пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» педагогика
» п

Літературний процес у Німеччині 1830-1860 років»

Литературный процесс в Германии 1830 – 1860-х гг.

1. Главная особенность немецкого культурного процесса – его

противоречивость, «разорванность», отсутствие единой определяющей

доминанты. Зарождающемуся реализму не суждено было стать крупным,

значительным явлением. Это зависит прежде всего от особенностей

исторической обстановки в Германских государствах. Германия оставалась

раздробленной (до 1871 г. – официальное объединение, провозглашение

Империи), буржуазные отношения развивались медленно. Отсюда

основная проблема – создание единого экономического (к 40-ым гг.

создан Таможенный союз немецких земель), политического, культурного

 

                                  17

 

 

пространства. Поиски объединяющей идеи определяли процесс развития

современной духовной культуры: потребность в новых формах

общественного бытия, возникновение либерализма в разных формах и,

наоборот, аппеляция официальной идеологии         к «традициям»,

«незыблемым ценностям» – к идеалам монархии, христианской религии,

строгой сословной иерархии.

2. Выделяют два историко-культурных периода в Германии,

определяемых двумя событиями европейской истории – 1815 г. (Венский

конгресс, Священный союз, начало эпохи Реставрации и «европейский

порядок» Меттерниха) и 1848г. (логичный итог революционного брожения

40-х гг. в Европе – «мартовская революция» и отставка Меттерниха):

А. «Эпоха Реставрации», «предмартовская эпоха» («современная

эпоха», «промежуточная эпоха»). Множественность терминов отражает

тот факт, что данный период с трудом поддаётся историко-литературному

описанию, для него характерна множественность и контрастность

культурных и эстетических явлений:

1. Классика и романтика – всё ещё существуют в контексте новой эпохи

(Л. Тик, Й. Эйхендорф, К. Брентано; дискуссия вокруг Гёте и Шиллера в

1830-е гг.)

2. «Молодая Германия» – общественно-литературное движение

либерального толка, порождённое ситуацией общественного «брожения»

1830-40-х гг. (Л. Винбарг, К.Гуцков и др.). Основными принципами

объявили «правдивость» искусства, его современность, актуальность,

воспитательную роль. Их творчество в связи с этим тенденциозно и

публицистично. Основные       сферы творчества – публицистика,

драматургия, роман. Также «переходное» явление: схематичная

прокламация    реалистических   принципов    не   реализовалась   в

художественной практике ясно и масштабно. Зависели от других, более

значительных явлений времени.

3. Стилевое явление – «бидермайер». Отражало общие тенденции и

национальную специфику немецкой культуры в 1820-50-е гг.,

концептуализировало немецкую идентичность, «промежуточное» явление

между романтизмом и реализмом. Духовные интересы времени: история,

военное прошлое, патриархальные нравы, традиции и устои, национально-

патриотические темы, сельское хозяйство. Литература бидермайера

является ярким свидетельством направленности интеллектуального

сознания эпохи: она ориентируется на близость действительности,

детальное, подробное воспроизведение жизни, ориентация на

«локальность», «приватность», но и популярность. Темы: природа,

бытовое окружение, семья, община, история. Часто тривиализируются

известные   традиции (просветительские, романтические). Литература

                                 18

 

 

бидермайера неоднородна. Самое значительное явление           – «высокий

бидермайер» (А. фон Дросте-Хюльсхофф, Э. Мёрике).

 

 

В стороне от основных течений и школ стоит творчество драматургов Ф.

Геббеля, Х.-Д. Граббе, Г. Бюхнера.

 

 

Б. 1850–60-е гг., вторая половина века. Исторически – раскол в

либеральном    лагере,   компромиссность    социального    мышления,

ориентация в культурной жизни на имперские интересы и идеалы

верноподданничества, «мельчание» либеральных идей, быстра смена и

контраст духовных интересов, увлечений и умонастроений. В философии –

пессимизм А. Шопенгауэра (1788-60), система Ф. Ницше (1844-1900),

материалистическая антропология Л. Фейербаха (1804-1872).

1. «Поэтический реализм» (Ю. Шмидт, Г. Келлер, Т. Фонтане). Термин

выдвинут ещё в 1840-е гг. О. Людвигом, основной принцип – синтез

реального и идеального начал, «закономерного и случайного,

индивидуального и типического, объективного содержания жизни и

субъективного авторского переживания». Движение в сторону

субъективизации повествования, к «роману воспитания», рассказу,

новелле.

2. Творчество Р. Вагнера (1813-1883) – композитора, драматурга,

философа. Идея «цельного» произведения искусства («синтетического»).

Главным и единственным масштабным поэтом всего периода (по

единодушному признанию и современников, и представителей

последующих эпох) является Г. Гейне, живший ещё с 1830-х гг. во

Франции.

Основные сферы и жанры немецкоязычной литературы:

поэма – Г. Гейне

новелла и рассказ – Т. Шторм, В Раабе, Г. Келлер, Дросте, Л. Тик

публицистические формы – Гейне, Л. Бёрне, «младогерманцы»

драма – «младогерманцы», Ф.Геббель («Юдифь»-1841, «Мария

Магдалена»-1843, «Гиг и его кольцо»-1856), Х.-Д.Граббе («Наполеон или

Сто дней»-1829-31), Г.Бюхнер («Смерть Дантона»-1835, «Войцек»-1836,

«Леонс и Лена»- 1836)

 

 

 

 

 


08.06.2016; 22:36
хиты: 65
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь