пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Дарвин и религия

Чарльз Дарвин происходил из нонконформистской унитарианской среды. Хотя некоторые члены его семьи открыто отрицали традиционные религиозные верования, он сам поначалу не подвергал сомнению буквальную истинность Библии. Он ходил в англиканскую школу, затем в Кембридже изучал англиканскую теологию, чтобы стать пастором, и был полностью убеждён телеологическим аргументом Уильяма Пейли, согласно которому разумное устройство, видимое в природе, доказывает существование Бога. Однако его вера начала колебаться во время путешествия на «Бигле». Дарвин подвергал сомнению данные представления, удивляясь, например, прелестным глубоководным существам, обитающим в таких глубинах, в которых никто не смог бы насладиться их видом; содрогаясь при виде осы, парализующей гусениц, которые должны послужить живой пищей для её личинок. В последнем примере он видел явное противоречие представлениям Пейли о всеблагом мироустройстве. Путешествуя на «Бигле», Дарвин всё ещё придерживался вполне ортодоксальных взглядов и вполне мог ссылаться на авторитет Библии в вопросах морали, однако постепенно начал рассматривать креационную концепцию как ложную и не заслуживающую доверия:

«… пришел к сознанию того, что Ветхий Завет с его до очевидности ложной историей мира, с его вавилонской башней, радугой в качестве знамения завета и пр. и пр., … заслуживает доверия не в большей мере, чем священные книги индусов или верования какого-нибудь дикаря».

По возвращении он приступил к сбору доказательств изменяемости видов. Он знал, что его религиозные друзья-натуралисты считают подобные взгляды ересью, подрывающей чудесные объяснения социального порядка и знал, что столь революционные идеи будут встречены особенно негостеприимно в то время, когда позиции Англиканской церкви оказались под огнём радикальных диссентеров и атеистов. В тайне развивая свою теорию естественного отбора, Дарвин даже писал о религии как о племенной стратегии выживания, веря в Бога как в верховное существо, определяющее законы этого мира. Его вера постепенно ослабевала со временем и, со смертью его дочери Энни в 1851 году, Дарвин, наконец, потерял всякую веру в христианство. Он продолжал оказывать поддержку местной церкви и помогал прихожанам в общих делах, однако по воскресеньям, когда вся семья направлялась в церковь, уходил на прогулку. Позже, когда его спрашивали о религиозных взглядах, Дарвин писал, что никогда не был атеистом, в том смысле, что не отрицал существование Бога, и что, в целом, «было бы более правильно описать состояние моего ума как агностическое».

Наряду с этим, отдельные высказывания Дарвина можно расценивать как деистические или атеистические. Так, шестое издание «Происхождения видов» (1872) заканчивается словами в духе деизма:

«Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с её различными проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм; и, между тем как наша планета продолжает вращаться, согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала развилось и продолжает развиваться бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм».

При этом Дарвин отмечал, что представление о разумном творце как первопричине «сильно владело мною приблизительно в то время, когда я писал „Происхождение видов“, но именно с этого времени его значение для меня начало, крайне медленно и не без многих колебаний, всё более и более ослабевать». Как атеистические, можно расценивать высказывания Дарвина в его письме Гукеру (1868): «…не согласен, что статья правильная, я нахожу чудовищным утверждение, будто религия не направлена против науки… однако когда я говорю, что она неправильна, я отнюдь не уверен, не было ли бы самым разумным для людей науки полностью игнорировать всю область религии».

В «Автобиографии» Дарвин писал:

«Так понемногу закрадывалось в мою душу неверие, и в конце концов я стал совершенно неверующим. Но происходило это настолько медленно, что я не чувствовал никакого огорчения и никогда с тех пор даже на единую секунду не усомнился в правильности моего заключения. И в самом деле, вряд ли я в состоянии понять, каким образом кто бы то ни было мог бы желать, чтобы христианское учение оказалось истинным; ибо если оно таково, то незамысловатый текст [Евангелия] показывает, по-видимому, что люди неверующие — а в их число надо было бы включить моего отца, моего брата и почти всех моих лучших друзей — понесут вечное наказание. Отвратительное учение!».

В написанной им биографии деда Эразма Дарвина Чарльз упоминал о ложных слухах, согласно которым Эразм взывал к Господу на смертном одре. Весьма сходные истории сопровождали кончину самого Чарльза. Наибольшую известность из них приобрела так называемая «история леди Хоуп», английской проповедницы, опубликованная в 1915 году, в которой утверждалось, что Дарвин претерпел религиозное обращение во время болезни незадолго до смерти. Подобные истории активно распространялись разного рода религиозными группами и, в конце концов, приобрели статус городских легенд, однако они были опровергнуты детьми Дарвина и отброшены историками как ложные.

Теория эволюции Дарвина заменила трогательную библейскую историю сотворения мира на убедительную, хорошо обоснованную теорию происхождения видов в растительном и животном мире. Вывод о том, что человек происходит из семейства приматов, шокировал многих современников Дарвина. Несмотря на постоянно высказываемые сомнения и наладки со сторон религиозных фундаменталистов, эта теория оказалась прекрасно обоснованной с научной точки зрения. Однако Дарвин не ограничился трудами по теории происхождения видов. Дарвин выдвинул ряд идей, которые по своим историческим последствиям оказались более глубокими и значимыми, чем его вывод о том, что человек связан со всеми живыми существами общим генеалогическим древом. Настоящая взрывная сила его теории, как показала история Европы периода между 1870 и 1930 годом,[5] крылась в его материалистических взглядах на внутренние законы биологии.

Дарвин понял, что живые существа на протяжении многих поколений развиваются в разных направлениях, вследствие чего у них появляются новые индивидуальные признаки и даже возникают новые виды.[6] Существа с новыми биологическими признаками, как он аргументирует далее, могут выжить только в том случае, если им удается приспособиться к внешнему миру, то есть они подвергаются отбору, в результате которого выживают только наиболее приспособленные. Эти постулаты Дарвина единодушно принимаются наукой и но сей день. Однако Дарвин сделал еще один решительный шаг и выдвинул две спорные гипотезы. Первая гипотеза гласила, что как вариации внутри одного вида, так и виды в целом, под давлением естественного отбора должны постоянно бороться друг с другом за выживание,[7] поэтому в ходе эволюции смогли закрепиться только те новые признаки, которые давали преимущество в борьбе за выживание. Таким образом, живые существа по своей внутренней природе являются борцами в войне за выживание. Вторая, столь же спорная гипотеза Дарвина, представляла собой обратный вывод: процесс отбора под давлением борьбы за выживание — и ничто иное — является движущей силой развития видов от «низших» к «высшим» существам.[8] Таким образом, важнейшими биологическими законами для Дарвина были «war of nature» (война природы), «struggle for life» (борьба за выживание), а также отбраковка слабейших и отбор лучших особей. Основным биологическим признаком всех живых существ, включая человека, для Дарвина было стремление бороться с другими за выживание.[9] Кооперацию, солидарность и совместные действия он классифицировал как второстепенные вспомогательные системы, которые развились исключительно вследствие борьбы за выживание и служили только этой борьбе. Эти утверждения Дарвина легли в основу нового образа человека.[10]

На свет появилась эрзац-религия, которая имела далеко идущие последствия. Чарльз Дарвин стал вторым после Карла Маркса человеком, который инициировал своего рода реальный эксперимент с человечеством. Труды Дарвина стали началом эпохи дарвинизма, влияние которой ощущается по сей день. Естествоиспытатель Адам Седжвик (Adam Sedgwick) был одним из профессоров, лекции которых Дарвин посещал в Кембриджском университете. В принципе, доброжелательно относясь к Дарвину, он еще в 1859 году написал ему в письме о возможных последствиях его теории такие слова: «Человечности может быть нанесен ущерб, который может привести к ожесточению человечества». В немногих странах мира резонанс, вызванный теорией Дарвина, был столь велик, как в Германии.[11] Уже через год после публикации первого труда Дарвина Эрнст Геккель (Ernst Haeckel) (вскоре он станет самым читаемым автором научно-популярной литературы) сделал доклад о новой теории на конференции немецких врачей и естествоиспытателей. Книга Дарвина побудила многих образованных людей, ученых и политиков взяться за перо и стала причиной целой серии бестселлеров, выходивших в Германии на протяжении десятилетий. Притягательная сила дарвинизма состояла не только в его революционном понимании естественной истории, но, главным образом, в попытке подвести под сосуществование людей, их этику и мораль новый, на первый взгляд, научно обоснованный фундамент. То, что Дарвин и его последователи считали законами биологической эволюции, должно было одновременно стать основой тех законов, по которым люди устраивают свою жизнь. К какому развитию это привело в период с 1870 года по 1930 год, будет рассмотрено в одной из последующих глав.[12]

Пругло Роман

Сало Юрій

Ідеологія марксизму.Марксизм: пошук визначення. Біографії та основні праці К.Маркса та Ф.Енгельса. Філософські та економічні засади марксизму. Вплив ідеології марксизму на європейське суспільство у XIX ст.


07.06.2016; 00:21
хиты: 103
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
интеллектуальная история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь