пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Общая характеристика эпохи Средневековья. Основные черты средневекового искусства.

 

Впервые термин «средние века» стали использовать итальянские гумани­сты в XV в., называя так время, отделяющее их эпоху от классической древно­сти. Началом эпохи средневековья является 476 г. - год падения Западной Рим­ской империи, окончанием в разных историографических школах считаются либо 1492 г. - открытие Америки Колумбом, либо 1517 г. - начало Реформации в Германии, либо 1640 г. - начало буржуазной революции в Англии.

 

В истории Средневековья принято выделять три периода:

 

• V-XI вв. - раннее Средневековье,

 

• XII-XIII вв. - высокое Средневековье,

 

• XIV-XV вв. - позднее Средневековье.

 

Завоевание территории Западной Римской империи варварами в V в. при­вело к упадку античной культуры. Варвары разрушали города, уничтожали па­мятники античного искусства, библиотеки. Период с конца IV в. по VIII в. именуется в историографии «темными веками», или «периодом великого пе­реселения народов». Это было время интенсивных миграционных процессов на всей территории Европы. Западная ее часть заселялась в основном германски­ми, а восточная и юго-восточная - славянскими племенами. К концу V - началу VI в. миграционные процессы на территории Западной Европы практически за­кончились, там установились относительные границы вновь образованных «варварских королевств» (франков, бургундов, вестготов, лангобардов, англо­саксов).

 

В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал: германского, «варварского», и романского - культурных традиций Западной Римской империи. Именно на основе их взаимного влияния и сформировалась западноевропейская средневековая культура. Средневековая культура первона­чально формируется на основе замкнутого мира феодального поместья, затем ее центрами становятся города. Именно в городах возникает смеховая, «карна­вальная», по определению М.М. Бахтина, культура, во многом противоречив­шая официальной. Социальная культура средневековья характеризуется прежде всего корпоративностью и иерархичностью общества. В духовной культуре главенствующая роль принадлежит христианской религии и церкви, именно религиозное мировоззрение господствовало в этот период практически безраз­дельно. Характерными чертами средневековой духовной культуры являются традиционализм, каноничность, символизм и дидактизм. Для средневековой культуры характерна также универсальность, энциклопедичность знания. Средневековая наука находилась под сильным влиянием церкви. Она выступа­ла как осмысление данных Библии, основной целью ставила познание Бога и понимание божественного замысла относительно мира и его предметов.

 

искусство западноевропейского Средневековья неравнозначно по своей художественной ценности и имеет свою специфику, присущую определенному историческому периоду. Согласно традиционной периодизации, в нем различают три периода:

• дороманское искусство (V—Хвв.),

• романское искусство (XI—XII вв.),

• готическое искусство (XIM—XV вв.).

 

Однако при всем многообразии художественных средств и стилевых особенностей искусству Средневековья присущи общие характерные черты:

 

• религиозный характер (христианская церковь — единственное, что объединило разрозненные королевства Западной Европы на всем протяжении средневековой истории);

• синтез различных видов искусства, где ведущее место отводилось архитектуре;

• ориентированность художественного языка на условность, символику и малый реализм, связанные с мировоззрением эпохи, в которой устойчивыми приоритетами были вера, духовность, небесная красота;

• эмоциональное начало, психологизм, призванные передать накал религиозного чувства, драматизм отдельных сюжетов;

• народность, ибо в эпоху Средневековья народ был творцом и зрителем: руками народных умельцев создавались произведения искусства, воздвигались храмы, в которых молились многочисленные прихожане. Используемое церковью в идеологических целях культовое искусство должно было быть доступным и понятным всем верующим;

• иперсональность (согласно учению церкви, руку мастера направляет воля Бога, орудием которого считался зодчий, камнерез, живописец, ювелир, витражист и т.д., нам практически неизвестны имена мастеров, оставивших миру шедевры средневекового искусства


13.06.2016; 23:22
хиты: 109
рейтинг:0
Гуманитарные науки
архитектура; дизайн; искусство
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь