пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Развитие концепции прав человека в современной России.

Права человека — универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе.

Концепция прав человека — это общепризнанная система представлений и взглядов о месте и роли прав человека в обществе и государстве.

Закрепление основ правового статуса личности в Конституции России отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Декларация прав и свобод человека и гражданина и новая Конституция ознаменовали отказ от классового подхода при закреплении правового статуса личности.

В основу современной концепции прав человека положен новый подход к личности как к субъекту правового статуса. Это выражается в том, что впервые на конституционном уровне была признана категория «права человека». Еще одной чертой новой концепции прав человека является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов перед интересами личности. Новое конституционное законодательство стоит на позициях признания основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции). В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности, в области прав человека.

Институт прав и свобод человека и гражданина, содержащийся в Конституции России, базируется на сочетанииестественно-правовых и позитивистских подходов.

Естественное право как основа норм и принципов общепризнанных прав человека включает в себя идеалы свободы, справедливости, равенства всех перед законом, признание народа в качестве единственного источника власти. Применяя естественно-правовой подход, Конституция России «признает автономию личности, ее право на невмешательство в сферу очерченной правом свободы личности, ставит заслон всевластию государства и его посягательствам на развитие свободы и индивидуальности личности».

При позитивистском подходе Конституция закрепляет учрежденные государством права и свободы в основном в социально-экономической и культурной сферах, «содержит позитивное закрепление широкого перечня прав и свобод, определяет систему гарантий и механизмов их защиты». Подобное сочетание двух противоборствующих доктрин положительно сказалось на концепции Конституции. Время доказало, что каждая из этих концепций в отдельности неспособна привести к созданию таких моделей общественного развития, которые удовлетворяли бы глобальным целям человеческой жизни, таким, как свобода личности и социальная справедливость, духовное и материальное благосостояние для всех индивидуальных и коллективных субъектов. Подтверждением такого сочетания двух доктрин служит ст. 17 Конституции России, ч. 2 которой с очевидностью отражает естественно-правовую концепцию прав человека: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Однако уже в ч. 3 этой статьи содержится следующая оговорка: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Демократические конституции декларируют и гарантируют обеспечение прав человека и гражданина, допускают свободное образование и деятельность политических партий разного толка, предоставляют свободу в осуществлении экономической деятельности и т. п.

Конституция провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1), она по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Демократическое государство — важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов демократического государства является суверенитет народа. Демократическим называется такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым. Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Недостаточно только провозгласить государство демократическим (это делается и в тоталитарных государствах), главное — обеспечить его устройство и деятельность правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма.

Важнейшие признаки демократического государства — представительная демократия, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная демократия — это осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решать наиболее важные вопросы жизни народа — объявлять войну, принимать бюджет и др. Эффективность их деятельности зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие — независимость представительного учреждения в пределах его полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

В демократическом государстве должны быть обеспечены политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей), возможности в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит отражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, политическом плюрализме, свободе прессы.

Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция России закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия — это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и проводиться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти; такое государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

С незапамятных времен народы и государства вступают в отношения друг с другом. С течением времени выработались устойчивые формы этих отношений, т. е. то, что называется сейчас международным правом.

Международное право регулирует широкий круг вопросов, включающий безопасность, дипломатические отношения, торговлю, культуру и, конечно, права человека. Существует принципиальное различие между системой международного права и правовыми системами отдельных государств. В международном праве нет единой законодательной власти, а также института, обладающего, подобно исполнительной власти отдельного государства, монополией на применение силы. Следовательно, международное право и, в частности, международное право в области прав человека может появиться только с согласия государств, его субъектов, и в очень большой степени зависит от готовности отдельных государств следовать ему. Если государство нарушает какие-либо нормы международного права, принуждение в отношении этого государства может исходить только от других государств, а не от некоей «высшей международной инстанции».

Согласие государств о принципах отношений между собой, являющееся основой международного права, может быть выражено различным образом. Наиболее характерны следующие документы, которые возлагают определенные обязательства на государства, подписавшие и ратифицировавшие его:

1 — Договор. Текст договора принимается по согласию всех государств, участвующих в его составлении, или на международной конференции путем голосования. Согласие государства на обязательность для него договора может быть выражено подписанием договора, обменом документами, образующими договор, ратификацией договора, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором государства условились. Присоединяясь к договору, государство принимает на себя обязательство выполнять оговоренные в нем обязанности и добросовестно обеспечивать соответствие своих национальных законов положениям договора. Присоединение к договору в области прав человека предполагает подотчетность государства перед международным сообществом и государствами, которые ратифицировали тот же договор, перед своими гражданами и другими лицами, проживающими на его территории.

