пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Возникновение современного государства и права в Европе. Влияние Реформации и первых европейских революций на конституционные идеи и государственно-правовую практику.

История права и государства Нового времени представляет собой начало современной истории этих институтов. Она включает переход от лично-зависимых индивидуальных и групповых отношений к индивидуальной свободе, гарантированной упразднением сословного деления и признанием равенства граждан перед законом. В области политической организации феодально-сословное представительство окончательно сменяется представительством на основе всеобщего и равного избирательного права. Традиционные отрасли цивильного и карательного права дополняются новой и обособленной отраслью регулирования организации и деятельности учреждений государственной власти в центре и на местах, получающей впоследствии наименование отрасли конституционного (иногда государственного) права данной страны.

Правовые институты Нового времени продолжают испытывать на себе, прямо или опосредованно, воздействие происходящих в обществе перемен и становятся одной из важных сфер социальной активности и общения, где означенные перемены, связанные с переходом от традиционного (аграрного) общества к современному (индустриальному), получают свое частичное воплощение, поддержку и закрепление. Эти перемены были обусловлены прежде всего ростом промышленного производства и распространением интенсивного торгового обмена не только в пределах какой-то одной страны, но и далеко за пределами отдельных стран и даже исторических регионов. Это произошло в период географических открытий и колониальной экспансии европейских держав в страны Нового Света.

Реформация: политические идеи и практика

Особый род перемен произошел на пороге Нового времени в области религиозной организации и отправления культа. Эти перемены известны под названием Реформации, затронувшей организационную, обрядовую и догматическую стороны жизни католической церкви во многих странах Западной Европы Среди идейных организаторов и вдохновителей этих перемен особенно велики заслуги итальянца Марсилия Падуанского, англичанина Джона Уик-лифа, чеха Яна Гуса, немца Мартина Лютера, француза Жана Кальвина

Главными идеями реформаторов церкви в Новое время помимо борьбы с торговлей индульгенциями и критикой догмата о папской непогрешимости стали идеи свободы индивида в отправлении религиозных обрядов и поддержка популярной в целом ряде европейских стран идеи верховенства власти народа.

Многие из демократических прав и общеустроительных (конституционных) идей также получили свою первоначальную разработку у идеологов Реформации. Впервые идею верховенства власти народа сформулировал Марсилий Падуанский, ректор Парижского университета, который в своем трактате "Защитник мира" (1324 г.) утверждал, что народ есть фундаментальный источник власти и что поддержание мира и порядка в обществе есть первичная задача уже власти правительственной. Исходя из идеи верховенства власти (авторитета) народа, а также авторитета церковньх соборов, Марсилий отметил также необоснованность претензии папы римского на верховную власть в церкви.

Дж. Уиклифа (1320—1384), профессора из Оксфорда, который стал инициатором перевода Библии на английский язык и авторитетным сторонником церковной реформы, называют иногда "утренней звездой европейской Реформации". В Предисловии к английскому переводу Библии, изданному в 1384 г., он написал "Библия предназначена для правления народа, при помощи народа и во имя народа".

Под идейным наставничеством августинского монаха и преподавателя в университете г. Виттенберга Мартина Лютера (1483—1546), осуществившего перевод Библии на'современный немецкий язык, обрело широкую поддержку движение в пользу отказа не только от индульгенций и от власти папы римского в качестве высшей апелляционной инстанции в спорах по делам веры, но от признания Римской церкви в качестве истинной церкви Христа в пользу учреждения такой церкви (позднее названной протестантской), которая наиболее соответствует требованиям и духу Нового Завета. В работе "Свобода христианина" Лютер провозгласил, что христианин спасется верой, одной только верой, а не своими заслугами и добрыми делами, ибо добрые дела явятся необходимым результатом этой веры. Этот догмат стал краеугольным камнем протестантизма. Другим основополагающим принципом новой теологии и организации церкви стало положение о священстве всех верующих, т.е. об упразднении характерного для католицизма различения и разделения на клириков (священников) и мирян (прихожан). Это последнее повлекло за собой также упразднение монастырей, отмену целибата (запрета на вступление в брак для священников) и признание духовного равенства в делах веры между мужчинами и женщинами.

Новое достоинство для женщин имело определенные последствия для статуса в семье, но более всего в делах богослужебных и общественных.

Жан Кальвин, автор "Наставлений в христианской вере" (1536 г.), обосновался в Женеве, где развил и частично претворил "демократическую" программу церковной власти, которая включала выборы служителей церкви собранием верующих и совместное участие в делах церкви священнослужителей и выборных светских старейшин (пресвитеров) церковных общин. Ему же принадлежит обоснование идеи богоугодности существующих ремесел и занятий, в результате чего стали пользоваться уважением и почетом такие профессии, как домашнее хозяйство, ремесленные производства, земледелие. Главное назначение экономической деятельности людей всегда сводится, согласно божескому предопределению и его истолкованию Кальвином, к скоординированному обеспечению общего благосостояния сограждан, исполненных необходимого чувства ответственности, трудолюбия, дисциплинированности и вырастающих из их христианского

Важное направление перемен связано с последствиями радикальных политических потрясений, которые пережили в начале новой истории европейские народы и государства. Они вызвали крушение ряда древних монархических режимов с их сословной иерархией и привилегиями и появление впервые в истории этих стран республиканских режимов власти и управления. Эти новые режимы провозгласили и реализовали на практике идеи верховного правления народа, необходимости гарантий неотчуждаемых прав человека на жизнь и свободу, на равенство всех граждан перед требованиями закона, нацеленность над определенным образом понимаемую справедливость и общее благо (законы как нормы справедливости и общее благо как конечная цель законов // Дж. Локте, 1690 г.), на свободу выбора рода занятий, распоряжения собственностью и др.

Возникающие на этой основе новые идейно-доктринальные и политические структуры создают предпосылки для формирования общества свободных и равных граждан, в котором обеспечивается конституционное признание (в виде особого общеустроительного закона) некоего минимума неотъемлемых прав и свобод сограждан, а также незыблемость народного правления (в противоположность самодержавному, монархическому правлению), высокая авторитетность и принуждающая сила конституционных законов страны для сограждан и служителей государства и др.

Определенную роль сыграл интерес к античному опыту, пробужденный деятелями итальянского Возрождения. Помимо определенного возвеличения человеческого достоинства, отчасти с антицерковными и антифеодальными выпадами, важный аспект этого заинтересованного восприятия опыта греков и римлян составил древний опыт управления делами общества и государства. По оценке итальянского мыслителя и политика Никколо Макиавелли (1469—1527), в истории нет ни эволюции, ни прогресса, а есть простое повторение (по кругу). История — это склад примеров, которые надо изучать, чтобы понять причины и особенности современных событий. Лучшие времена — в римской античности, поэтому именно ей и следует подражать. Эта почти конфуцианская историческая и этическая позиция была впоследствии ярко представлена в творчестве и политической деятельности радикального крыла английской революции, американских "отцов конституции", во Французской революции периода якобинской диктатуры, консулата и империи.

Таким образом, в Новое время возникает новый образец правильно устроенного государства, отличный от образцов античной цивилизации и от просвещенного абсолютизма. Наряду с началами свободы, законности и общего блага, которые ценились еще с греко-римских времен, здесь особое значение приобретает способ распределения властных полномочий верховной власти государства, в частности обособления и равновесия властей (Монтескье), таких как законодательная, исполнительная и судебная. Нормально устроенное государство получает в Новое время наименование правового государства (в немецкой литературе), государства "господства права" (англо-американская литература), конституционного государства (А.С. Алексеев, В.М. Гессен в России начала XX в.).

Главным заинтересованным слоем движения к уравниванию в свободе, к личной и имущественной неприкосновенности в этот период стало так называемое третье сословие (третье после духовенства и дворянства), которое и возглавило в ряде случаев это движение к бессословному (гражданскому) обществу. Это новое общественное состояние получило название "буржуазное общество", по имени буржуа (житель городов), из которых в основном и пополнялось третье сословие. Отныне все перемены в направлении к этому общественному состоянию стали именоваться буржуазными или пробуржуазными, например английская буржуазная революция, буржуазные реформы в России и Японии 60-х гг. XIX в. и др.

Другие направления перемен

Функционирование права испытывает в Новое время влияние ряда новых факторов, прежде всего технологических и научно-технических (появление фабричных и заводских массовых производств с новыми требованиями к рабочей силе и условиям труда). На этот же период приходится завершение процесса становления наций-государств, начавшегося в средние века и ускоренного централизаторскими устремлениями абсолютных монархий с их верховным единодержавием, бюрократической иерархией и специализацией и первыми опытами национальных кодификаций права. Упорядочивание и кодификация права происходили путем собирания местного (обычного) права и общегосударственного законодательного материала в единые своды (сводные законы наподобие ордонансов времен Кольбера), подразделяющиеся отныне на своды (кодексы, книги) гражданского, карательного, конституционного права и др. Впоследствии и эта градация подверглась дальнейшему дроблению и перегруппировке.

Особым вниманием пользовалось конституционное право, которое призвано было регулировать распределение и осуществление государственной власти в центре и на местах, а также взаимоотношения учреждений государственной власти между собой и с гражданами. Регулирование взаимоотношений между властвующими и подвластными (т.е. между носителями государственных властных полномочий и носителями определенных гражданских полномочий) иногда называют вслед за Монтескье предметом особой отрасли под названием политическое право.

Характерно, что в конкуренции названий для отрасли права, регулирующей устройство и порядок деятельности учреждений государства в их взаимоотношениях с гражданами, предпочтение было отдано названию конституционное право, хотя наряду с ним имеют хождение также названия "государственное право", "публичное право" и гораздо реже "политическое право". Между тем последнее название в наибольшей мере олицетворяет преемственную связь с политической философией древних, в частности с Аристотелем, и в этом смысле удерживает гораздо больше элементов древней, в данном случае античной, традиции обсуждения природы, назначения и практического функционирования различных форм политического устройства.

Однако само название отрасли не в состоянии передать всей сложности или специфичности предмета регулирования. Здесь большое значение приобретает методологическая ориентация исследователя или толкователя применяемого права. Традиция позитивистского рассмотрения предмета конституционного права (его чаще всего в этой традиции именуют государственным правом) ограничивает свою задачу анализом структурных и формально-юридических функциональных особенностей организации и деятельности государства, т.е. обсуждением вопроса "как это устроено и действует?", а не вопроса "почему так устроено и действует так, а не иначе?".

Различие позитивистского и философского восприятия конституционных (общеустроительных) проблем сказалось и на трактовке прав и обязанностей гражданина. Философская трактовка, поддержанная голландцем Гуго Гроцием (начало XVII в.), затем публицистами английской революции, а также Дж, Локком и С. Пуфендорфом (конец XVII в.) и, наконец, Монтескье (вторая половина XVIII в.), исходила из различения прав человека и гражданина. Такое различение отчасти восходило к раннехристианской традиции различения сферы личной подчиненности ("Богу Богово, кесарю кесарево") и двух сфер законного послушания — закону государственному и закону, запечатленному в сердцах (an. Павел). Согласно протестантскому правопониманию человек спасется не благодаря посредничеству церкви, а прежде всего благодаря личному усердию в преодолении всевозможных жизненных тягот, искушений и преград.

Для гуманистов эпохи Возрождения человек не Бог, но тем не менее достоин особого уважения и почитания, поскольку способен на многое. В первых конституционных формулировках прав человека и гражданина человек представлен таким созданием Божьим, которое наделено неотъемлемыми с момента рождения правами — правом на жизнь, свободу, собственность. Гражданин, напротив, приобретает или утрачивает свои права вследствие! своей причастности к политическому и правовому общению в таком искусственном образовании, каковым в представлениях философов права является государство с его учреждениями и законами. Так складывался круг новых представлений в области правовой жизни, таким этот круг представлений остается и в настоящее время. В этом смысле историю Нового (с XVI в.) и Новейшего (пос-1 ле 1914 г.) времени следует воспринимать как историю современную — противоположность, но отчасти и продолжение истории) древности и средних веков.

Рубежи Нового времени

Точное определение начальной стадии новой истории (Нового времени) составляет определенную трудность. Обычно начальным периодом воспринимается 1640 г. в истории Англии, т.е. эпизод, связанный с решением английского короля Карла I Стюарта созвать I парламент, который он до этого неоднократно разгонял, долгое время не созывал и которому суждено было пережить и самого короля, и упразднение королевской власти в стране. Это был действительно радикально новый политический период в истории Англии и всей Европы. Обычно эту же дату считают началом английской революции, что уже нельзя считать вполне достоверным, поскольку первые два года конфликт между королем и парламентом происходил в рамках конституционных правил и традиции.

Практикуются и другие хронологические точки отсчета Нового времени, например с периода так называемых географических открытий, в частности с открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 г. и открытия в 1488 г. морского пути из Европы в Индию португальским мореплавателем Васко да Гамой. Эти открытия содействовали не одному лишь выгодному товарообмену европейцев с заморскими странами (характерно, что стоимость привезенных пряностей из Индии в 60 раз превысила затраты на всю экспедицию Васко да Гамы), но также развитию промышленности, торгового и военного флота, а кроме того, такому размаху колониальной экспансии, который сильно изменил политическую жизнь и отдельные правовые институты не только завоеванных и покоренных народов, но и самих государств-метрополий.

Еще одна периодизация может быть выстроена с учетом событий, связанных с идейной подготовкой радикальных перемен в политической и правовой жизни отдельных народов, стран и регионов. Самым памятным событием второй половины XVIII в. Стало опубликование 28-томной Энциклопедии Д'Аламбера и Дидро, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел, ставшей символом "века просвещения". Когда Энциклопедию стали продавать в книжных магазинах, то доход от ее продажи оказался гораздо большим, чем от всей торговли Франции с "обеими Индиями". Многие идеи Энциклопедии спровоцировали не только антипросветительские тенденции, но и довольно скоро стали лозунгами революции 1789 г. Историю революционных программ Нового времени в Европе можно представить и в таких хронологических рамках: от октябрьских тезисов 1517 г. Мартина Лютера, вывешенных на входе в университетскую церковь г. Виттенберга, до апрельских тезисов 1917 г. В.И. Ленина.

История права и государственных учреждений в Новое время, как это видно на примере отдельных правовых принципов или институтов (правление народа, права человека, полномочия парламента), не позволяет выстраивать жесткие хронологические рамки периодизации их изменений в стране или группе стран. Для отдельных отраслей законодательного регулирования (гражданское, карательное право) характерно не радикальное, а только постепенное накопление некоторых новых свойств и элементов, которые под влиянием самых неоднородных благоприятных состояний и процессов обретают затем устойчивую форму и имеют долговременное действие. Существенны при этом также элементы преемственности в таких переменах. Так, зарождение идеи разделения и баланса властей можно проследить еще во времена деятельности спартанского реформатора Ликурга и афинского законодателя Солона.

Определенные черты преемственности в ходе рецепции или адаптации римского права и правоведения к местным условиям можно обнаружить в истории стран Западной Европы на протяжении Нового времени. Преемственность присуща не только отдельным способам рецепции римского права, но и некоторым особенностям его толкований и оценок. Если для средних веков римское право предстает образцом универсальности ("всемирное право", по отзыву Фридриха Барбароссы, XII в.), а также "писаным разумом", "юриспруденцией, висящей в воздухе" (средневековые юристы), то в XIX в. — веке классических современных кодификаций — римское право обретает свойства высокой престижности (в иерархии других правовых систем) и научности как право "общее, высшее, научное" (Моддерман, 1886 г.). Для современных правоведов оно предстает наилучшим вариантом правового регулирования частных имущественных отношений, лучшей начальной школой правоведения и незаменимой основой для всех классических ныне образцов законодательства в области гражданского права (Кодекс Наполеона, Гражданское уложение Германской империи).


05.06.2016; 22:51
хиты: 110
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь