У. Джемс (1842-1910) Против представления о сознании как об особой субстанции. Есть мир и наше восприятие его. Мир сознается нами. Сознание существует как функция адаптации к окружающему миру. Против псих. анатомистики, против Фехнера. Нет единицы для измерения душевной жизни. “Многообразие религиозного опыта”. Против интеллектуализма, рационализма в психологии. Жизнь не рациональна, в ней есть религиозный опыт. Поэтому жизнь еще и эмоциональна. → расширяет понятие опыта (религиозный опыт). Психология – наука, которая занимается описанием и истолкованием состояний сознания. Психология должна изучать все проявления душевной деятельности, как полезные, так и вредные. В целом Джемс пессимистически оценивал состояние психологии. Теория психического автоматизма (как разновидность теории психофизического параллелизма). Психика неразрывно связанна с телом. Все душевные явления сопровождаются телесными процессами. Все психические процессы являются функцией мозговой деятельности, изменяясь параллельно ей. Процессы в мозговых полушариях – непосредственное условие, определяющее состояния сознания. Сознание может быть единым, несмотря на наличность многих объектов познания сразу и на зависимость от одновременной деятельности многочисленных органов. Чем больше объектов составляет предмет нашего внимания, тем меньше мы подмечаем подробностей (закон относительности). Сознание непрерывно, это поток последовательности ощущений. Ни одно состояние сознания не может снова возникнуть и буквально повториться. Перемены в качественном содержании сознания никогда не происходят резко. Сознание отличается селективностью, избирательностью. Одни объекты оно воспринимает охотно, а другие отвергает. Привычка – образование в мозгу нового пути разряда, по которому приносящие нервные токи стремятся всегда впоследствии уходить. Значение привычки: упрощает наши действия, уменьшает усталость уменьшает сознательное внимание целесообразные действия становятся непроизвольными Влияние на функционализм: “Различные виды наших чувств и способы мышлений достигли теперешнего состояния в силу своей полезности для регулирования наших воздействий на внешний мир” – эта фраза Джемса дала начало функционализму. Джемс отрицал сознание как сущность, но писал о функции сознания – познании. В силу этого говорил о необходимости сознания.
Джемс особо подчеркивал роль психол. адаптации и приспособляемости. Иногда разум помогает телу выжить. Когда требуется логическое мышление и нужно решить какую-то проблему, разум играет первостепенную роль и способствует выживанию. Однако разум имеет свое место в механизме мозга и его действия, хотя бы отчасти, направлены на то, чтобы облегчить удовлетворение телесных потребностей. В др. ситуациях, как в случае образования привычки, ею управляют оставленные в мозге следы, освобождая разум для более полезных дел.
Вторым аспектом психологии Джемса, оказавшим влияние на Ф., яв-ся ее прагматизм. Ценность идей определяется их полезностью.
Ф. возник как протест против существовавших в то время систем, и прежде всего как протест против структурализма. В отличие от структуралистов функционалисты считали осн. предметом психологии психич. процессы, или функции, а не содержания сознания. Кроме того, функционалистов интересовали утилитарные, имеющие практический смысл аспекты психологии. Сторонники Ф. исходили из своей уверенности в том, что при наличии надлежащих методов психич. функции изучать можно.
Принципиальные положения: а) психология должна изучать функции, а не содержания сознания; б) психол. функции суть приспособления к среде; в) психология должна быть утилитарной, приемлемой для практ. использования; г) психич. функции яв-ся частью целостной активности, включающей психич. и физ. компоненты; д) психология очень тесно связана с биологией, поэтому знание анатомии и физиол. способно помочь понять психич. активность.