пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Характерные черты русского государства X - XIII в.в.

Пед. мысль, школа Др. Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и вост. христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, лит-ры и обуч. оказался слав. яз. со слав. алфавитом (азбука-кириллица). Эл-ты византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси. Так, у византийцев были заимствованы жанр и стилистика «житий святых», поучений и проповедей, где черпались идеалы и программа восп. «Жития…» прославляли аскетический идеал воспитания. В кач-ве образца поучений м. указать «Изборник Святослава», материал кот. взят из ряда религиозных источников. Важные сведения о восп. идеалах К. Руси содержит «Поучение Владимира Мономаха детям». «Поучение» требует воспитания любви к Богу и страха божьего, строго выполнения церковных обрядов. В этом памятнике подтверждается патриархально-родовой хар-р восп. (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Гл. способом восп. объявлялось подражание детей отцу. Князь неоднократно повторяет советы не отлынивать от работы, творить добро, вести деятельную жизнь, учиться. Проблемы познания и обуч. усиленно разрабатывались и др. древнерус. мыслителями (Кирилл Туровский, Кирик Новгородский). Гл. очагом восп. и обуч. для всех сословий в К. Руси была семья. Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье. Церковь видела свою задачу в контроле за семейным восп. В семьи бояр приглашались дом. уч.-священники. Семья обучала праведному житию посредством религиозного восп., преподавания правил общежития. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов. Появление первых школ в К. Руси было вызвано потребностями духовенства, а также увеличением числа грамотных людей. В городах и селах стали появл-ся церкви. В церквях скапливались книги, кот. н. б. уметь читать. Вот почему началось массовое обуч. будущих священнослужителей. Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозной пед. мысли в Киеве, Новгороде и центрах др. древнерусских княжеств. Эта школа была уч. заведением повышенного типа. Ее ученики уже владели нач. образованием, т.е. умели писать и читать. Это позволяет предполагать существование к  тому времени элементарного обуч. Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Обучение велось в индив. форме. Дети сидели вместе, но с каждым учеником уч. занимался отдельно. Как правило, реб. начинал учится с семи лет. Родители платили за обуч. Школы учения книжного носили элитарный хар-р, учениками обычно были дети представителей высших сословий. Учение книжное давало элем. и повышенное образование. Наряду с чтением, письмом и счетом ученики получали нек. сведения из математики, истории разл. стран, а также сведения о природе (флоре и фауне). Сис-ма нач. обуч. в Др. Руси выглядела не как совокупность регулярных уч. заведений, а как опред. формы общественно-пед. практики. Нач. обуч. осуществляли мастера грамоты. Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий. Они обучали чтению, письму и счету подобно тому, как мастера учили подмастерьев профессии. При этом исп-сь особые дощечки, на кот. была вырезана азбука. Такие уч. пособия были доступны всем слоям общества. Сначала учили писать и произносить буквы, потом – читать молитвы по Псалтырю. В кач-ве писчего материала исп-ли бересту. На бересте «писалом» выцарапывали тексты. При обучении  элементарной математике прибегали к образным примерам, пальцевому счету. Считали устно и на абаке. На протяжении Х-ХI вв. письменность проникла во все слои населения Руси. К. Русь не уступала по уровню образованности Центр. и Зап. Европе.  Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеместно. В рез-те нашествия монголо-татар (ХIII в) уровень образования на Руси снизился. В упадок пришло учение книжное.  Огню и мечу подверглись многие монастыри – очаги просвещения. В 1240 был сожжен Киев – центр культуры Др. Руси. Во мн-ве гибли культурные ценности, горели книги, были убиты или угнаны в полон умельцы, мастера грамоты и книжники.     


09.06.2016; 17:56
хиты: 77
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь