Громов, Дженсон.
Повесть "Степь" является переходным произведением в плане чеховской поэтики. Чехов открывает Приазовье для русской литературы. Повесть Чехова “Степь” пережила немало интерпретаций (в поэтическом, жанровом, социологическом и других аспектах) и ныне трактуется прежде всего как своего рода лирическая эпопея — “повесть о русской земле». Чехов хотел показать, «как еще не тесно русскому художнику».
Повесть была написана в период затяжного духовного кризиса, переживаемого Чеховым во второй половине 1880-х годов. Сутью его было мучительное представление о разделённости человека и мира, лишающей смысла человеческую жизнь. Художественным проявлением этого кризиса стало преобладание в творчестве этого периода образа степи как пространственного построения сюжетов. Исконный для русской литературы образ разрабатывался Чеховым в трагическом ключе — как воплощение непостижимого для человека и подавляющего его своей огромностью мира.
Трагический смысл повести заключен не только в нереализованности человеческого потенциала, но в полной разделенности, отсутствии диалога между человеком и миром — мир безразличен и глух к любым проявлениям человека, независимо от их характера. Среди них показаны и явно несостоятельные — такие, как безуспешные попытки Емельяна — потерявшего голос бывшего певчего — запеть; или нелепое “пение” Кирюхи. Суть проблемы не сводится к несовершенству способностей, недостатку сил человека. Она глубже: в неизвестности вообще относительно того, что именно ждёт мир от человека и ждёт ли вообще чего-нибудь.
Примечательна густая заселённость пространства “Степи” птицами. Это и изображения конкретных птиц, и сравнения с птицами людей (мелькнувшая перед сонным Егорушкой, как “какая-то большая черная птица” графиня Драницкая; уподобление нелепым птицам Мойсея Мойсеича и особенно Соломона с его “птичьей, ощипанной фигуркой”; косвенное уподобление кружащему над степью хищнику Варламова). Птицы изображены как самые живые и родственные человеку обитатели степи; в их голосах естественнее всего ему слышатся отголоски собственных чувств, а их полёт приковывает к себе внимание в неподвижном просторе. Своей особой “антропоморфностью” они непосредственно вовлекают в это символическое движение человека, указывают на именно ему присущее стремление к свободному и гармоничному проявлению себя в мире. Такое символическое значение образа птицы глубоко укоренится в творчестве Чехова.
Тема красоты. Мальчик едет в город, первые впечатления жизни.
1. Повесть о рус.земле (лирическая эпопея). Параллель с Гоголем: лирич.начало, боль от несовершенства жизни, непостижимость идеала. Нет цели показать идеал, по Чехову норма неизвестна
2. Чел. нереализован. Персонаж несоразмерен с дорогой, степью. Трагизм в отсутствии диалога между чел. и миром.
Главный сюжет-внутренний, философский, огранч. восприятие степи как картины мира.