пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

60

Четыре искусства

[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «4 искусства»)
 

«Четыре искусства» — художественное объединение, существовавшее в Москве и в Ленинграде в 1924—1931 годах.

 

 

История[править | править вики-текст]

Общество было основано художниками, входившими ранее в Мир искусства и Голубую розу. В объединение входили живописцы и графики, скульпторы и архитекторы, как правило, относившиеся к старшему поколению, поэтому всем членам объединения было присуще высокое профессиональное мастерство, точно проработанная образная структура и выразительность, умение использовать накопленный опыт в применении к новым задачам, поставленным современным искусством и градостроительством. Существовало параллельно с АХРР и ОСТ, но наряду с ОМХ (Обществом Московских художников), мастера объединения с пиететом относились к проблемам сохранения культуры и сберегали язык произведения, его художественную форму — весьма важной частью художественного произведения.

Художники очень отличались друг от друга творческой манерой.

Общество часто проводило выставки в Москве (в 1925, 1926 и 1929 годах) и в Ленинграде в 1928 году. Влилось в АХРР.

Знаковые произведения: Петров-Водкин («После боя», 1923; «Девушка у окна», 1928; «Тревога», 1935, «Смерть комиссара», 1928), Кузнецов («Строительство Еревана», 1931; «Сортировка хлопка», 1931; «Обработка туфа», 1931; «Сбор чая», 1928).

Члены общества[править | править вики-текст]

 

Лебедев, Владимир Васильевич

[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2015; проверки требуют 9 правок.
 
В Википедии есть статьи о других людях с похожими именами, см.: Лебедев и Лебедев, Владимир.
Владимир Лебедев
Владимир Васильевич Лебедев.jpg
Имя при рождении:

Владимир Васильевич Лебедев

Дата рождения:

14 (26) мая 1891

Место рождения:

Санкт-ПетербургРоссийская империя[1]

Дата смерти:

21 ноября 1967[1] (76 лет)

Место смерти:

Ленинград

Страна:

Flag of Russia.svg Российская империя
Flag of Russian SFSR (1918-1937).svg Советская Россия
Flag of the Soviet Union (1955-1980).svg СССР

Звания:
Народный художник РСФСР— 1966
© Работы этого автора несвободны
 
Работать надо, винтовка рядом

Влади́мир Васи́льевич Ле́бедев (26 мая [14 мая1891 — 21 ноября 1967) — русский советский живописец,график, признанный мастер плакатакнижной и журнальной иллюстрации, основатель ленинградской школыкнижной графикиНародный художник РСФСР (1966), член-корреспондент Академии художеств СССР (1967).

 

 

Биография[править | править вики-текст]

Родился в семье механика. Окончил Петровское коммерческое училище. Первоначальное художественное образование получил в частной студии А. И. Титова (1909) и мастерской батальной живописи Ф. А. Рубо (1910—1911). В 1912—1914 годах учился в частной художественной школе М. Д. Бернштейна. В 1918—1921 годах преподавал в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. Состоял в обществах «Союз молодёжи» (с 1913 года), «Объединение новых течений в искусстве» (в 1922—1923 годах),«Четыре искусства» (с 1928 года); принимал участие в их выставках.

В 1917—1918 годах работал как политический карикатурист, сотрудничал с сатирическими журналами«Сатирикон» и «Новый Сатирикон»; создал множество политических карикатур на большевиков. Работал как книжный график с 1918 по 1967 год, первые книги с его рисунками вышли в издательстве «Радуга»[2]. В 19191920 годахвместе с В. И. Козлинским работал над серией плакатов «Петроградские окна РОСТА» для Российского Телеграфного Агентства. Создал новый стиль агитационного плаката, предназначенного для размещения на заводах, в клубах, в витринах магазинов и на агитационных пароходах.

В 19241933 годах В. В. Лебедев возглавлял художественную редакцию детского отдела Госиздата.

На протяжении всей жизни работал как художник детской книги. Работа в издательстве и работа над книгой не помешали В. В. Лебедеву осуществить себя в живописи и создать ряд выдающихся живописных работ.

В 1936 году в прессе появились статьи о творчестве Лебедева[3], где его работе была дана самая уничижительная оценка; статьи могли спровоцировать гонения, последствия которых для художника могли быть самыми худшими; эти события сильно повлияли на художника и надломили его. Критики[4] считают, что лучшие работы Лебедева созданы им до этого перелома.

В 19411950 годах Лебедев жил в Москве, где сотрудничал с «Окнами ТАСС».

В 1950 г. вернулся в Ленинград. Продолжил работу в книжной графике. Среди его послевоенных книг лучшими считаются «Откуда стол пришел?» (1946) и «Разноцветная книга» (1947) С. Я. Маршака, «Три медведя» Л. Н. Толстого(1948).

В 1950-60-е годы Лебедев жил замкнуто, виделся лишь с несколькими друзьями и почти не появлялся публично.

Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

На Симеоновской улице в Санкт-Петербурге (с 1923 года — ул. Белинского), на доме № 11, где жил Лебедев с 1922 г. по 1967 г., в настоящее время помещена мемориальная доска.

Детская книга[править | править вики-текст]

Образцом художественной формы новой детской книги критики считают литографированные книги русских футуристов 1910-х годов. Авторы этих книг отказались от типографского набора и применили литографскую технику, общую для текста и иллюстраций. Русская литографированная книга — уникальное явление в книжном искусстве XX века, не имеющее аналогов на Западе. Художники — М. Ф. Ларионов, Н. С. ГончароваО. В. Розанова,П. Н. Филонов — опирались в своих литографированных книгах на традицию древнерусских рукописных книг и на народный лубок.

Детские литографированные книги выпускала в Петрограде в 1918—1919 годах книгопечатная артель «Сегодня».[5], с которой сотрудничали художникиВ. М. Ермолаева[6] и Н. Ф. Лапшин.

Значительная роль в создании детской книги 1920-х годов принадлежит частному издательству «Радуга», возглавляемому известным в своё время журналистом Л. М. Клячко. Он привлёк в издательство поэтов К. И. Чуковского и С. Я. Маршака, не писавшего до этого стихов для детей. С издательством "Радуга" сотрудничали, в основном, художники, близкие кругу «Мира искусства»С. Чехонин, Н. Кузьмин, Ю. АнненковМ. ДобужинскийВ. КонашевичБ. Кустодиев, Е. КругликоваМ. Цехановский.

Именно в издательстве "Радуга" вышла первая «новая» книга — «Слонёнок» Р. Киплинга, переведённый К. Чуковским с иллюстрациями В. В. Лебедева. Эта скромная книга была высоко оценена Н. Н. Пуниным.[7]

В 1924 году в Петрограде, в издательстве Госиздат был создан Детский отдел. Он разместился в Доме компании «Зингер»на Невском пр., д. 28 Детский отдел возглавили два редактора, литературный и художественный: С. Я. Маршак и В. В. Лебедев. Вдвоём они поставили перед собой целью создание принципиально новой детской художественной книги. За годы их работы в издательстве появилось новая детская книга, имеющая совершенно другую форму и другое назначение, чем детская книга XIX века. В сентябре 1933 года на базе этого отдела и детского сектора издательства «Молодая гвардия»было создано издательство ДЕТГИЗ , (Детское Государственное Издательство); его редакторами также стали С. Я. Маршак и В. В. Лебедев.

С. Я. Маршак привлёк к сотрудничеству в новом издательстве таких писателей и поэтов, как Александр ВведенскийДаниил Хармс[8]Николай Олейников, Корней Чуковский, Л. ПантелеевБорис Житков, Евгений Шварц[9]Виталий БианкиЕлена Данько-ОлексанкоНиколай ТихоновМихаил ЗощенкоОльга БерггольцВениамин Каверин и другие.

Особой заслугой писателей и художников было также создание нового литературного жанра — «познавательных» книг для детей.

Художники детской книги[править | править вики-текст]

Уникальной особенностью эпохи конца 192030-х годов было то, что многие художники русского авангарда в это время искали возможности зарабатывать вне своей основной, живописной работы, и охотно шли в издательство работать с Лебедевым. Все без исключения замечательные мастера книги были крупными живописцами или графиками, которые сумели внести достижения своей собственной живописи и рисунка в русло книжной специфики.

Как редактор и как художник, Лебедев внёс огромный вклад в разработку художественной конструкции детской книги, в композиционные и изобразительные приёмы и средства, и поддержал совершенно новое отношение к самому содержанию детской книги. В число наиболее известных книг, проиллюстрированных В. Лебедевым, входят, прежде всего, книги написанные поэтом Самуилом Маршаком: «Цирк», «Мороженое», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Разноцветная книга», «Двенадцать месяцев», «Багаж».

Единственное условие, которое ставил Лебедев-редактор, — это то, чтобы книга была единым, цельным и конструктивно решённым организмом. «Сейчас над книгой работают все художники, способные работать в книге, то есть создавать чёткие и убедительные образы», — утверждал Лебедев.[10]

Вокруг Лебедева объединялись художники не просто разные, но даже противоположные, порой не имеющие между собой ничего общего. У Лебедева работали, помимо тех, кто разделял его собственные принципы конструктивной графики, также и художники школы П. Н. Филонова, художники, учившиеся у К. С. Малевича, художники "свободного рисунка", группировавшиеся вокруг Петра Соколова[11]. В Детгизе над иллюстрациями трудились Владимир ТатлинАлександр Самохвалов, Эдуард Будогоский[12], Генрих Левин[13]Николай Радлов[14]Виктор ЗамирайлоЛев Юдин[15]Владимир Стерлигов[16],Эдуард КриммерЕлена СафоноваАлиса ПоретТатьяна Глебова, Павел КондратьевКонстантин Рудаков, Александра Якобсон[17] и Миней Кукс,[18]Сергей Мочалов [19], Владимир Тамби, Павел БасмановЮрий Сырнев, Евгения Эвенбах.[20]

Из художников прежнего круга, близким к "Миру искусства" в его исторической эволюции, Лебедев сотрудничал с Владимиром Конашевичем и Дмитрием Митрохиным.

Веру Ермолаеву, Николая Лапшина и Николая Тырсу Лебедев считал своими соратниками[21].

Школа Лебедева[править | править вики-текст]

В двадцатые-тридцатые годы В. В. Лебедев, к тому времени уже высоко профессиональный художник, создал собственную, «лебедевскую школу». У него начинали работу в книжной графике многие молодые художники, среди них - такие талантливые живописцы как Алексей ПахомовЮрий Васнецов, талантливые графики Евгений ЧарушинВалентин Курдов[22], к числу его учеников принадлежали художницы Евгения Эвенбах, Мария БутроваТатьяна Шишмарёва[23]. В. В. Лебедев привносил немало своего в работы своих учеников, иной раз переделывая их рисунки.[24]

«Все эти мастера, много работавшие не только в графике, но и в станковой живописи, называли свой творческий метод „живописным реализмом“, понимая под этим термином искусство обращения к реальной окружающей действительности, именно из нее черпая свои темы и образы… опирающееся не только на традицию критического реализма 19 века, а широко использующее опыт и достижения всей новой и новейшей художественной культуры как русской, так и западноевропейской… Можно было бы назвать „графическим реализмом“ творческое течение, сформировавшееся тогда в среде мастеров детской иллюстрированной книги, работавших под руководством В. В. Лебедева, Н. А. Тырсы и Н. Ф. Лапшина в художественной редакции детского отделения Госиздата».[25] Эстетика «графического реализма» складывалась не только из системы художественных приёмов. Можно охарактеризовать его и как настоящее творческое течение, ввиду имеющихся согласованных творческих принципов. Оно объединяло многих художников, включённых в процесс становления и развития детской книги в ленинградской графике 1920—1930-х годов.

Творчество[править | править вики-текст]

Для большинства книг Лебедева его плакаты для «Окон РОСТА» были истоком и творческим импульсом. «Художник видел плакат как искусство большой формы, лаконичного художественного языка, строгой конструктивности и пластической простоты изобразительных элементов, приводящих к впечатлению монументальности». Гравируя плакаты и раскрашивая их от руки, Лебедев отталкивался от традиций русского народного лубка; но при этом он сразу отверг всякую стилизацию и подделку под лубок. Связь с лубком осталась, но как «связь преемственности или органического роста». В работе Лебедева «сплавились новая форма и старая художественная традиция».[26] Найденный художником лаконичный, геометрически обобщённый рисунок был им перенесён и в детскую книгу, кроме того, «он первый среди художников детской книги использовал шрифт как средство выразительности.»[27]

Книги Лебедева — «одна из вершин „Детгиза“», высшее выражение ясности художественного мышления, пластической строгости и немногословности, приводящей к максимальной образной выразительности".

— Евгений Ковтун[28]

Стиль Лебедева был преемственным, он опирался на супрематические работы К. С. Малевича«Малевич сыграл огромную роль в творчестве Лебедева. Потому что и лебедевские „окна“ РОСТА, и, главное, лебедевская книга находились под огромным влиянием Малевича. Он внёс только своё очень острое рисование. До того, как он увидел малевичевские рисунки — схематичные вещи — Лебедев был просто хорошим рисовальщиком-карикатуристом. Но никакой плоскости у него не было…Шрифт в книге, по сути, всегда плоский. Взятая у Малевича идея, что можно сделать и плоский рисунок, Лебедева навсегда восхитила. Свою первую книжечку „Слонёнок“ он так и сделал. В сочетании с острым рисованием это получилось у него здорово…и Лебедев начал работу в книге, сначала в издательстве „Радуга“, потом в „Детгизе“. Лебедев целиком использовал приём Малевича, его творческую выдумку. От себя он внёс тонкий цвет. Но без Малевича, сам, он не мог бы никогда сделать того, что он сделал в книге.»

— Валерий Траугот[29].

Живопись и графика[править | править вики-текст]

В 1920-30-е годы Лебедев создал множество станковых графических работ, ставших классикой ленинградского искусства графики того времени.

Серии на «бытовые» темы: «Прачки» (1920—1925, гуашиаппликации), серия из 23 рисунков «Панель революции» (1922, тушь), называемая также «Улица революции», и серии «НЭП» и «Новый быт» (середина 1920-х годов). Серии рисунков карандашом и тушью: «Натурщицы», «Балерины», «Акробатки». Живописные работы: ранний период — «Натюрморт с палитрой» (1919), «Кофейник, ложка, кружка» (1920), «Пила и доска» (1920), «Рабочий у наковальни» (1920—1921), серия «Контррельефы» (1920—1921), в том числе «Подбор материалов: железо, дерево, картон» (1921).

Живопись Лебедева в 1920-е годы определялась во многом его дружбой с Иваном Пуни, а позже — дружбой с Н. Ф. Лапшиным и Н. А. Тырсой, составлявшими для него художественную среду, необходимую для каждого художника. Лапшин и Тырса увлекались французским искусством; также и Лебедев был увлечен СёраПикассо, позже Ренуаром и Мане.

В начале 1930-х годов написаны серии «Натюрморты с гитарой» (1930—1932), в том числе «Красная гитара и палитра» (1930) и «Фрукты в корзине» (1930—1931). «Каждый из этих натюрмортов — маленький мир, живой своей конкретностью, то смешной, то лиричный, то с лёгким оттенком весёлой иронии. Натюрморт с гитарой, лимонами и раковинами может служить образцом блестяще проведённой работы по организации живописного пространства. Цвет и его кладка, а не воздушная или линейная перспектива, строит пространственные колебания предметов на пределах очень узкого, как бы зажатого между двумя параллельными плоскостями расстояния — ощущение, близкое вывеске. Материальное ощущение вещи здесь проведено с максимальной напряжённостью, кладка цвета проведена с большим богатством и разнообразием приёмов» (Вера Аникиева).[30]

С конца 1920-х гг. и до 1957 года художник создал много женских портретов, в том числе «Портрет артистки Н. С. Надеждиной» (1927), «Девушка с кувшином» (1928), «Натурщица с мандолиной» (Мальвина Штерн; 1927), портрет художницы Нины Носкович (1934, известен также как портрет Нины Лекаренко).

На одной из наиболее известных живописных работ Лебедева «Женщина с гитарой» (1930) изображена натурщица Елена (Лёля) Николаева.[31].

В 1933 году написана серия «иронических» портретов, называемая «Физкультурницы» или «Девушки с букетами»[32].

В числе других работ Лебедева 1930-х годов — портрет художницы Татьяны Шишмарёвой (1935), портрет скульптора Сарры Лебедевой (1936), «Краснофлотец» (1937), «Турецкие борцы» (1937), портреты писательницы Сусанны Георгиевской (1937). После войны Лебедев писал немного, из его поздних работ можно назвать портрет Ады Сергеевны Лазо (1954) и портрет молодой девушки в платке (1957).

Семья[править | править вики-текст]

Первая жена — Сарра Дмитриевна Лебедева, урожд. Дармолатова (1892, СПб — 7 марта 1967, Москва), выдающийся советский скульптор и портретист, работала в монументальной и мемориальной скульптуре. Член-корреспондент Академии Художеств СССР. Познакомилась с В. В. Лебедевым в 1912—1914 годах в частной художественной школе М. Д. Бернштейна. После развода с В. В. Лебедевым в 1925 году продолжала поддерживать с ним дружеские отношения на протяжении всей жизни.

Вторая жена — Надежда Сергеевна Надеждина урожд. Надежда Израилевна Бруштейн 1908, ( Вильно — 1979, Москва). Дочь писательницыА. Я. БруштейнБалерина, ученица А. Я. Вагановой; солистка Большого театра. Известный советский балетмейстернародная артистка СССР, награжденаорденом Ленина. В 1948 году создала танец «Берёзка», ставший открытием в сценическом воплощении русского народного танца, положивший основу новому хореографическому стилю. Создала ансамбль «Берёзка», с 2000 года носящий её имя. Н. С. Надеждина послужила моделью для графической серии В. В. Лебедева «Танцовщица» (1927).

В 1940 году Лебедев женился в третий и последний раз на Аде Сергеевне Лазо (1919Владивосток — 1993, Москва). Филологписательница, редактор Детгиза. Дочь известного военного и политического деятеля С. Г. Лазо. Подготовила книгу о своём отце: «Лазо С. Дневники и письма». Владивосток, 1959.[33]

 

 

Истомин, Константин Николаевич

[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 января 2015; проверки требуют 3 правки.
 
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Истомин.
Константин Николаевич Истомин
ИстоминКонстантин.jpg
Дата рождения:

26 декабря 1886(7 января 1887)

Место рождения:

КурскКурская губерния,Российская Империя

Дата смерти:

28 августа 1942 (55 лет)

Место смерти:

СамаркандСамаркандская областьУзбекская ССР,СССР

Подданство:

Flag of Russia.svg Российская империя

Гражданство:

Flag of the Soviet Union.svg СССР

Жанр:

пейзажнатюрмортпортрет,жанровая живопись

 
портрет работы В. А. Фаворского

Константи́н Никола́евич Исто́мин (26 декабря 1886 [7 января 1887], Курск — 28 августа 1942 года,Самарканд) — советский художник и педагог, член обществ «Маковец», «Четыре искусства», АХРР[1]. Лучшие работы художника находятся в Третьяковской галерее[1] и Русском музее[2].

 

 

Биография[править | править вики-текст]

Константин Истомин родился 26 декабря 1886 года в Курске, в семье офицера армейской пехоты. Там же он начал ходить в гимназию, однако, в 1901 году его отца перевели служить во Владивосток, куда уехал и Константин. Во Владивостоке параллельно занятиям в гимназии он начал посещать школу художеств. Тут семья Истоминых оставалась до начала войны с Японией 1904 года, после чего переехали жить в Харьков, где юноша наконец-то смог закончить гимназию, посещал художественную студию. Однако и в Харькове он не смог оставаться долго, 18-летний Константин Николаевич принимал участие в революционных событиях 1905 года на стороне рабочих, за что был арестован и попал в тюрьму. В заключении он оставался до лета 1906 года, а после освобождения уехал в Германию.[3]

Там, в Мюнхене, Константин Николаевич продолжал получать художественное образование в школе живописивенгерского живописца Шимона Холлоши. В 1909 году начинающий художник принял решение вернуться в Россию, а летом 1909 года он поступил на искусствоведческое отделение МГУ. Во время обучения в МГУ молодой художник путешествовал по Греции и Италии.[3]

В 1913 году Истомина призвали служить в армию, в артиллерию[4]. В ходе Первой мировой войны он командовал артиллерийской батареей, был контужен, лежал в госпитале. В Москву Константин вернулся весной 1918 года, работал в секции изобразительных искусств Моссовета. С марта 1919 года находился в рядах Красной Армии, однако, будучи раненым и переболев тифом, он был демобилизован. Во время службы он занимался рисованием, однако рисунки этого периода не сохранились. А на основе того, что удалось сберечь, Константин Николаевич выпустил к 1927 году на юбилей событий Октября 1917 года графическую серию «Красная Армия в Донбассе».[3]

В 1921 году по распоряжению Народного комиссариата просвещения он занимался организацией художественнорабфака, что стало первым этапом в становлении Истомина-педагога. В 1920-е годы занимал должность профессора сначала Высших художественных мастерских (ВХУТЕМАС, позже Высший художественно-технический институт —ВХУТЕИН), а затем, после реорганизации ВХУТЕИНа, — Московского художественного института имени В. И. Сурикова. А в период с 1930 по 1939 год преподавал также в Московском полиграфическом институте.[3][2]

Images.png Внешние изображения
Работы Константина Истомина
Image-silk.png «Женский портрет»
Image-silk.png «Утро»
Image-silk.png «Вузовки»

Несмотря на педагогическую деятельность, в эти годы Константин Николаевич Истомин участвовал на выставках общества «Четыре искусства», создал больше количество работ: пейзажейнатюрмортовпортретовжанровых картин в том числе — «Пряхи», «Чаепитие», «Жатва», «Мать и дитя», «За чисткой овощей». Одно из своих самых известных полотен — «Вузовки», приобретённой при жизни автора Третьяковской галереей, Константин Истомин создал в 1933 году.[3] Другие известные картины художника — «Женский портрет» 1922 года и «Утро», законченная им в 1928 году, первая из них находится в Саратовском государственном художественном музее, а вторая — в Русском музее Санкт-Петербурга.[2][5] Помимо основной деятельности — станковой живописи, Истомин занимался иллюстрированием книг, созданием эскизов декораций и костюмов к спектаклям.[3][2]

Умер Константин Николаевич Истомин 28 августа 1942 года в Самарканде, куда осенью 1941 года Московский художественный институт имени В. И. Сурикова, профессором которого являлся советский художник, был эвакуирован

 

 


31.01.2016; 22:01
хиты: 116
рейтинг:0
Гуманитарные науки
изобразительные искусства
история искусства
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь