Созерцательное отношение к окр. и самому себе; описа. эти состояния. Не занимается самосозданием, рассматривает себя и лир.героя в контексте рус.традиц.культуры, психологии. Поэт строй продолжает 19в, традиции Фета, Тютчева, описат х-р. Влияние стмвол, к-е транформир в работу с религиозн символами. Влияние футуризма, стремление к описат текущ сост.
Новаторство:
способность отражать окр мир словами мах глубоко и емко;
схожесть с Маяк. (изменение личности писателя, поэта к лирич. герою)
процесс слияния героя и автора. Это сознательный процесс и стремление к сенкритизму (слияние жизни и худ.пространства для вовлечения читателя в худ процесс)
Темы:
1. Природа. Через призму деревни (Гой ты русь). Сравнение природы с действит. реальностью. Посыл в том, что крестьян жизнь-это естественно, порождение рус. природы
2. Социальная (Русь кабацкая). Городская жизнь в описат. ключе, все (пьянство, разбой) естественные проявления.
3. Революцион. (Черный человек, Пугачев). Революц процессы в контектсе естествен. проявл. Объективно описывает революцию, выступает не "за", не "против" револ. Эмоц. линия двиг по кривой, но эмоц оценок нет.
- Тема духовных исканий в цикле «Москва кабацкая».(Цикл, написанный в 1921 — 1923 гг., имеет особое значение в истории духовных поисков героя.)
- Стремление лирического героя забыться в угаре «сладкой жизни». («Кабак» — обозначение той стихии, которая в свое время захватила и героев Блока в поэме «Двенадцать». В цикле отразилась трагедия души, потерявшей прежние представления о жизни; душе, утратившей опору, с трудом даются попытки выработать новые взгляды на мир; слабому человеку легче подчиниться мнимой яркости кабацкой жизни, заглушающей тоску по утраченному.)
- Сомнения лирического героя Есенина относительно правильности избранного пути. («Я устал себя мучить бесцельно»; сквозь угар и чад «пропащей гульбы» все чаще пробиваются воспоминания о «деревенском детстве», о «деревенской сини»; «кабак» не помогает разобраться в сложностях жизни, здесь только «гнилая бесшабашность» и «взоры безумные»; «кабак», куда герой идет по привычке, «головою свесясь», — символ предательства «родных полей».)
- Духовное прозрение героя.
- Осознание потребности в новом взгляде на жизнь. («Голова ты моя удалая, до чего ты меня довела»; «так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок»; «стыдно мне, что я в Бога верил, горько мне, что не верю теперь»; «разонравилось пить и плясать и терять свою жизнь без оглядки».)
- «Буйство глаз и половодье чувств» — самая высокая ценность жизни. (В стихах Есенина нет возврата к чадной мертвечине «кабака»; шаг героя «брызжет новью»; «голубой пожар» любви может вернуть к жизни сердце поэта; силы для возрождения, как и прежде, способна дать родина, те поля, которые «когда-то любил» есенинский герой.) Материал с сайта http://iEssay.ru
- Рождение нового миропонимания невозможно без борьбы и боли.(Оказавшись в мучительно трудной трагической ситуации, лирический герой Есенина страстно и самоотверженно ищет выход; окончательное решение в цикле «Москва кабацкая» еще не найдено, герой только на пути к иной жизни; теперь он знает, что нужно: