Высокого уровня достигает в Византии иконопись. представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.. когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы — ландшафт и архитектурный фон — передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметить икону Владимирской Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской православной церкви и остается ею вплоть до наших дней. Изображенная на ней Богоматерь с младенцем наделена проникновенным выражением и при всей своей святости и духовности наполнена глубокой человечностью и эмоциональностью.
Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV-XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных икон. Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении.
Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIV в.). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад» (XV в.).
Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах — Сербии, Болгарии,
Руси. Один из них — великий Феофан Грек — создавал свои произведения в XIV в. на Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Главное отличие византийского изобразительного искусства - господство не реалистической (натуралистической), а условной, символической манеры изображения, отвечавшей христианскому мировоззрению.
Формировался новый художественный язык постепенно.
Добрый Пастырь, мавзолей Галлы Плацидии, Равенна, мозаика, 5 в. - в сюжете и его интерпретации превалируют античные традиции.
В последующем византийская живопись откажется от:
· трехмерности
· перспективных сокращений,
· светотени,
· глубокого пространства.
Станут доминировать фронтальные изображения.
Юстиниан и Феодора со свитой, мозаика из храма св. Виталия в Равенне, сер. 6 в.
– победа фронтальности, симметрии, статики.
- золотой фон
- символика предметов
- нимбы
- обратная перспектива
- самоуглубленность, аскетизм образов.
Предтечи икон – фаюмские портреты. Портрет юноши из Фаюма, дерево, энкаустика,2 в., Пушкинка – фронтальность изображения.
Первые иконы также создавались в технике энкаустики. И только после иконоборческого периода энкаустику окончательно вытеснила темпера.
Самые ранние из дошедших до нас икон - 6 в. Большинство происходит из монастыря св. Екатерины на горе Синай.
В иконописи 6-7 вв. выделяются 2 основные линии:
1. Натуралистическое направление – сильное влияние эллинистической живописи.
Апостол Петр, энкаустика, 6 в., монастырь св. Екатерины на Синае – и в стиле, и в иконографии образа еще больше натурального, нежели идеального.
Богоматерь с младенцем, энкаустика, 6 в. Киевский музей западного и восточного искусства - иконографический тип (извод) – Богоматерь-Одигитрия.
2. Аскетическое направление – более суровая и резкая интерпретация образов. Особенно характерно для восточных провинций империи.
Сергий и Вакх, 6 в., энкаустика, Киевский музей западного и восточного искусства.
Коптские иконы - Епископ Авраам, 6 в., Государственные музеи Далема, Берлин. Откровенно упрощенный и жесткий стиль.
Христос и св. Мина, 6 в., Лувр, Париж – отсутствие полутонов и любовь к яркому цвету.
Иконопись средневизантийского периода
В византийской иконе появляется та повышеннаяодухотворенность, которая и станет ее отличительной чертой.
Святой Пантелеймон, энкаустика, 10-11 вв., ГМИИ им. Пушкина, Москва - не изображение реальности, а фиксирование духовного и бесплотного, проступающего сквозь телесную оболочку
Владимирская Богоматерь, 11- нач. 12 вв., темпера, ГТГ, Москва –
- иконографический тип «Умиление» (по греч. Елеуса – Милующая)
- усиление интимности, возрастающей человечности
- передача глубинного страдания, выраженного через сдержанную печаль.
Структура иконы
- ковчег (средник)
- лузга
- поля
.