При присоединении к международному договору по правам человека государство вправе:

— делать оговорки, т. е. односторонние заявления о том, в какой степени то или иное положение договора будет применяться в данном государстве;

— интерпретировать отдельные положения договора, если считает их двусмысленными или недостаточно ясными;

— делать заявления (декларации), подтверждающие готовность государства выполнять то или иное ее положение.

2 — Конвенция. Государство подписывает конвенцию, а затем национальный парламент ратифицирует ее, причем временной интервал между подписанием и ратификацией может быть значительным, до нескольких лет. Большая часть конвенций по правам человека вступает в силу только после того, как к ним присоединяется минимально необходимое количество государств. Конвенции и другие договоры о правах человека могут содержать положения о возможности ограничения прав и свобод, признаваемых этими договорами.

3 — Пакт. Например, ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с настоящим Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе».

Принят обширный комплекс международных документов, которые содержат систему принципов и норм, касающихся прав человека. Эти документы, по мнению В. А. Карташкина, делятся на три группы:

а) документы, которые содержат принципы и нормы, касающиеся прав человека в основном в условиях мира (Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека);

б) конвенции о защите прав человека в условиях вооруженных конфликтов (положения Гаагских конвенций 1899—1907 гг. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, принятые в 1977 г.);

в) международные документы, регламентирующие ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов (Нюрнбергский устав и приговоры Международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, Конвенция о пресечении апартеида и наказания за него, проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества).

Право международных договоров является основной частью современного международного права. Помимо договоров, существует большое количество других документов (декларации, резолюции, акты, принципы, кодексы поведения), не имеющих обязательной юридической силы. Тем не менее, эти документы обладают неоспоримым моральным воздействием и служат практическим руководством для государств при проведении ими своей политики. Их ценность заключается в их признании и принятии значительным числом государств, и, даже не имея обязательной силы, они могут рассматриваться как документы, декларирующие общепринятые принципы в рамках международного сообщества.

Закрепление основ правового статуса личности в Конституции Российской Федерации 1993 года отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Начало этому было положено принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека, а затем принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Последняя повлекла за собой полное обновление раздела II Конституции Российской Федерации 1978 года «Государство и личность». С этого началось приведение конституционного законодательства России в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, отказ в этой сфере от принципов, присущих тоталитарному государству.

Изменения коснулись всех основ, определяющих статус человека и гражданина.

1. Декларация прав и свобод человека и гражданина, последующее конституционное законодательство России и новая Конституция ознаменовали отказ от классового подхода при закреплении правового статуса личности.

Классовый принцип был важнейшим в реализации социалистической доктрины в советском государстве. Особенно яркое отражение он получил в первой Конституции 1918 года. Все провозглашаемые в ней права и свободы закреплялись только за трудящимися, т.е. за рабочими и крестьянами. В отношении остальных слоев общества, причисляемых к эксплуататорским классам, декларировалось беспощадное подавление. Отдельные лица и отдельные группы лиц лиша- лись прав, которые ими использовались в ущерб интересам социалистической революции. Эта норма воспроизводилась и в Конституции РСФСР 1925 года.

В последующих Конституциях как Союза ССР, так и РСФСР формы классового подхода к правам личности трансформировались, но сущность его оставалась прежней. В этих конституциях уже не предусматривалось лишение прав каких-либо слоев общества по социально-классовым признакам. Вместе с тем, использование прав и свобод в политической области допускалось только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя», а затем «в соответствии с целями коммунистического строительства».

Эти положения Конституции свидетельствовали о том, что за гражданами признавалась возможность реализовать свои права и свободы только в рамках социалистической идеологии. Критика существующего строя объявлялась преступлением перед государством.

Классово-идеологический подход к правам человека приводил к подавлению личности, к нарушению ее свободы, означал принудительное навязывание человеку социалистических ценностей, не признавал элементарного права человека на свободу мысли. На практике это вылилось в физическое уничтожение огромного числа граждан, объявленных «врагами народа».

Классово-идеологический критерии неприменим в демократическом, правовом государст ве. Поэтому и в Конституции 1993 года одной из основ конституционного строя признано идеологическое и политическое многообразие. Права и свободы человека и гражданина не увязываются с его социальным статусом, принадлежностью к какому-либо классу, с приверженностью тем или иным идеологическим ценностям, политическим взглядам. Конституция признает и защищает право каждого человека не только иметь такие взгляды, но и пропагандировать их, беспрепятственно действовать в соответствии со своими убеждениями.

2. В основу современной концепции прав человека положен новый подход к личности как к субъекту правового статуса. Это получило свое выражение прежде всего в том, что впервые, причем на конституционном уровне, юридически признана категория «права человека».

В социалистической доктрине человек, его права в правовом, политическом аспектах не признавались как самозначимые категории. Понятие «человек» не выходило за рамки его биологического содержания, заменялось социально-классовыми понятиями «трудящийся», «эксплуататор», затем понятием «гражданин». Сама постановка вопроса о правах человека считалась искусственной.

Определенный шаг к выходу за рамки этих понятий сделали Конституция СССР 1977 года и соответственно Конституция РСФСР 1978 года, включившие разделы «Государство и личность». Однако в них по-прежнему использовалось только понятие «права и свободы граждан». Лишь после принятия 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина понятие «права человека» получило и конституционное признание.

Понятия «права человека» и «права гражданина» близки, но не совпадают по своему содержанию. Они отражают различные аспекты статуса личности. Вот почему Конституция, характеризуя этот статус, применяет оба понятия, фиксируя права и свободы и человека, и гражданина.

Понятие «права человека» подчеркивает неотъемлемость прав личности как таковой, невмешательство государства во внутреннюю жизнь человека. Такого рода права вытекают, как отмечается во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, из присущих всем членам человеческой семьи достоинства и свободы.

Понятие «права гражданина» исходит из незыблемых прав личности как гражданина государства, определяет права и свободы человека , именно в данном качестве.

В конкретном перечне прав и свобод в Конституции эти понятия в значительной части совпадают. В большинстве статей Конституции права и свободы адресуются каждому, в некоторых – гражданину. Последнее относится к тем правам, которые вытекают из принадлежности лица к гражданству данного государства.

Важной чертой современной конституционно закрепленной концепции прав человека является признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека.

В социалистической концепции центр тяжести переносился на коллективного субъекта. В этом усматривалось преимущество социалистического строя как основанного на принципах коллективизма перед буржуазным строем с его «индивидуализированным» человеком, взаимным отчуждением людей.

Характерно, что в отличие от предшествующих революций в мире, в ходе которых провозглашались декларации прав человека и гражданина,революция 1917 года становление «социалистического» государства в России ознаменовала Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемоо народа.

Принцип коллективности, коллективизма может и должен быть положительным фактором развития гражданского общества только в том лучае, если он не игнорирует индивидуальные права и свободы каждого человека, признает его самоценность.

В социалистической теории и практике такое соотношение не обеспечивалось. Сущность коллективизма воспринималась как безусловное признание всеми социалистических ценностей, полное единство взглядов, неправомерность политических позиций, отступающих от господствующей идеологии. Так, в конституциях этапа «развитого социалистического общества», в которых впервые было применено понятие «народ», это обосновывалось тем, что в социалистическом государстве сложилась новая историческая общность людей – советский народ в результате утверждения полного морально-политического единства всех классов и слоев общества.

По новой концепции прав человека коллективность не трактуется как основанная на единомыслии, на приверженности одной господствующей идеологии. Под господствующей идеологией уже не подразумевается полное морально-политическое единство всех граждан, фактически не достижимое ни в одном демократическом государстве. Люди всегда были, есть и будут разными, в обществе всегда имеются противоречивые интересы.

Основа коллективности в современных условиях – объединение усилий всех государственных и общественных структур для создания условий, в возможно более полной мере удовлетворяющих интересы различных социальных слоев общества, для утверждения общественного согласия. Согласованные государственные решения должны достигаться не путем принудительного подавления политических оппонентов власти, а конституционным путем, через сложные процедуры выработки общего подхода к той или иной проблеме.

3. Еще одной чертой новой концепции прав человека является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов перед интересами личности.

Этот принцип обосновывался тем, что государство само всеобъемлюще выражает и общественные, и личные интересы. Вследствие этого считалось, что у личности, как и у общества в целом, не может быть политических интересов, противоречащих государственным, олицетворяемым в политике КПСС, поскольку «воля партии – это воля народа». Если же такие интересы имелись, то в зависимости от формы их выражения они либо игнорировались, либо вызывали соответствующую реакцию вплоть до принятия репрессивных мер со стороны государства. Одним из условий, обеспечивающих приоритет государственных интересов, являлось глобальное огосударствление общества, всех его формирований, которыми оно было поголовно охвачено. Это приводило к отсутствию у нас гражданского общества.

Исходное начало действующего конституционного и текущего законодательства – признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.Государство уже не рассматривается как ассоциация, охватывающая все общество, как «самая массовая организация трудящихся». Оно :трактуется как представитель общества, который несет перед ним, перед гражданами, перед отдельным человеком определенные обязанности и ответственность, прежде всего обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Признание взаимных прав, обязанностей и ответственности получило законодательное закрепление в Законе о гражданстве Российской Федерации.

4. Новое конституционное законодательство стоит на позициях признания основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ст. 17, ч. 2, Конституции Российской Федерации).

Советская теория исходила из постулата о том, что права предоставляются гражданам социалистическим государством.

Теория же о прирожденных правах человека отрицалась как буржуазная, основанная на идеалистических, а не материалистических представлениях. Хотя эта исходная в области прав человека позиция школы естественного права общепризнанна. Она отражена во всех международных документах о правах человека.

5. В действующей Конституции Российской Федерации впервые получил закрепление принцип примата норм международного права, в частности в области прав человека.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст.17).

По советской концепции сфера прав человека считалась сугубо внутригосударственным делом. Не допускалось вмешательство международных организаций в положение дел с правами человека в СССР. Не разрешались какие-либо действия, связанные с проверкой примене-ния на территории Союза норм международного права, с реализацией права обращения граждан в международные организации за защитой прав человека, запрещалось создание каких-либо общественных формирований, ставящих целью защиту этих прав.

Действующая Конституция признает, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46, ч. 3).

Конституционное закрепление прав и свобод граждан на разных этапах развития государства имело свои особенности.

В Конституции РСФСР 1918 года нормы о правах и обязанностях граждан не выделялись в качестве особого раздела. Наряду с иными нормами они получили отражение как в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, являвшейся составной частью Конституции, так и в ее разделе «Общие положения».

Впервые особая глава о правах и обязанностях граждан появилась в Конституции СССР 1936 года (в Конституции РСФСР 1937 года). Однако эта глава была одной из последних глав в ее структуре (гл. Х Конституции СССР).

В Конституции РСФСР 1978 года (вслед за Конституцией СССР 1977 года) был выделен раздел «Государство и личность», состоящий из двух глав «Гражданство РСФСР. Равноправие граждан» и «Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР». Причем раздел об основах правового положения граждан был помещен после раздела об основах общественного строя и политики, т.е. в начале Конституции.

Значительно расширился перечень основных прав, свобод и обязанностей граждан. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, на пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право участвовать в управлении государством и многие другие. Конституция расширила содержание прав, закреплявшихся и в прежнем Основном Законе, а также их гарантии, более полно определила основные обязанности граждан. Были включены нормы об основах правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Несмотря на все эти нововведения, основные сущностные черты социалистической концепции прав личности сохранились и в этой Конституции «развитого социализма».

После принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина раздел «Государство и личность» был существенно изменен – дан в новой редакции. В нем были выделены две главы: «Права и свободы человека и гражданина» (гл. 5) и «Обязанности граждан Российской Федерации» (гл. 6).

В Конституции Российской Федерации 1993 года нормы рассматриваемого института содержатся в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» (ст. 17–64).

Сохраняя в качестве исходных принципы, провозглашенные в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституция вместе с тем, по сравнению с прежней, юридически более точно раскрывает содержание многих прав и свобод. Прежде всего следует подчеркнуть, что определяющая для данного института норма-принцип о человеке, его правах и свободах как высшей ценности отнесена к основам конституционного строя и включена в гл. 1 Конституции.

Введена статья о допускаемых пределах ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения и определен перечень тех прав и свобод, которые не подлежат такому ограничению.

Усилена правовая защита норм о правах и свободах человека и гражданина путем отнесения гл. 2 к числу тех, которые не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Конституция не выделяет в качестве отдельной главы нормы об обязанностях граждан. Не упомянуто о них и в названии главы (как это было в последней редакции прежнего Основного Закона), хотя нормы такого рода в ней содержатся. Данный подход можно объяснить тем, что конституционное провозглашение прав и свобод человека и гражданина является центральной самостоятельной функцией основного закона. Однако нет оснований для вывода о том, что обязанностям граждан Конституция не уделяет внимания. В ней закреплен общий принцип о равных обязанностях граждан (ст. 6), конкретно указаны некоторые важнейшие из обязанностей.

 


08.06.2016; 16:57
хиты: 190
рейтинг:0
Профессии и Прикладные науки
право
конституционное право
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь