пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Владимиро-суздальское искусство 12 в. общая характеристика Общая характеристика творчества Дионисия

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. 1152. Одна из первых построек владимиро-суздальской архитектурной школы. Простота и строгость архитектурных объемов разбавляется скромным декором – профилированные пилястры, зубчатый пояс в верхней части барабана и апсид. Золотые ворота во Владимире. 1164 . Общий вид. Владимирские врата удачно сочетают в одной постройке крепостное сооружение, триумфальную арку и церковь.

Церковь Покрова на Нерли. 1165. Лучшее создание владимирских мастеров. Сложно профилированные пилястры подчеркивают движение ввысь этого изящного храма, украшенного рельефами и аркатурным поясом по периметру.

 Живопись Владимиро-Суздальской школы С началом феодальной раздробленности наряду с архитектурными школами начинают складываться и местные школы живописи. Киевско-византийская традиция постепенно перерабатывается в Новгороде, Владимире и других городах. Искусство становится все самобытнее: - Сильнее сказывается влияние церкви, которая ведет борьбу с пережитками язычества: образы святых становятся более суровыми и аскетичными, усиливается линейность и плоскостность изображения. - С другой стороны в искусство все интенсивнее проникают влияния народной, древнеславянской культуры. Икона, названная на Руси «Владимирской богоматерью», была написана византийским мастером для владимирского князя Юрия Долгорукого. Считалась чудотворной. Специально для нее был построен Успенский собор во Владимире, из-за чего получила свое название. Она сияла во Владимирском Успенском соборе как высочайший образец византийского искусства.

Росписи Дмитриевского собора во Владимире представляют особый интерес. Кон. 12 в. Уцелела часть композиции Страшный суд. Артель, видимо состояла из византийских и русских художников. Ярославская школа живописи В начале 13 в. в Ярославле, ставшем престольным городом удельного княжества, шло большое строительство и возникла местная школа живописи, отмеченная русскими чертами, хотя и находилась под влиянием владимиро-суздальских традиций.

Богоматерь Великая Панагия. (Ярославская Оранта из Спасо-Преображенского монастыря). Кон. 12 – нач. 13 в. ГТГ. Молительница – Всесвятая. - Подчеркнутая декоративность, укрупненность деталей. Спас Вседержитель. Из Успенского собора в Ярославле. 1 пол. 13 в. Меняется представление о Боге. Грозного и величественного Христа Пантократора киевских мозаик сменяет добрый и милостивый Спас иконописи 13 в. Легенда называет ее надгробной иконой ярославских князей. Ясный лик Спаса с некрупными среднерусскими чертами утратил пугающую строгость. От него – прямой путь к мягким, гармоничным образам Андрея Рублева. «Иконы этого круга свидетельствуют, что ордынский погром не уничтожил, а лишь временно приглушал развитие средневековой культуры. Она стала одним из источников московской живописи».

 

Диони́сий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва.

Самая ранняя из известных работ — росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477). В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписывает Успенскую церковь в Москве (вероятнее всего, Успенский собор, построенный Аристотелем Фиораванти). Его помощниками в этой работе, как сообщает летопись, были «поп Тимофей, Ярец да Коня». Не ранее 1486 года, возможно, неоднократно работает в Иосифо-Волоколамском монастыре: там он пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя живописную артель. Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром. Известно довольно много художественных произведений, авторство Дионисия которых документально установлено, либо приписываемых самому Дионисию, либо его окружению. Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500 г.), «Сошествие в ад».


Дионисий заслужил репутацию "мастера преизящного" и олицетворял московскую школу иконописи. Любимец Ивана III и известного гонителя еретиков Иосифа Волоцкого, по заказу которого он написал более 80 икон, Дионисий был носителем официальной великокняжеской традиции в искусстве. Композиции его произведений отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики неизменно красивы. Однако в них не следовало искать ни страстности Феофана Грека, ни глубины образов Андрея Рублева. Яркая праздничность и парадность его произведении, изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета.


15.06.2016; 21:11
хиты: 100
рейтинг:0
Гуманитарные науки
архитектура; дизайн; искусство
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
№ 1
Дионисий заслужил репутацию "мастера преизящного" и олицетворял московскую школу иконописи. Любимец Ивана III и известного гонителя еретиков Иосифа Волоцкого, по заказу которого он написал более 80 икон, Дионисий был носителем официальной великокняжеской традиции в искусстве. Композиции его произведений отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики неизменно красивы. Однако в них не следовало искать ни страстности Феофана Грека, ни глубины образов Андрея Рублева. Яркая праздничность и парадность его произведении, изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета.
15 June 2016; 18:23

  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь