пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» педагогика
» п

Своєрідінсть ліро-епічної .дидактичної поеми «Королева Маб «Шеллі

Следуя по пути, проложенному гением Байрона, Шелли обращается к жанру лиро-эпической поэмы.
«Королева Маб» является первым его опытом в этом жанре. Правда, сам Шелли - взыскательный художник - впоследствии сурово осудил это свое первое большое произведение за имеющиеся в нем элементы дидактики, унаследованные от литературы XVIII века. Однако «Королева Маб» - высокохудожественное произведение, ответившее на самые боевые вопросы современности. На революционно-гуманистических идеях этой поэмы воспитывалось не одно поколение английских рабочих. С 1814 по 1848 год поэма выдержала более шестнадцати отдельных изданий общим тиражом до миллиона экземпляров. Для того времени это весьма внушительная цифра. Довольно скоро «Королева Маб» получила распространение и признание и за пределами Англии. Юноша Энгельс в 30-х годах XIX века пишет в подражание поэме Шелли ряд стихотворений, к одному из которых берет в качестве эпиграфа слова поэмы «День завтрашний придет!». Известно, что на французский и немецкий языки «Королева Маб» была переведена в 1816-1819 годах.
«Королева Маб» является романтическим произведением, Шелли впоследствии писал, что он старался в своей поэме «подражать лирическому пылу «Талабы» Саути и «Чайльд Гарольду» Байрона». Вместе с тем Шелли выступает в поэме не как ученик, а как вполне сложившийся мастер. «Маб» - произведение глубоко оригинальное.
Образ главной героини поэмы - молодой девушки Ианте - является, как и в «Гарольде», организующим и связующим звеном в композиции поэмы. Во сне к Ианте является королева фей Маб, которая хочет удовлетворить любопытство Ианте и показать ей путь к счастью. Фея вызывает силой волшебства душу спящей девушки и затем на волшебной колеснице, сотканной из цветов радуги, устремляется с ней вверх, навстречу солнцу. Ианте и Маб прибывают в волшебный дворец, находящийся в центре вселенной, посреди «гирлянд бесчисленных светил». Маб показывает Ианте на волшебном экране грандиозные картины всей прошлой, настоящей и будущей истории человечества.

 


В первой - третьей песнях Шелли как бы полемизирует с реакционными романтиками, стремясь доказать, что в прошлом не было «никаких счастливых Аркадий», что
=
В четвертой песне поэмы Шелли выступает против монарха и аристократии, которых величает «дураками» и «золотистыми навозными мухами, паразитирующими на теле народном». Как и Байрон в «Чайльд Гарольде», Шелли забывает в полемическом пылу о своей героине; он бурно реагирует на все события современности, подкрепляет свои доводы ссылками на историю; взволнованные, страстные монологи сменяются в поэме глубоко лирическими прекрасными описаниями природы и психологическим анализом характеров действующих лиц.
На первый план Шелли выдвигает в поэме собирательный образ народа, страдающего от социального угнетения:
 

В поэме говорится о подлинных героях той эпохи - отважных республиканцах, которые самоотверженно боролись за демократические права народа. Отличительной чертой поэмы «Королева Маб» является пронизывающий ее дух жизнерадостного оптимизма. Оптимизм Шелли имеет своим источником глубокую веру в грядущую освободительную миссию трудящихся, веру в то, что мир неизбежно освободится не только от власти королей, лордов, но и от всех угнетателей вообще. .

Но в поэме имеется также немало противоречий. Так, например, в противоположность собственным выводам о необходимости свергнуть классовый гнет революционным путем (третья - пятая песни) Шелли в восьмой песне неожиданно приходит к признанию необходимости разрешить все классовые противоречия путем «улучшения... и искоренения природной свирепости человека путем вегетарианской диеты». Противоречия Шелли ослабляли, конечно, общее впечатление от поэмы, однако не сводили на нет ее величайшего прогрессивного значения.
В последней, девятой, песне поэмы рисуются лучезарные картины бесклассового общества будущего. Человечество при помощи могучих машин превращает пустыни в сады; люди стали совершенно иными существами, они не имеют даже понятия об алчности, стяжательстве, ненависти, злобе, кровожадности, лицемерии, фальши и других пороках и преступлениях. В этой песне Шелли выступает как гуманист, великий человеколюбец, осуждающий все виды морального, социального и экономического гнета. Он выступает против рабства негров в Америке, против ограбления рабочих в Европе, против захватнических авантюр колониализма.
В самом начале поэмы перед читателем появляется романтический образ-символ: у ног жалкого человека, закованного в тяжелые цепи, лежит неисчислимое богатство, природа предлагает ему свои щедрые дары, но человек-раб не в состоянии даже шевельнуть рукой или ногой, чтобы заставить служить себе природу. В девятой песне этому образу угнетенного труженика противопоставлен образ «свободного и мудрого» человека будущего, у ног которого «лежит послушная в своем многообразии материя». «Есть перлы совершенства в каждом сердце», - читаем в четвертой песне. Любой батрак мог бы быть, по мнению поэта, «мудрецом великим». Однако необъятные силы и возможности богато одаренного простого народа погибают в ярме экономической эксплуатации, которую утверждает политическая тирания. И все же, признавая, что народ в «ярме раба», поэт не приходит в отчаяние, общий вывод поэмы глубоко оптимистичен.
Шелли уверен в торжестве «добродетели» (этим символом революционные романтики обозначали возможность счастья и равенства для трудящегося большинства наций): «Но мерзкий эгоизм неверным шагом к гробу устремился», - читаем в конце пятой песни. Под «эгоизмом» Шелли подразумевает весь эксплуататорский буржуазно-аристократический строй.
После того как Ианте познакомилась со всей прошедшей, настоящей и будущей историей человечества, после того как она научилась отличать «добро от зла» (т. е. научилась различать врагов и друзей народа), фея переносит ее душу на землю, и спящая девушка просыпается, к радости своего жениха Генри.
Поэма проникнута духом воинствующего атеизма, который Шелли, подобно Байрону, унаследовал от просветителей XVIII века. Особенно суровому осуждению подвергает Шелли религию за то, что она благословляет кровавые захватнические авантюры британского правительства. В период написания «Королевы Маб» Шелли еще стоит на позиции пантеизма - мировоззрения, занимающего промежуточное положение между христианством и свободным материалистическим мировоззрением. В поэме говорится о некоем «духе природы», который движет мирами. Однако в эту эпоху мрачной реакции даже пантеизм является передовым и революционным мировоззрением.
Несмотря на то что «Королева Маб» даже не была пущена в продажу (было отпечатано всего около 200 экземпляров, и поэма распространялась главным образом в переписанном от руки виде), она мгновенно получила всеобщую известность. Демократы ликовали. Консервативные круги делали все от них зависящее, чтобы опорочить, унизить, уничтожить писателя, сорвавшего покров «святости» со всех авторитетов церкви, парламента, биржи. Церковь напустила на него «табунную часть английского общества и журнальной сволочи... - писал русский исследователь Лев Мечников в 1880 году.- Имя его сделалось пугалом для взрослых детей академии, прилавка и парламента».
______________________________________

 «Королева Маб» була своєрідною енциклопедією політичних і соціально-критичних думок для багатьох суспільно ангажованих романтиків різних країн, її образи, поетичні формули тиражувалися багато десятиліть.

Критична сила «Королеви Маб» і багатьох творів з подібною до цієї поеми спрямованістю набагато переважає і її позитивну програму і те, як поет уявляє собі шлях до здійснення цієї програми. Це взагалі характерне для всіх соціальних утопій XIX ст. Однак на відміну від ряду інших утопістів Шеллі не поділяв думки про необхідність революційного насильства. «Майбутня історія уявляється як грандіозне перевиховання людини шляхом морального і розумового переконання… Тирани і попи настільки розбестили народи, що насильницька влада, котра виникає з перемоги пригноблених над гнобителями, у моральному відношенні така ж брудна, як і старе насильство тиранів» (Д. Мірський).

В «Королеві Маб», яка багато в чому окреслила коло ідей Шеллі, що проходять крізь весь його поетичний доробок, розгорнуті в поетичній формі і положення фатальної для перебування поета в Оксфорді брошури «Необхідність атеїзму». Однак, які б богоборчі думки не висловлював автор поеми в ній і в інших творах, послідовним атеїстом назвати його важко. «Атеїзм Шеллі дуже далекий від того, - пише той же Мірський, - що називаємо атеїзмом ми: це був «атеїзм» ідеалістичний і містичний. Заперечуючи християнського Бога і кожного схожого на нього «царя» і «батька небесного», Шеллї обожнював природу, населяв її цілим сонмом духовних істот і стихійних духів». 


08.06.2016; 20:50
хиты: 59
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь