К 11 в. окончательно сложилась система расположения живописных композиций в интерьере храма.
· В алтарной нише – изображение Богоматери (Оранта или с младенцем Христом на руках).
Богоматерь из алтарной части Каталикона монастыря Хосиос Лукас в Фокиде,11в.- суровый архаический стиль.
· На парусах главного купола – изображения четырех евангелистов.
· В простенках барабана – апостолов
· В куполе – образ Христа-Вседержителя (Пантократора).
Христос - Пантократор из Ц. Успения Богоматери монастыря Дафнии близ Афин, к. 11 в. – иконографический тип, соединяющий в себе черты Иисуса и Бога Отца.
Иконы также находились в храмах. Многие из них размещались на алтарной преграде (темплоне) – прообраз будущего высокого иконостаса на Руси.
Алтарная преграда, церковь монастыря Хосиос Лукас, Греция, ≈ 1020 г.
Часто иконы для алтарной преграды писали на одной вытянутой доске (эпистилий). Эпистилий с «Деисусом», 12 в., монастырь св. Екатерины, Синай.
Постепенно количество икон на эпистилии увеличивалось, и вскоре появился второй ряд икон под «Деисусом» - иконы со сценами двунадесятыхпраздников (события из христологического и богородичного циклов):
· Рождество Богоматери
Родители Марии - Иоаким и Анна.
· Введение во храм Пресвятой Богородицы
Главные действующие лица – Иоаким, Анна, Мария, первосвященник Захария.
· Благовещение Марии
Главные действующие лица – Мария и архангел Гавриил.
Существует несколько иконографических вариантов «Благовещения»:
- «Благовещение с пряжей
- «Благовещение у источника»
· РождествоХристово
Главные действующие лица – Мария, Иосиф, младенец Иисус.
· Сретение
Главные действующие лица – Мария, Иосиф, младенец Иисус, старец Симеон Богоприимец, пророчица Анна.
· Крещение (Богоявление)
Главные действующие лица - Иисус, Иоанн Креститель (Предтеча).
Крещение Христа, мозаика церкви монастыря Дафнии близ Афин, 1110 г.
· Преображение
Главные действующие лица – Иисус, апостолы Петр, Иаков, Иоанн, пророки Илья и Моисей.
Воскрешение Лазаря – сюжет из христологического цикла, но не двунадесятый праздник.
Главные действующие лица – Иисус, апостолы, народ иерусалимский.
Распятие – сюжет из христологическиого цикла, но не являющийся двунадесятым праздником.
Главные действующие лица – Иисус, Мария, Иоанн.
· Вознесение
Главные действующие лица – Иисус Христос, Богоматерь, апостолы.
· Сошествие св. духа на апостолов (Пятидесятница
Главные действующие лица – апостолы.
· Успение Богородицы
Главные действующие лица – Богоматерь, Иисус Христос, апостолы.
· Крестовоздвижение
Главные действующие лица – св. Елена, патриарх Макарий.
Живопись эпохи Палеологов
Наивысшие достижения – первая половина 14 в.
Искусство остается религиозным, но при этом нормативность канона немного смягчается. В живопись проникают светскиетенденции.
Троица, темпера, к. 14 в., Эрмитаж.
Брак в Кане Галилейской, мозаика, ок 1310, церковь монастыря Христа Спасителя (Кахрие-Джами), Константинополь
Мозаики и фрески церкви Спасителя (Кахрие-Джами) монастыря Хора в Константинополе – самый знаменитый памятник монументальной живописи эпохи Палеологов:
Феодор Метохит перед Христом, 1312-1320
Мария и Иосиф перед проконсулом Квирином, мозаика в нартексе, 1312-1320 гг. – в трактовке сюжета появляется большая конкретизация времени и места.
Путешествие в Вифлеем, мозаика нартекса, 1312-1320 гг.
- проявляется больший интерес к движению
- святые трактуются как обычные люди
- событие священной истории подается как повседневная сцена.
Иконопись
Благовещение, темпера, первая пол. 14 в. ГМИИ им. А.С. Пушкина – количество действующих лиц в иконографических сюжетах увеличивается.
Сошествие во ад, темпера, 15 в., Эрмитаж.
Двенадцать апостолов, темпера, нач. 14 в., ГМИИ им. А. С. Пушкина
- доминируют трехчетвертные повороты
- появляются пробела.
40-е гг. 14 в. – в Византии усиливается влияние «исихастов»:
· в живописи усиливается интерес к изображению света
· особую популярность завоевывает сюжет «Преображение».
Преображение, миниатюра 14 в., рукопись императора Иоанна Кантакузина, Парижская Национальная биб-ка.