Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая включает в себя также учение о праве законе. Социально-политическая и государственно-правовая проблематика рассматривается им с позиций идеального понимания полиса (города-государства) как политического общения свободных и равных людей.
Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы. Для того чтобы правильно устроить общественную жизнь, люди нуждаются в политике. С одной стороны, политика является наукой – знанием о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве, с другой, политика – умение, искусство государственного управления.
Под политикой Аристотель понимал также специальную этику – разновидность философии, имеющей дело с обязанностями правителей располагать их граждан к добродетельной жизни.
Аристотель выделяет признаки государства, отделяющие его от иных форм социального объединения:
-
единство власти и территории, целостность государства;
-
нахождение государства под властью одного правителя, имеющее одну конституцию;
-
распространение власти в полисе на свободных и равных граждан. Рабовладение. По мнению Аристотеля, было естественным и неизбежным, но он считал недоступным порабощение греков греками в результате захвата в плен или за долги, что было тогда нормальным явлением.