Из множества различных определений культуры наиболее системным, логически обоснованным и универсальным являемся определение, данное Питиримом Сорокиным. Культуру он определяет как совокупность знаний, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения (84, с.218). Исходя из данного определения и функциональной роли культуры в процессе жизнедеятельности общества можно выделить ряд существенных положений.
1. Культура является одним из составляющих единого социокультурного процесса, включающего в себя также личностькак субъект взаимодействия и общество как совокупность взаимодействующих субъектов. Без культуры нет общества и нет личности, без общества и личности нет культуры.
2. Совокупность элементов, составляющих культуру, подразделяется на идеальные - это смыслы, ценности, социальные нормы и ориентиры, представления, знания; и материальные - средства, продукты и формы человеческой жизнедеятельности, отношения в рамках социокультурного процесса.
3. Материальные носители объективируют идеальные образы, делают их общественно значимыми, воспринимаемыми и разделяемыми членами общества.
4. Культура - это такая составляющая социокультурного процесса, которая обеспечивает объединение членов определенного сообщества в единое целое, выделение этого сообщества из внешней (в том числе природной) среды и отличие его от других сообществ.
5. Культура - это заключенная в общественное сознание программа самоорганизации общества, социокод, по М.К. Петрову (64, с.84), содержащий в себе ориентиры и способы жизнедеятельности общества, формы развития и характер реагирования на все возможные изменения внешней и внутренней среды.
Культура является целостной системой с вполне определенной структурой.
Рисунок 8.1. Строение системы «Культура»
Любая культура подразделяется на две самостоятельные, но находящиеся в единстве подсистемы: идеальную культуру и материальную культуру. Причем по отношению к культуре идеальная составляющая играет ведущую роль, а материальная имеет обслуживающее, вспомогательное значение, обеспечивает материальное воплощение и объективацию культуры духа. Поэтому материальные компоненты культуры обозначаются у П. Сорокина как носители культуры духа.