Краткая биография - ГЕЙНЕ ГЕНРИХ (1797-1856)
Христиан Иоганн Генрих Гейне - немецкий поэт, прозаик, публицист, эссеист, главная фигура романтической эпохи в немецкой поэзии, автор, придавший родному языку в своих творениях не виданную ранее легкость и «элегантность», музыкальность, позволившую писать песни на его стихи. Появился на свет 13 декабря 1797 г. в семье небогатого еврея, торговца тканями, жившей в Дюссельдорфе. Его воспитанием и образованием занималась преимущественно мать - умная и образованная женщина, увлекавшаяся идеями французского просветительства. Азы наук Гейне постигал во францисканском монастыре, затем его образование было продолжено в городском лицее (1810-1812).
По его окончании о поступлении в университет не могло быть и речи, поскольку у семьи не было возможности оплачивать учебу. Поэтому до 1816 г. Генрих работал в конторе, принадлежавшей состоятельному банкиру, на складе приказчиком, но все эти занятия были ему не в радость - в отличие от сочинения стихов. В 1816 г. он отправляется в Гамбург к дяде-миллионеру, который дал ему возможность руководить крохотной компанией, но попытки сделать из племянника делового человека не увенчались успехом. Однако дядя оплатил образование – при условии поступления на юридический. Пребывание в Гамбурге имело еще одно важное последствие для Гейне – его безответная любовь к кузине послужила толчком для активного сочинения стихов и дебюта в журнале «Гамбургский страж» (1817), который остался незамеченным.
В 1819 г. Гейне стал студентом Боннского университета, но постигать юридические науки ему было очень непросто, поэтому в 1820 г. он оказался в стенах другого учебного заведения с более высоким качеством преподавания права – Геттингенского университета. Преподававший историю немецкого языка и поэзии Август Шлегель значительно укрепил веру Гейне в собственный литературный талант. В 1821 г. начинающего поэта исключают из-за того, что он вызвал обидчика на дуэль, поэтому образование он продолжил в Берлинском университете, где ему довелось слушать лекции Гегеля. В этот период Гейне вливается в столичное литературное сообщество, сводит знакомство с известными людьми, в частности, поэтом Фридрихом Шлегелем.
Зимой 1824 г. состоялось возвращение Гейне в Геттингенский университет, где уже в следующем году он получает степень доктора права. Однако вся его дальнейшая деятельность сосредоточена на литературном поприще. В 1827 г. выходит лирический сборник, куда вошли стихи прошлых лет «Книга песни» (1827), сделавший его известным не только у себя на родине, выдержавший 13 только прижизненных переизданий. Впечатления от путешествий по континенту легли в основу цикла очерков «Путевые картины» (1826-1831), в которых автор достаточно остро говорил о проблемах своей родины, причем делая это в рамках высокохудожественных произведений.
Знаковым для биографии Генриха Гейне событием стала Июльская революция во Франции в 1830 г. В Германии его творчество подвергалось цензуре, над ним дамокловым мечом висела угроза ареста, поэтому 14 мая 1831 г. Гейне приехал в Париж, чтобы остаться там навсегда в качестве политэмигранта. Только дважды за всю оставшуюся жизнь он приезжал на родину, причем впервые это произошло спустя лишь 13 лет. В 1843-1844 гг. Гейне пишет поэмы «Атта Тролль» и «Германия. Зимняя сказка», которые считаются вершиной его поэтического творчества. Помогал опубликовать его поэму, оказавшуюся последней, Карл Маркс, с которым у Гейне в этот период возникли дружеские отношения.
Во второй половине 40-ых гг. литературная и публицистическая деятельность Генриха Гейне пошла на спад: начиная с 1846 г. у него прогрессировал паралич, с весны 1848 г. уложивший поэта, по его собственному выражению, в «матрасную могилу». Интерес к жизни, к событиям на родине, к творчеству не был утрачен, однако болезнь брала свое. В изданном в 1851 г. последнем сборнике «Романцеро» читаются не свойственные его поэтике ранее горечь и пессимизм. 17 февраля 1856 г. в Париже Генрих Гейне умер и был похоронен на Монмартрском кладбище.
----
Генрих Гейне (1797-1856). Сборник «Книга песен»
В творчестве Г. Гейне в большей степени, чем в произведениях Гофмана, отразился процесс эволюции немецкого романтизма. Величие Гейне-художника заключается в том, что творческую одаренность он сочетал с широтой общественного кругозора. Объявляя себя приверженцем «вольной песни романтизма», он давал трезвую аналитическую оценку своему времени, в своем творчестве отражал важнейшие его закономерности. Поэтическое дарование Гейне формируется в студенческие годы.
Периодизация творчества.
I. 1816 – 1831 годы – до эмиграции в Париж. Становление романтического метода преимущественно в лирике и отчасти в художественной прозе.
II. 1831 – 1839 годы – до книги «Людвиг Берне». Развитие и углубление общественно-политической публицистики.
III. 1839-1848 годы – расцвет политической лирики, новые темы в публицистике («Лютеция»).
IV. 1848 – 1856 годы – послереволюционное творчество, обусловившее новые мотивы и идейно-эстетические устремления в деятельности поэта.
Будучи студентом в Бонне, где он пользовался благосклонным вниманием А.В. Шлегеля, который помог ему в овладении метрикой немецкого стиха, Гейне пишет небольшую статью «Романтика» (1820), ставшую эстетической программой начинающего поэта, в которой он раскрывает свое понимание романтизма. Оставаясь приверженцем романтизма, он не приемлет его туманность и расплывчатость и считает, что «образы, которыми надлежит вызывать подлинные романтические чувства, должны быть столь же прозрачны и столь же четко очерчены, что и образы пластической поэзии». С не меньшей решительностью он отвергает и всякие попытки упрочить влияние средневековых христианско-рыцарских норм на литературу. Свой эстетический идеал автор статьи тесно связывает с представлениями о гражданских свободах в Германии, которые больше существовали в его мечтах, чем в действительности.
Периодизация творчества Г.Гейне, особенности этапов его творчества. Гейне в русских переводах
Г.Гейне (1797 – 1856) – поэт, прозаик, публицист, драматург – называл себя последним поэтом романтизма и первым его критиком. Он использовал средства романтической поэтики в лирике и политической сатире. В своих произведениях – стихотворениях, поэмах, путевых очерках, критических статьях – Гейне откликался на злободневные проблемы современности, но события преображены его поэтической фантазией.
Гейне родился в Дюссельдорфе в еврейской семье коммерсанта со скромными средствами. Попытка заставить будущего поэта посвятить себя торговле не увенчалась успехом. В 1819 г. Гейне поступил в университет, деньги на обучение дал богатый гамбургский дядя Соломон Гейне с условием, что племянник выучится на юриста. В 1825 г. Г.Гейне защищает диссертацию по проблемам городского права. Однако юриспруденция мало его занимала, он увлекался другими предметами и слушал лекции в университетах Бонна, Геттингена и Берлина у Августа Шлегеля по литературе, у Эрнста Морица Арндта по истории, у Ф.Гегеля по философии. В 1825 г. Гейне (чтобы создать благоприятные предпосылки для возможной юридической карьеры) переходит из иудаизма в протестантизм.
Первые стихи Гейне опубликовал в двадцатилетнем возрасте, через год вышел его первый поэтический сборник. Творчество Гейне обычно делят на четыре периода:
I период – 1816 – 1831 гг. В 1827 г. была опубликована «Книга песен», объединившая все стихотворения Гейне. Она состоит из четырех частей – «Страдания юности» (1816-1821), «Лирическое интермеццо» (1822-1823), «Возвращение на родину» (1823-1824), и «Северное море» (1825-1826). «Книга песен» продолжает традиции романтических поэтов, связанные с народным творчеством. Изучив немецкую песню, Гейне создает глубоко народные стихотворения. Он взял отдельные темы и мотивы из устного народного творчества, также форма его многих стихотворений близка песне (отсюда и название (Buch der Lieder – Книга песен). У каждого из разделов свои особенности. «Юношеские страдания» связаны с неразделенной любовью к кузине Амалии. В сознании лирического героя смещаются сон и явь, жизнь и смерть.
Ощущение, что герой переживает «старую, но вечную историю», проходит через второй раздел - «Лирическое интермеццо» (интермеццо – музыкальный термин, обозначает фрагмент, помещенный между двумя другими частями). Первое – веселое стихотворение – соединяет любовь и природу:
Уныние сменяется светлой печалью. К этому разделу относится стихотворение о сосне и пальме, известное в России по переводу М.Ю.Лермонтова. В «Возвращении на родину» минувшая любовь волнует, но заставляет осмыслять, а не переживать. Гейне использует традиционный мотив: разочарованный лирический герой покинул родные места и смотрит на прошедшее просветленным взглядом.
(Перевод А.Блока)
В этот раздел входит стихотворение о знаменитой рейнской красавице Лорелее. Его, наряду с 12 стихотворениями цикла, перевел А.Блок. Для Гейне Лорелея – не таинственная реальность, а прелестный вымысел. В России существует несколько десятков переводов этого стихотворения – К.Павлова, М.Михайлов, С.Черный, В.Левик, И.Корнилова и др.
Постепенно аналитическое начало поэзии Гейне усиливалось, а в «Северном море» стало преобладающим. Здесь поэт использует форму верлибра. Нерифмованный стих со свободным ритмом подходит для подведения первых жизненных итогов лирического героя, пережившего разочарования и стремящегося найти смысл жизни в единстве с природой. Ему кажется теперь бессмысленным пустое умствование, он избавился от романтических грез и видений: