Хронологические рамки античной психологии - XVI в. до н.э. - IV в. н.э.
Именно в этот период зарождаются и оформляются рациональные научные знания о психике, ростки которых появляются уже в рамках древневосточной культуры. Труды греческих мыслителей знаменуют подлинную революцию в научном мировоззрении: была опровергнута мифологическая картина мира и ей противопоставлен рационалистический, научный взгляд на окружающую действительность - природу, человека, его внутренний психический мир. Основным понятием, отражающим психические явления, остается понятие "душа", существенно преобразуется его содержание, предпринимаются попытку его рационалистического объяснения.
Особенности философского рационального мировоззрения и причины возникновения научных идей о психике в период античности.
Пришедшее на смену мифологическим воззрениям философское научное мышление, или "мыслящее, рациональное мировоззрение", характеризуется чертами:
- Авторитет традиций здесь замещается авторитетом разума.
- Поиск генетического начала мира дополняется попытками найти его субстрат, субстанцию.
- Происходит деантропоморфизация, демифологизация окружающего мира, природы, космоса.
- Ставится задача не просто описать, но и объяснить душу и ее функции.
- На смену вере и образно-ассоциативным процессам как главным инструментам мифологического познания приходит стремление дать логическое обоснование и доказательство выдвигаемых положений.
Возникновению этого нового типа мышления соответствовали качественные изменения в психическом мире человека, происходящие, согласно К. Ясперсу, в VIII-III вв. до н.э. - на этапе исторического развития, названном им "осевым временем" и определяемом как переход от мифологического, архаического человека к человеку такого типа, который сохранился и по сей день. На этой стадии исторического развития происходит переход от "человека религиозного", архаического к человеку "политическому" и рассудочному. Достигнутый к этому моменту уровень эволюции психики позволяет человеку осознавать "бытие в целом, самого себя и свои границы…". Люди обретают способность оперировать сложными понятиями, формами символического выражения времени, пространства, причинности и т.д., формулируют те основные категории, которыми мы мыслим и сегодня. Возникают дискурсивное мышление, произвольная память, развивается самоанализ, появляется рефлексия, осознание своего Я, то есть складывается та организация психического мира, которая характерна для современного человека.
Кроме вышеназванных преобразований в психической сфере человека, можно выделить еще ряд факторов, определивших зарождение научных рациональных психологических воззрений в период античности:
Развитие социально-экономического и политического строя древней Греции как важного стимула возникновения рационального знания.
Расцвет культуры - поэзии, музыки, архитектуры, литературы.
Изучение, осмысление и творческая переработка психологических идей, накопленных в древневосточном мире.
Относительная антирелигиозность античной культуры и отсутствие религиозных запретов как основа свободного развития научной мысли. Попадая на почву антирелигиозной античной культуры, древневосточные психологические мифологические идеи обретали рациональное звучание.
Возникновение науки как сферы общественного сознания с ее критериями и требованиями познания и изложения материала (доказательность, логичность, систематизированность), а также связанной с этим тенденции рассмотрения человека и его души не в русле мифологических традиций, а на основе объективных данных (математических, медицинских, анатомо-физиологических, биологических).
Психологическая мысль античности, развивающаяся на почве указанных инноваций в социально-культурной и психологической сферах, в целом приобретает глубоко рациональный характер. Утверждается, что богоподобие человека определяется развитием его умственных способностей, что ум - высшая божественная часть души, принцип организации человека, источник его развития и совершенствования, очищения души, что рациональное познание - единственно истинное.