пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Повесть Ф.М. Достоевского "Записки из подполья" как пролог к его социально- философским романам. Работы о Достоевском.

 

1 часть. «Подполье» .  Герой повести без имени – подпольный парадоксалист, так как соединяет в себе противоположные крайности. Замкнутая жизнь на гране нищеты, комната похожа гроб. Уходит в свое подполье – одинок, становится мнительным и обидчивым. Мечтатель 40 годов становится циником. 40 лет провел как мышь в углу, теперь хочет рассказать о себе. Откровения о человеке- что из себя представляет человек и его сознание. Подпольная исповедь. Записки—исповедь.

 

СЧАСТЬЕ В СРАДАНИИ!

Героя оскорбляет представление о выгоде в жизни человека, ведь она не всегда нужна, должно быть самовольное хотение—свободный выбор. Самая выгодная выгода—мой каприз.

 

Современная мировоззренческая система – мир стал хуже, нельзя рассчитывать ни на самого человека ни на ход истории.

Герой Д. отсаживает абсолютную свободу, но она приводит к вседозволенности. Человек оказывается рабом своего хотения. 

 

2 часть. Трагедия человека общения, герой загнал себя, жаждет вернуться к жизни.История с проституткой ЛИЗОЙ. Девушка от безысходность вступила на этот путь. Она потрясена, а герой рисует перед ней картину, провоцируя ее на искренность но это все игра. Подполье убило в герое живую жизнь, выхода из подполья нет. идеал для него недостижим—впереди бессилие. Идеал понизить и разрушить. Лиза в герое видит спасителя, но на деле это злобный мститель---ты думала, я тебя спасать буду. ЭТА ИСТОРИЯ --- пародия на спасение падшей женщины в романтизме.

 

ПАРАДОКС ГЕРОЯ НЕ ТОЛЬКО В ТОМ, ЧТО ОН снимает маску, но и обличает человеческое лицо. Жажда любви и идеала, тоска по идеалу, но он отрицает его. Прием срывания маски обнажает потребность в идеале, но до идеала ему не достать, так как мир таков—не станет исправляться. Значит все дозволено.

 

Природа человека сложна и иррациональна, человек всегда стремится к вере и Христу.

 

Главная причина подполья—уничтожение веры, нет ничего святого—чем теснее вязь с небом, тем прочнее мы стоим на земле.

 

«Дурная бесконечность» (Бахтин)

Несмотря на весь проповедуемый «подпольным» героем индивидуализм, он колоссально зависит от другого, поэтому, выстраивая свое высказывание, стремится к опережению (по Бахтину: «предвосхищению») чужого мнения, к его опровержению и защите от него, причем его оборона от другого носит агрессивно-наступательный характер, вызывая «дурную бесконечность» речи.

Если свобода личного выбора декларируется как абсолютная самодовлеющая ценность, не опирающаяся на нравственную основу, то такая свобода может привести лишь к саморазрушению и к разрушению всего окружающего. То есть свобода, игнорирующая христианскую нравственность, перерастает в пагубное антидуховное явление, которое Достоевский называл своеволием. Мы видим это своеволие сегодня повсеместно.

 

Связь с последующими романами Достоевского. «Записки» —поворотное произведение, открывающее путь к Богу, феномен подполья—трагическая концепция человека.: страдание, самоказнь в сознании лучшего, невозможность достичь идеала—все такие. НЕ ИСТОИТ ИСПРАВЛЯТЬСЯ.

КОМПЛЕКС ПОДПОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА ВО МНОГИХ ГЕРОЯХ Д.

………………………………….

«Записки» начинаются представлением интеллектуальных «находок» главного героя. В первой четверти повести даны только несколько биографических фактов — что герой получил наследство, уволился со службы и совершенно перестал покидать свою квартиру, уйдя в «подполье». Однако в дальнейшем в своих записках герой рассказывает о своей жизни — о детстве без друзей, о своей «стычке» (воспринимаемой так только им) с офицером, и два эпизода жизни, ставшие, при допущении о правдивости записок, самым значимым и заметным событием в жизни героя. Первое — это обед с давними школьными «товарищами», на котором он всех обидел, разозлился, и даже решил вызвать одного из них на дуэль. Второй — это моральные издевательства над проституткой из публичного дома, которой он сначала из злобы старался показать всю мерзость её положения, потом, нечаянно дав ей свой адрес, сам терпел от неё непереносимые муки, имевшие свой корень в его озлобленности и в том, что тот образ, которым он перед ней старался представиться, имел разительнейшее расхождение с действительным его положением. Всеми силами стремясь оскорбить её второй раз, этим действием он заканчивает своё повествование о выходах из «подполья», а от лица редактора этих записок добавляется, что имеющееся продолжение этих записок — снова интеллектуальный продукт героя — в сущности, выше написанное очень в искаженной форме.

……………

В.С.СОЛОВЬЕВ «ТРИ РЕЧИ В ПАМЯТЬ ДОСТОЕВСКОГО»

К.Н.Леонтьев
Н.А.Бердяев

Великий Инквизитор
Ставрогин
Откровение о человеке в творчестве Достоевского 
Духи русской революции
Миросозерцание Достоевского
С.Н.Булгаков
Иван Карамазов как философский тип
Русская трагедия
Венец терновый (Памяти Ф.М.Достоевского)
Л.И.Шестов
Достоевский и Ницше (Философия трагедии)
Пророческий дар (К 25-летию смерти Ф.М.Достоевского)

В.В.Розанов
Легенда о Великом Инквизиторе Достоевского
О Достоевском
Экономический и социальный вопрос у Достоевского (К 25-летию его кончины)
На лекции о Достоевском
Размолвка между Соловьевым и Достоевским
О происхождении некоторых типов Достоевского(Литература в переплетениях с жизнью)
М.М.Бахтин

Проблемы творчества Достоевского

Бахтин:

Творчество Достоевского распалось на ряд самостоятельных и противоречащих друг другу философских построений, защищаемых его героями: Раскольниковым, Мышкиным, Ставрогиным, Иваном Карамазовым, Великим инквизитором и другими. Среди них далеко не на первом месте фигурируют и философские воззрения самого автора. Голос Достоевского для одних исследователей сливается с голосами тех или иных из его героев, для других является своеобразным синтезом всех этих идеологических голосов, для третьих, наконец, он просто заглушается ими.

 

Достоевский – творец полифонического романа. Он создал существенно новый романный жанр. В его произведениях появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романе обычного типа. Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово; оно не подчинено объектному образу героя как одна из его характеристик, но и не служит рупором авторского голоса. Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев.

Таким образом, все элементы романной структуры у Достоевского глубоко своеобразны; все они определяются тем новым художественным заданием, которое только он сумел поставить и разрешить во всей его широте и глубине: заданием построить полифонический мир и разрушить сложившиеся формы европейского, в основном монологического (гомофонического) романа.

Главный пафос всего творчества Достоевского есть борьба с овеществлением человека, человеческих отношений и всех человеческих ценностей в условиях капитализма.

 

Герой Достоевского не только слово о себе самом и о своем ближайшем окружении, но и слово о мире: он не только сознающий, – он идеолог. Но слово о мире сливается с исповедальным словом о себе самом. В романах идея становится почти героиней произведения. Образ идеи неотделим от образа человека – носителя этой идеи.

 

В главныx герояx Достоевского есть «мысль великая и неразрешенная», и всем им прежде всего «надобно мысль разрешить». И в этом разрешении вся их подлинная жизнь и собственная незавершенность. Идея существует не в индивидуальном сознании, а в диалогическом общении между сознаниями. Идея хочет быть услышанной, понятой и «отвеченной» другими голосами с других позиций.

В диалогах героев нет отдельных мыслей и положений. Они никогда не спорят по отдельным пунктам, а всегда цельными точками зрения, вкладывая себя и свою идею целиком даже в самую краткую реплику. Они почти никогда не расчленяют и не анализируют свою целостную идейную позицию

 

В романах Достоевского авантюрный сюжет сочетается с глубокой и острой проблемностью; более того, он всецело поставлен на службу идее: он ставит человека в исключительные положения, раскрывающие и провоцирующие его, сводит и сталкивает его с другими людьми при необычных и неожиданных обстоятельствах именно в целях испытания идеи и человека идеи.

 

Слово у Дост-го:

Разнообразие типов и разновидностей слова, данныx в наиболее резком выражении. Преобладает разнонаправленное двуголосое слово, притом внутренне диалогизованное, и отраженное чужое слово: скрытая полемика, полемически окрашенная исповедь, скрытый диалог. Постоянное и резкое чередование различных типов слова. Своеобразие Достоевского – в особом размещении этих словесных типов и разновидностей между основными композиционными элементами произведения.

Основными являются динамические, напряженнейшие связи между высказываниями, между самостоятельными и полноправными речевыми и смысловыми центрами, не подчиненными словесно-смысловой диктатуре монологического единого стиля и единого тона.

Момент обращения присущ всякому слову у Достоевского, слову рассказа в такой же степени, как и слову героя. У него есть лишь слово — обращение, слово, диалогически соприкасающееся с другим словом, слово о слове, обращённое к слову.

Монологическое слово Раскольникова диалогизировано и живою личной обращенностью ко всему тому, о чем он думает и говорит. Он не мыслит о явлениях, а говорит с ними. Так он обращается к себе самому.

Мышкин – носитель проникновенного слова, способного активно и уверенно вмешиваться во внутренний диалог другого человека, помогая ему узнавать свой собственный голос.

 

Диалог у Достоевского: Быть – значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, всё кончается. Всё в романах Достоевского сходится к диалогу. Диалог всегда внесюжетен. Основная схема диалога – противостояние человека человеку, как противостояние «я» и «другого».

 

 

Т.о, Достоевский создал новую жанровую разновидность романа – полифонический роман. Полифонический роман предъявляет новые требования и к эстетическому мышлению. Воспитанное на монологических формах художественного видения, глубоко пропитанное ими, оно склонно абсолютизировать эти формы и не видеть их границ.

 

Вот почему до сих пор еще так сильна тенденция монологизовать романы Достоевского. Она выражается в стремлении давать при анализе завершающие определения героям, непременно находить определенную монологическую авторскую идею, повсюду искать поверхностное жизненное правдоподобие и т.п. Игнорируют или отрицают принципиальную незавершенность и диалогическую открытость художественного мира Достоевского, то есть самую сущность его.

 

 


04.06.2016; 17:54
хиты: 155
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь