Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом.
Обучение носит двусторонний характер и обусловливает необходимость тесного взаимодействия педагога и учащихся на всех этапах учебной работы. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, их активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса.
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая - со структурным усложнением, а воспитательная - с формированием отношений. Процесс обучения как специфический процесс познания надо рассматривать в его противоречивости - как процесс постоянного движения и развития. В связи с этим учитель должен исходить из того, что процесс познания ученика нельзя сводить к заучиванию готовых знаний, что в нем нет прямолинейности на пути к истине, что в нем есть спады, неожиданные повороты мысли, озарение. Познание, образно выражаясь, соткано из противоречий.
Противоречие становится движущей силой обучения, если оно является содержательным, т.е. имеющим смысл в глазах учащихся, а разрешение противоречия - явно осознаваемой ими необходимостью. Условием становления противоречия в качестве движущей силы обучения является соразмерность его с познавательным потенциалом учащихся. Выдвинутая однажды и принятая учащимися познавательная задача, вызывает собственное стремление школьников к познанию нового. В способности видеть познавательную задачу и стремлении найти ее решение кроется тайна успешного обучения и умственного развития учащихся'.
Методологической основой процесса обучения является гносеология (философия познания), которая рассматривает познание как процесс активного отражения реальной действительности в сознании человека. Процесс активного познания учащимися в обучении основан на противоречиях, которые выступают в качестве движущих сил учебного процесса. Можно выделить несколько альтернативных философских основ, выступающих в концепциях педагогических технологий:
1) материализм и идеализм;
2) гуманизм и антигуманизм;
3) антропософия и теософия.
В России превалирует диалектико-материалисти-ческая философская основа, в которой основными системообразующими принципами понимания действительности являются:
1) принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию;
2) принцип познаваемости мира;
3) принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном диалектическом развитии.
Виды обучения и их характеристика
Исторически первым известным видом систематического обучения является широко применявшийся древнегреческим философом Сократом и его учениками метод отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Он получил название метод сократической беседы. Учитель (как правило, философ) постановкой вопроса возбуждал любопытство, ученика и сам, устно рассуждая, в поисках ответа на него вел мысль ученика по пути познания. Сократические беседы проводились с одним или несколькими учениками.
Первый вид коллективной организации познавательной деятельности-догматическое обучение, распространившееся в средние века. Для него характерно преподавание на латинском языке, т. к. основным содержанием обучения было освоение религиозных писаний. Глав. видами деятельности уч-ся были слушание и механическое заучивание. Отличительной особенностью отрыв формы от содержания.
На смену догматическому обучению пришло объяснительно-иллюстративное вследствие широкого привлечения в учебный процесс наглядности. Его методологической основой является теория сенсуализма (Ф. Бэкон, Дж-Локк и др.). Основоположником этого вида обучения является Я. А. Коменский. Основная цель этого обучения — усвоение знаний и их последующее применение на практике, т.е. формирование умений и навыков.
В начале 20-х годов XX в. в результате поисков путей совершенствования объяснительно-иллюстративного обучения сложило новый вид обучения — самостоятельное добывание знаний под руководством педагога-консультанта (Дальтон-план, бригадно-лабораторный метод, метод проектов и др.).
Особым видом самостоятельного добывания знаний является программированное обучение. Его методологическую основу составляет теория пооперантного научения животных, вытекающая из общей бихевиористической концепции (Б. Скинпер).
С программированным обучением тесно связана
алгоритмизация обучения предполагает выявление алгоритмов деятельности учителя и умственной деятельности учащихся.
Алгоритмизация обучения увеличивает удельный вес самостоятельной работы учащихся и способствует совершенствована управления учебным процессом, вооружает учащихся средств ми управления своими мыслительными и практическими действиями.
Современные тенденции развития образования, в том числе связанные с расширением сети частных, в значительной мере элитарных школ, обусловливают становление как самостоятельного вида дифференцированного и индивидуального обучения.