Творческие объединения художников России и СССР | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ассоциация художников революционной России (АХРР, АХР) • Боевой карандаш • «Бубновый валет» • Еврейское общество поощрения художеств (ЕОПХ) • «Звено» • «Изобригада» • ИЗО рабочей молодежи (ИЗОРАМ) • «Круг художников» • Левый фронт искусств (ЛЕФ) •Ленинградский Союз советских художников (ЛССХ, ЛОСХ, ЛСХ, СПбСХ) • «Маковец» • Мастера аналитического искусства • «Мир искусства» • «Московские живописцы» •«Московский салон» • Московский Союз художников (МСХ) • Московское общество любителей художеств (МОЛХ) • Московское товарищество художников (МТХ) •Московское художественное общество (МХО) • Новое общество живописцев (НОЖ) • Новое общество художников (НОХ) • Общество молодых художников (ОБМОХУ) •«Объединённое искусство» (ОБИС) • Общество московских художников (ОМХ) • Общество русских акварелистов (ОРА) • Общество русских скульпторов (ОРС)• Общество художников-индивидуалистов • Общество художников имени А. И. Куинджи • Общество художников-станковистов (ОСТ) •Общество художников исторической живописи (ОХИЖ) • Общество художников московской школы (ОХМШ) • «Община художников» •Объединение молодёжи Ассоциации художников революционной России (ОМАХРР) • Объединение московских скульпторов (ОМС) •Объединение художников-самоучек (ОХС) • Ослиный хвост • «Октябрь» • Первый дамский художественный кружок (ПДХК) •Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ) • Санкт-Петербургское общество художников (СПОЖ) • «Свободное искусство» • Союз русских художников (СРХ) •Союз художников Республики Бурятия • Союз художников России (СХР) • Союз художников СССР (СХ СССР) •Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) • Товарищество харьковских художников (ТХХ) • Товарищество южнорусских художников (ТЮРХ) • УНОВИС •«Четыре искусства»
Родченко, Александр Михайлович[править | править вики-текст] Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 ноября 2015; проверки требуют 3 правки.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Родченко.
Алекса́ндр Миха́йлович Ро́дченко (23 ноября (5 декабря) 1891, Санкт-Петербург — 3 декабря 1956,Москва) — русский советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР. Работал совместно со своей женой, художником-дизайнером Варварой Степановой.
Содержание[убрать]
Биография[править | править вики-текст]Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году. Отец — Михаил Михайлович Родченко (1852—1907), театральный бутафор. Мать — Ольга Евдокимовна Родченко (1865—1933), прачка. В 1902 году семья переехала в Казань, где в 1905 он окончил Казанское приходское начальное училище. В 1911—1914 учился в Казанской художественной школе у Н. И. Фешина, где в 1914 году познакомился с Варварой Степановой. С 1916 года Родченко и Степанова начали совместную жизнь в Москве. В этом же году он был призван в армию и до начала 1917 года служил заведующим хозяйством Санитарного поездаМосковского земства. В 1917 году, сразу же после Февральской революции в Москве создается профсоюз художников-живописцев. Родченко становится секретарем его Молодой Федерации, и занимается, в основном, организацией нормальных условий жизни и работы для молодых художников. В это же время вместе с Г. Б. Якуловым, В. Татлиным и другими он работает над оформлением кафе «Питтореск» в Москве, открывшемся в бывшемПассаже Сан-Галли, а с 1918 по 1921 служит в отделе ИЗО Наркомпроса, заведует Музейным бюро. Одновременно с работой в наркомате разрабатывал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ. С 1916 начал участвовать в важнейших выставках русского авангарда (на выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным) и в архитектурных конкурсах. В текстах-манифестах «Все — опыты» и «Линия» зафиксировал свое творческое кредо. Относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах. В 1917—1918 работал с плоскостью, в 1919 написал «Черное на чёрном», работы, основанные лишь на фактуре, в 1919—1920 ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы, в 1921 на выставке «5×5=25» (Москва) показал триптих из трех монохромных цветов (желтый, красный, синий). Помимо живописи и графики занимался пространственными конструкциями. Первый цикл — «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918) — из плоских картонных элементов, второй — «Плоскости, отражающие свет» (1920—1921) — свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), третий — «По принципу одинаковых форм» (1920—1921) — пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу. В 1921 подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству» В конце 1919 Родченко стал членом Живскульптарха (комиссии при Наркомпросе РСФСР по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза), в 1920 был одним из организаторов Рабиса. В 1920—1930 преподавал на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса-Вхутеина в должности профессора (в 1928 факультеты были объединены в один — Дерметфак). Он учил студентов проектировать многофункциональные предметы для повседневной жизни и общественных зданий, добиваясь выразительности формы не за счет украшений, а за счет выявления конструкции предметов, остроумных изобретений трансформирующихся структур. С 1921 по 1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук), где сменил в 1921 В. В. Кандинского на посту председателя. В 1930 был одним из организаторов фотогруппы «Октябрь». В 1931 на выставке группы «Октябрь» в Москве в Доме печати выставил ряд дискуссионных снимков — снятые с нижней точки «Пионерку» и «Пионера-трубача», 1930; серию динамичных кадров «Лесопильный завод Вахтан», 1931 — послужившую мишенью для разгромной критики и обвинения в формализме и нежелании перестраиваться в соответствии с задачами «пролетарской фотографии». Участник групп «ЛЕФ» и «Реф» (1923—1930), художник журналов «Леф» (1923—1925) и «Новый Леф» (1927—1928). Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА) и АСНОВА[2]. В 1925 году был командирован в Париж для оформления советского раздела Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств (архитектор советского павильона — К. С. Мельников), осуществлял в натуре свой проект интерьера «Рабочего клуба». Рекламные плакаты А. Родченко удостоены серебряной медали на парижской выставке 1925 года Родченко принадлежит авторство панно на Доме Моссельпрома в Калашном переулке в Москве. Применил фотомонтаж для иллюстрирования книг, например, «Про это» В. Маяковского (1923). С 1924 занимался фотографией. Известен своими остродокументальными психологическими портретами близких («Портрет матери», 1924), друзей и знакомых из ЛЕФа (портреты Маяковского, Л. и О.Брика, Асеева, Третьякова), художников и архитекторов (К. Мельников, Веснин, Ган, Попова). В 1926 году опубликовал свои первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) в журнале «Советское кино». В статьях «Пути современной фотографии», «Против суммированного портрета за моментальный снимок» и «Крупная безграмотность или мелкая гадость» пропагандировал новый, динамичный, документально точный взгляд на мир, отстаивал необходимость освоения верхних и нижних точек зрения в фотографии. Участвовал в выставке «Советская фотография за 10 лет» (1928, Москва). Как фотограф, Родченко стал известен благодаря экспериментам с ракурсом и точками фотосъёмки. В 1929 году как сценограф оформил в Московском театре Революции спектакль «Инга» по пьесе А. Г. Глебова[3]. В конце 1920-х — начале 1930-х годов был фотокорреспондентом в газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Одновременно работал в кино (художник фильмов «Москва в Октябре», 1927, «Журналистка», 1927—1928, «Кукла с миллионами» и «Альбидум», 1928) и театре (постановки «Инга» и «Клоп», 1929), разрабатывая оригинальную мебель, костюмы и декорации. В 1932 вышел из группы «Октябрь» и стал фотокорреспондентом по Москве издательства Изогиз. В 1930-х годах от раннего творчества, проникнутого революционным романтическим энтузиазмом, А. Родченко перешел к выполнению пропагандистских государственных задач. В начале 1933 года был секретно командирован на Беломорстрой. По поручению ОГПУ должен был в пропагандистских целях снимать окончание строительства и открытие канала, а также создавать в ГУЛАГе фотолаборатории[4]. Родченко так описывает начало своей командировки:
Вместе с руководством канала встречал пароход «Карл Маркс», на котором прибыла группой писателей во главе с Максимом Горьким отмечать окончание стройки. По словам Родченко, на Беломорканале он сделал более двух тысяч фотографий (ныне известны не более 30)[4]. В декабре 1933 года разработал дизайн иллюстрированного журнала «СССР на стройке»[5], полностью оформив его своими снимками. Был художником и фотографом «монографии писателей» о Беломорканале, которая называлась «Беломорканал имени Сталина»[4]. Дизайнер фотоальбомов «15 лет Казахстана»[6], «Первая конная», «Красная армия»[7], «Советская авиация»[8] и других (совместно с супругой В. Степановой). Продолжал занятия живописью в 1930—1940-е годы. Был членом жюри и художником-оформителем многих фотовыставок, входил в состав президиума фотосекции профессионального союза кинофотоработников, был членом МОСХа (Московская организация Союза художников СССР) с 1932 года. В 1936 участвовал в «Выставке мастеров советского фотоискусства». С 1928 года регулярно посылал свои работы на фотографические салоны в США, Францию, Испанию, Великобританию, Чехословакию и другие страны В 1938—1940 годах фотографировал артистов цирка, позже вернулся к живописи. Похоронен на Новом Донском кладбище Семья[править | править вики-текст]
Наследие[править | править вики-текст]В настоящее время дело продолжает его внук, Александр Николаевич Лаврентьев, который преподает дизайн и композицию во многих художественных учебных заведениях Москвы, в частности в Московской школе фотографии и мультимедиа имени А. Родченко и МГХПУ имени Строганова, а также выступает редактором и консультантом научных трудов об Александре Родченко.
Лисицкий, Лазарь Маркович[править | править вики-текст] Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Эль Лисицкий») Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 ноября 2015; проверки требуют 2 правки.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лисицкий.
Ла́зарь Ма́ркович (Мо́рдухович) Лиси́цкий (книжную графику на идише подписывал именем Лейзер (Элиэзер) Лисицкий — אליעזר ליסיצקי[1][2]; 10 (22) ноября 1890, с. Починок Смоленской губернии (нынеСмоленская область) — 30 декабря 1941, Москва) — советский художник и архитектор, также широко известный как «Эль Лисицкий». Эль Лисицкий один из выдающихся представителей русского[3] и еврейского[4][5][6][7][8] авангарда[9][10]. Способствовал выходу супрематизма в архитектуру.
Содержание[убрать]
Биография[править | править вики-текст]Лазарь Мордухович Лисицкий родился в семье ремесленника-предпринимателя, приписанного к долгиновскиммещанам, Мордуха Залмановича (Марка Соломоновича) Лисицкого (1863—1948) и домохозяйки Сарры Лейбовны Лисицкой.[11] Затем семья переехала в Витебск, где Лазарь посещал частную Школу рисованияЮделя Пэна. Окончил Александровское реальное училище в Смоленске (1909). Учился на архитектурном факультетеВысшей политехнической школы в Дармштадте, во время учёбы подрабатывал каменщиком. В 1911-1912 гг. много путешествовал по Франции и Италии. В 1914 г. с отличием защитил диплом в Дармштадте, однако в связи с началом Первой мировой войны был вынужден спешно вернуться на родину (через Швейцарию, Италию и Балканы). Чтобы заниматься профессиональной деятельностью в России, в 1915 г. поступил экстерном в Рижский политехнический институт, эвакуированный во время войны в Москву. В Москве в этот период жил на Большой Молчановке 28, квартира 18, и в Староконюшенном переулке 41, квартира 32[12]. Окончил Институт 14 апреля 1918 года со званием инженер-архитектора[13]. Диплом, выданный Лисицкому 30 мая того же года, до сих пор хранится в Госархиве России[14]. В 1916-1917 гг. работал ассистентом в архитектурном бюро Великовского, затем у Романа Клейна. С 1916 года участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств, в том числе в коллективных выставках общества в 1917 и 1918 годах в Москве и в 1920 году в Киеве. Тогда же, в 1917 году занялся иллюстрацией изданных на идише книг, в том числе современных еврейских авторов и произведений для детей[15]. С использованием традиционной еврейской народной символики создал марку для киевского издательства «Идишер фолкс-фарлаг» (еврейское народное издательство), с которым он 22 апреля 1919 года подписал контракт на иллюстрацию 11 книг для детей.[11][16] В этот же период (1916) Лисицкий принял участие в этнографических поездках по ряду городов и местечек белорусского Поднепровья и Литвы с целью выявления и фиксации памятников еврейской старины;[17] результатом этой поездки явились опубликованные им в 1923 году в Берлине репродукции росписей могилёвской синагоги на Школище и сопроводительная статья на идише «װעגן דער מאָלעװער שול: זכרונות» (Воспоминания о могилевской синагоге, журнал «Милгройм»)[18] — единственная теоретическая работа художника, посвящённая еврейскому декоративному искусству.[19][20] Преподаватели Народного художественного училища. Витебск, 26 июля 1919 года. Сидят слева направо: Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Марк Шагал, Давид Якерсон,Юдель Пэн, Нина Коган, Александр Ромм. Стоит делопроизводительница училища В 1918 году в Киеве Лисицкий стал одним из основателей «Култур-лиге» (идиш: лига культуры) — авангардного художественного и литературного объединения, ставившего своей целью создание нового еврейского национального искусства.[21][22][23] В 1919 году по приглашению Марка Шагалапереехал в Витебск, где преподавал в Народном художественном училище (1919—1920). В 1917—1919 годах Эль Лисицкий посвятил себя иллюстрации произведений современнойеврейской литературы и в особенности детской поэзии на идише, став одним из основателей авангардного стиля в еврейской книжной иллюстрации.[24][25][26] В отличие от тяготевшего к традиционному еврейскому искусству Шагала, с 1920 года Лисицкий под влиянием Малевича обратился к супрематизму. Именно в таком ключе выполнены более поздние книжные иллюстрации начала 1920-х годов, например к книгам периода Проуна «אַרבעה תישים» (см. фотографию, 1922), «Шифс-карта» (1922, см. фотографию), «ייִנגל-צינגל-כװאַט» (стихи Мани Лейба, 1918—1922), Равви(1922) и другим.[27] Именно к берлинскому периоду Лисицкого относится его последняя активная работа в еврейской книжной графике (1922—1923).[28] После возвращения в Советский Союз Лисицкий к книжной графике, в том числе еврейской, больше не обращался. С 1920 года выступал под артистическим именем «Эль Лисицкий». Преподавал в московскомВхутемасе (1921) и Вхутеине (с 1926); в 1920 вступил в Инхук. В мастерской Лисицкого выполнен проект «Ленинская трибуна» (1920—1924). В 1923 году выполнил эскизы к неосуществленной постановке оперы «Победа над Солнцем». В 1921—1925 годах жил в Германии и Швейцарии; вступил в голландскую группу «Стиль». Здание типографии журнала «Огонёк» построено по проекту Эля Лисицкого Архитектурная деятельность Лисицкого заключалась, в частности, в решении проблем вертикального зонирования городской застройки (проекты «горизонтальных небоскрёбов» для Москвы, 1923—1925). В 1930—1932 годах по проекту Эля Лисицкого была построена типография журнала «Огонёк» 55.777277° с. ш. 37.610828° в. д. (G) (O) (дом № 17 по 1-му Самотечному переулку).[29] Типография Лисицкого отличается удивительным сочетанием огромных квадратных и маленьких круглых окон. Здание в плане похоже на эскиз «горизонтального небоскрёба» Лисицкого. Лисицкий выполнил в духе супрематизма несколько агитационных плакатов, например, «Клином красным бей белых!» (1920); разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель в 1928—1929 годах. Он создал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая её как целостный организм. Отличным примером тому служит Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве (1927 год). Он увлекался фотографией, в частности, фотомонтажом. Одно из лучших изображений этой области — плакат для «Русской выставки» в Цюрихе (1929), где над обобщёнными архитектурными конструкциями поднимаетсяциклопическое изображение двух голов, слитое в единое целое. В 1937 году был опубликован фотомонтаж Эль Лисицкого, посвященный принятию Сталинской Конституции, он представлял собой «лубочный» тематический цикл из четырёх выпусков журнала «USSR in Construction», которые исследователь Ульрих Шмид назвал иллюстрированной книгой, в этом же году вышел фотомонтаж художника «Молодые люди сравнивают старую Конституцию с новой»[30]. Лисицкий умер от туберкулёза в декабре 1941 года. Его последней работой был плакат «Давайте побольше танков». Похоронен на Донском кладбище в Москве вместе с отцом Марком Соломоновичем, родным братом Рувимом и его женой Лёлей. |