оно  стало образцом для создания  «Задонщины» – поэтического произведения о победе Дмитрия Донского  на  Куликовом поле.  В  XIX  и  XX  веках  литераторы  и  художники не перестают обращаться  к  событиям  того  времени.  Хорошо  известны  картины И. Васнецова, В. Серова, Н. Рериха.

Распад Киевской Руси на отдельные княжества приводит к ослаблению  военной мощи, князья так и не смогли объединиться перед лицом опасности, что является главным негативным последствием периода феодальной раздробленности.

С середины XIII века Русь представляет собой мрачную картину. Разрушенные и сожженные города,  опустошенные села, поросшие лесом пашни;  население истреблено,  угнано татарами.  Затихают ремесла, некоторые совсем исчезают.  Прекратилось производство пряслиц из овручского  шифера,  стеклянных  браслетов,  изделий  с  чернью  и зернью,  перегородчатой  эмалью,  многоцветной  поливной керамики, применявшейся  в  строительстве,  приостанавливается каменное строительство. Пострадали  даже  земли,  не  испытавшие  непосредственного нападения врагов.

В произведениях  литературы  нашествие   воспринимается   как катастрофа,  вторжение  потусторонних  сил,  нечто  невиданное.  В середине и второй  половине  ХIII  века  появляются  произведения, посвященные    событиям   татаро-монгольского   ига.   Они   очень эмоциональны и поэтичны.  Значительное место  среди  них  занимает «Слово  о  погибели  Русской земли».  Это плач о «светло светлой и украсно украшенной земле Русской». В литературных  произведениях  зафиксированы  наиболее важные события этого сложного для Руси периода.  В «Повести  о  разорении Рязани  Батыем»  народный  герой,  воин Евпатий Коловрат  собрал небольшую дружину  и  яростно  пошел  на  врага:  «Один  дрался  с тысячью,  а  два  –  с тьмою».  Этот бой был больше похож на месть мертвых восставших русичей.

Житие Александра  Невского  повествовало  о  Невской битве со шведами,  о  Ледовом  побоище  на  Чудском  озере,  об  отношениях Александра  Невского  с Золотой ордой и о смерти князя.  Все эти и другие  произведения  пронизаны  теплом,  лирической   скорбью   о прошлом, о былом величии Руси.

Трудно представить  себе  урон,  нанесенный  татаро-монголами. Более чем на два века  было  прервано  развитие русской культуры. В. Ключевский называет ХIII, ХIV вв. «порой всеобщего упадка на Руси», когда «люди становились робки и малодушны», когда все население страны (от простолюдина до князя) действует во имя личных интересов, когда физически уничтожают смелых, предприимчивых князей и откровенно поддерживают не слишком даровитых, но – покорных, когда русские  правители перенимают восточные манеры роскоши и вседозволенности. И эти сдвиги в общественном сознании имели, пожалуй самые негативные, а главное, долговременные последствия, когда, по словам того же Ключевского, основными чертами становятся инстинкты «самосохранения и захвата».

В лихую годину не лучшим образом проявила себя церковь. Татарские ханы весьма предусмотрительно освободили духовенство от уплаты десятины и священники стали призывать народ к терпению и повиновению, мотивируя это тем, что враг ниспослан богом в наказание за безверие. Не случайно, именно в ХIII в. христианская вера глубоко проникает в сознание народных масс, исчезают волхвы, повсеместно утверждается христианский обряд захоронений, даже в ювелирных изделиях фактически не применяется языческая символика. Церковь получила большую силу и начала активно вмешиваться в жизнь общества.

 

"XII — середина XIII века«Еще при жизни Ярослава Мудрого и особенно после его смерти начинается дробление Руси на мелкие удельные княжества со своим собственным столом. Усиление княжеских распрей в XII в. привело к активному обособлению отдельных земель. В XII — начале XIII в. в разных русских землях возникают свои художественные школы: новгородская, владимиро-суздальская, галицко-волынская, школы Полоцка и Смоленска. Они складываются на основе традиций Киевской Руси, но каждая вносит нечто свое, характерное только для этой земли, связанное с бытовыми особенностями и художественными достижениями, с социально-политическими и географическими условиями.

 

Каждая земля, каждое княжество имеет главный город, старательно обороняемый, как и все средневековые города. Верхняя часть города, наиболее укрепленная, — детинец, впоследствии чаще называемая кремлем, нижняя — посад с торговой площадью, также нередко обнесенная валом и деревянными стенами. Подобным образом укреплялись и маленькие города» .

 


13.06.2016; 23:40
хиты: 96
рейтинг:0
Гуманитарные науки
архитектура; дизайн; искусство
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь