пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» педагогика
» п

;)основні етапи та загальна характеристика романтизму в німеччині

Периодизация немецкого романтизма

 Первые признаки романтизма появляются почти одновременно в разных странах, но каждая внесла в его развитие свой вклад. Родиной романтизма считается Германия, здесь были заложены основы романтической эстетики. Из Германии новое течение стремительно распространилось по всей Европе.

Главная отличительная черта немецкого романтизма – его философичность, умозрительность. Социально-исторический опыт Великой французской революции осмысляется в философско-эстетическом дискурсе. Важнейшие лозунги революции переводились из политического контекста в общефилософский.

Романтизм в Германии прошел 3 этапа развития:

 

1 этап - ранний (Иенский) - с 1795 до 1805 гг В этот период была разработана эстетическая теория немецкого романтизма и созданные произведения Ф. Шлегеля и Новалиса. Учредителями школы Сиенского романтизма были братья Шлегели - Фридрих и Август Вильгельм. их дом на рубеже 18-19 вв. стал центром молодых непризнанных талантов. В круг иезуитских романтиков входили: поэт и прозаик Новалис, драматург Людвиг Тик, философ Фихте.

 

Немецкие романтики наделяли своего героя творческим талантом: поэт, музыкант, художник силой своего воображения превращал мир, лишь отдаленно напоминал реальность. Миф, сказка, легенда, предание составляли почву искусства сиенских романтиков. Они идеализировали далекое прошлое (Средневековье), которое пытались сопоставить с современным общественным развитием.

 

Эстетическая система сиенских романтиков характеризовалась стремлением отойти от показа реальной конкретно-исторической действительности и обращением к внутреннему миру человека.

 

Именно иенские романтики первыми сделали весомый вклад в разработку теории романа и из своих субъективно-романтических позиций предусмотрели его бурный расцвет в литературе XIX в.

 

2 этап - гейдельбергский - с 1806 до 1815 Центром романтического движения в этот период стал университет в г. Гейдельберг, где учились, а затем перподавали К.Брентано и Л.А.Арним, которые сыграли ведущую роль в романтическом движении на втором его этапе. Гейдельбергский романтики посвятили себя изучению и сбору немецкого фольклора. В их творчестве усиливалось ощущение трагичности бытия, имело место историческое влияние и воплощалось оо в фантастике, враждебной личности.

 

В кружок Гейдельбергского романтиков входили известные собиратели немецких сказок братья Гримм. На разных этапах творчества к ним был близок Э.Т.А.Гофмана.

 

3 этап - поздний романтизм - с 1815 до 1848 г. Центр романтического движения перешел в столицу Пруссии - Берлин. С Берлином связан самый плодотворный период в творчестве Э.Т.А.Гофмана, тут же вышла первая поэтическая книжка Гейне. Однако в дальнейшем из-за широкого распространения романтизма по всей Германии и за ее пределами Берлин теряет свою ведущую роль в романтическом движении, поскольку возникает ряд локальных школ, а главное - проявляются такие яркие индивидуальности, как Бюхнер и Гейне, которые становятся лидерами в литературном процессе всей страны .

Романтизм в Германии возник в конце XVIII в. и господствовал вплоть до 30-х гг. XIX в. Принято делить немецкий романтизм на ранний и поздний; однако это деление предполагает не столько этапы в развитии (хотя разрыв во времени существует), сколько течения внутри одного явления.

В 1796 г. в университетском городе Йене собрались деятели формирующегося романтического движения: братья Шлегели, Август (1767-1845) и Фридрих (1772-1829), Людвиг Тик (1773-1853), Фридрих Гарденберг (1772-1801), писавший под псевдонимом Новалис, Вильгельм Вакенродер (1773-1798). Вместе с близкими к кругу литераторов философами — Иоганном Фихте (1762-1814) и Фридрихом Шеллингом (1775-1854) — они образовали школу так называемого йенского романтизма.

Йенские романтики провозгласили абсолютную свободу художника, его право на воображение. Художественное творчество понималось ими как акт божественного творения, а люди творческие, люди искусства — как особые существа, наделенные даром постижения сути мира. «Поэт постигает природу лучше, нежели ученый», — писал Новалис. Философское обоснование идеи об особой роли искусства было сделано Шеллингом. Для него характерна апология универсальности искусства как средства познания мира.

Вакенродер в своих работах, посвященных биографиям великих художников (Дюрера, Рафаэля, Леонардо да Винчи), подчеркивал особую способность художника понимать природу как язык Бога и свое понимание этого языка выражать искусством. Таким образом, художник у Вакенродера является своего рода посредником между Богом и людьми.

Йенские романтики издавали свой журнал, в котором публиковали так называемые «Фрагменты», представлявшие собой афоризмы и небольшие эссе. Философский фундамент «Фрагментов» создавал Фихте. Стремление соединить философию и поэзию, философию и прозу характерно для раннего романтизма.

Поздний романтизм имел менее теоретический и философский характер. Наиболее известные его представители с 1805 г. собрались в Гейдельберге. Гейдельбергские романтики оказали большое влияние на все области искусства: на поэзию, живопись и музыку. При этом они были гораздо более консервативны и в гораздо большей степени немцами, чем их предшественники.

В центре внимания гейдельбергских романтиков находились такие традиционные ценности, как государство, народ, религия. Для них характерно обращение к проблемам национальной самобытности, национального характера, стремление жить и творить в согласии с национальным («народным») духом. Этим объясняется повышенный интерес поздних романтиков к германской истории и культуре, в частности, большое внимание они уделяли сбору, обработке и публикации народных песен и сказок.

Такой деятельностью занимались Ахим фон Арним (1781-1831), Клеменс Брентано (1778-1842), издавшие сборник народных песен «Волшебный рог мальчика». Но самыми известными собирателями народных сказок были братья Гримм, Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859). Их «Детские и семейные сказки» пользовались в Германии огромной популярностью, уступая по числу переизданий только Библии.

Братья Гримм внесли большой вклад и в развитие германской филологии: в 1819-1837 гг. вышла переработанная ими «Немецкая грамматика», а с 1852 г. начат выпуск академического «Словаря немецкого языка».

Одним из ведущих жанров в литературе позднего романтизма являлась литературная сказка, или фантастическая новелла. Любовь к этому жанру объяснялась в том числе убежденностью его представителей в способности именно сказок передавать таинственную суть бытия. Одним из самых известных авторов литературных сказок был Вильгельм Гауфф (1802-1827), характерной чертой творчества которого являлось причудливое сочетание восточных и немецких преданий и легенд.

В литературе романтиков фантазия и реальность тесным образом переплетались, причем фантазия преобладала. Это приводило к тому, что повседневность могла приобретать опасные и фантастические черты. Именно такой она предстает в сказках и новеллах Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822): «Золотой горшок. Сказка из новых времен», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Повелитель блох».

В музыкальном искусстве наиболее ярким представителем позднего романтического направления был Вильгельм Рихард Вагнер (1813-1883). Его творчество в основном было посвящено оперному искусству. Вагнер часто использовал эпические сюжеты (например, оперы «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо Нибелунга»).

Творчество Феликса Мендельсона-Бартольди (1809-1847) отличало введение новых музыкальных форм, с применением которых были написаны его лучшие произведения «Сон в летнюю ночь» и «Вальпургиева ночь». Ф. Мендельсон-Бартольди был одним из ведущих дирижеров, основателем первой в Германии консерватории в Лейпциге (1843).


08.06.2016; 20:05
хиты: 52
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь