С 4 в. ведущим типом христианского храма были:
· базилики - Сант Аполлинаре ин Классе, 532-549, Равенна
· центрическиесооружения – как правило, с куполом – церковь Сан-Витале, 540-547 гг., Равенна.
Купол опирался не на стены (как у римлян), а на столбы. Чтобы возвести купол на столбах, использовались:
- тромпы
- паруса.
В 6 в. наметилась тенденция к соединению в одной постройке продольного и центрическогопространства, что привело к рождению сначала купольнойбазилики, а затем – крестово-купольногохрама.
Церковь св. Ирины, 532 г., Константинополь - трехнефная базилика с 2 куполами.
Собор св. Софии, Исидор из Милета и Анфимий из Трал, 532-537 гг.,Константинополь
– трехнефная базилика с 1 главным куполом и 6 полукуполами;
- иррациональная архитектура «свисающего» характера;
- доминирует не пластическое, но пространственное и живописное начало.
Особое завоевание византийской архитектуры – развитие идеи многоглавия.
Ц. св. Иоанна, Эфес, 6 в., реконструкция – крестово-купольный храм с 6 куполами.
Ар-ра средневизантийского периода(втор. пол 9 в.- 1204)
· Ведущий тип храма – крестово-купольный.
· Особенно популярными становится такая разновидность крестово-купольного храма как «храмна 4 колоннах» -
Церковь Богоматеримонастыря Хосиос Лукас, Фокида, 11 век.
11-12 вв. - пик строительства монастырей.
Каталикон – главный храм монастыря. Каталикон м-ря Хосиас Лукас, Фокида, 11 в. - 5-нефный храм с 2 куполами.
Отличительная черта архитектуры 11-12 вв. – усиление роли экстерьера.
Экстерьер каталикона монастыря Хосиас Лукас, 11 в., Фокида.
Северная и южная церкви монастыря Липса, Константинополь, 10 в., реконструкция – рельефная кладка из плинфы со вставками цветных керамических плиток.
Возрастает стремление к декоративности.
Церковь св. Апостолов, 1312-1315 гг.,Фессалоники - в экстерьере появляются декоративные колонки с миниатюрными капителями.
Аналогичные приемы используются в светском строительстве - императорский дворец (Текфур-серай), Константинополь.