пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

54

Григорьев, Борис Дмитриевич

[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 
 
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Григорьев.
Борис Дмитриевич Григорьев
Boris Grigoriev - self-portrait.jpg
Дата рождения:

11 июля (23 июля1886

Место рождения:

Москва

Дата смерти:

7 февраля 1939 (52 года)

Место смерти:

Франция

Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Бори́с Дми́триевич Григо́рьев (11 (23) июля 1886Москва — 7 февраля 1939Франция) — русский художник.

 

 

Биография[править | править вики-текст]

Борис Григорьев родился в Москве, мать его Клара фон Линденберг была шведкой. Борис был внебрачным ребёнком Дмитрия Григорьева, царскосельского мещанина, по образованию — бухгалтера, служившего управляющим Рыбинским отделением Волжско-Камского коммерческого банка. В возрасте четырёх лет был официально усыновлён и стал воспитываться в семье отца; позднее в воспоминаниях напишет, что его детство в Рыбинске из-за его полурусского-полушведского происхождения и из-за незаконнорожденности не было счастливым.

 
Б.Григорьев. Улица блондинок, 1917 год

В 1903—1907 годах учился в Центральном Строгановском художественно-промышленном училище (классД. А. Щербиновского, а также у А. Е. Архипова), затем в качестве вольнослушателя посещал петербургскую Академию художеств (до 1913 года), где занимался у А. А. Киселёва и Д. Н. Кардовского.

С 1907 года жил в Петербурге, в 1909-м посетил родственников матери в Швеции, в 1913-м впервые посетил Париж, где прожил четыре месяца и создал цикл работ на темы парижской жизни.

1909 — в составе «Студии импрессионистов» — объединения молодых художников, творчески близких к футуристам, возглавляемого Н. И. Кульбиным.

1913 — член Мира искусства (до 1918).

1918 — член 1-го профессионального союза художников в Петрограде, преподавал в Строгановском училище.

1919 — художник с семьёй в лодке тайно пересёк Финский залив. Сначала поселился в Берлине, а в 1921 году переехал в Париж. Бывал в США, в 1928—1929 и 1936 годах путешествовал по Латинской Америке.

1926 — художник был популярен, его работы охотно приобретали и галереи, и частные коллекционеры. Из письма Григорьева поэту В. В. Каменскому«Сейчас я первый мастер на свете. <…> Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх, и 40 лет моих это доказывают. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости».

1927 — семья поселилась в Кань-сюр-Мер, местечке близ Ниццы, на вилле, которую художник назвал «Борисэлла» (его супругу звали Элла).

1929—1930 — создал монументальное полотно «Лики мира», посвятив его Лиге Наций (приобретено городом Прага в 1932 году).

Умер в Кань-сюр-Мер на Ривьере 7 февраля 1939 года.

 
Б. Григорьев. Портрет В. Мейерхольда, 1916 год

Творчество[править | править вики-текст]

Графика и иллюстрации[править | править вики-текст]

С 1911 года тесно сотрудничал с журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Прекрасный рисовальщик; характерная черта его стиля — линия как превалирующее начало формы, наиболее ясно проявилась в большом графическом цикле «Intimite» («Интимность», 1916—1918)[Прим. 1]. В альбоме отражена атмосфера Парижа в представлении художника — мир богемы и цирков, кафешантанов и продажной любви.

Уже будучи за рубежом, продолжал иллюстрировать произведения знаменитых писателей (серия рисунков к «Детству»М.Горького, 1931; цикл к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского, 1932—1933; в начале XXI рисунки находились в собственности наследников художника).

Портреты[править | править вики-текст]

Безусловно интересны и портреты работы Григорьева, мастера натурного рисунка. Творя в атмосфере авангарда, тем не менее он никогда не бросался в крайние формы, чаще всего изображая не человека самого по себе, а скорее, показывая роль, которую играет этот человек. Гротеск, используемый Григорьевым, скорее лукав, чем зол и сатиричен (например, портрет В. Э. Мейерхольда). Сам художник лучшей своей работой в этом жанре называл портрет М. Горького (1926), где писатель отображён в роли кукловода, манипулирующего персонажами пьесы «На дне».

«Расея»[править | править вики-текст]

Широко известен его цикл «Расея» (альбом, изданный в 1918, включает в себя живопись и графику, а также тексты П. Е. ЩеголеваН. Э. Радлова и самого художника). В этом альбоме портреты и пейзажи русской деревни сложились в многоголосую песнь, полную не тоски, но горькой меланхолии.

За рубежом Григорьев снова вернулся к этой теме, переиздав «Расею» на русском и немецком (1921, 1922) и дополнив её новым альбомом «Лики России» (на французском и английском; 1923, 1924), в состав которого вошли и портреты актёров МХАТа.

В 2005 г. «Расея» была переиздана в серии «Возвращение книги».

Выставки[править | править вики-текст]

Принимал активное участие во многих выставках в 1909—1919 году, представитель «левых» течений в авангарде.

Галерея[править | править вики-текст]

  • В. Э. Мейерхольд (1916, Русский музей)
  • М. В. Добужинский (1917),
  • «Деревня», цикл «Расея»
  • «Земля народная», цикл «Расея»
  • «Олонецкий дед», цикл «Расея»
  • «Старуха с коровой», цикл «Расея»
  • «Девочка с бидоном» цикл «Расея»
  • Ф. И. Шаляпин (1918, 1921-22),
  • «Женщина в цилиндре» (1919, холст, масло, 71,0х62,5 см. Продана 1 декабря 2004 года на торгах Сотбис за 588 тыс. фунтов ст. при эстимейте 175—200 тыс.).
  • Л. Шестов (1921),
  • Е. К. Брешко-Брешковская (1921),
  • С. А. Есенин (1921),
  • А. Ф. Керенский (1924),
  • М.Горький (1926, Музей А. М. Горького, Москва)
  • С. В. Рахманинов (1930) и др.

 

Неоклассицизм в изобразительном искусстве[править | править вики-текст]

  • Французский неоклассической живописи с 1893

Неоклассицизм предвосхищался уже в творчестве прерафаэлитов с середины XIX века, однако он окончательно сложился к концу 1870-х гг. вГермании"Неоидеалисты" (А. ФейербахХ. фон Маре и др.) стремились возродить монументальность и пластичную чёткость классического искусства. Большое распространение неоклассицизм получил в конце XIX — начале XX веков, явившись одной из разновидностей реакции на импрессионизм. Он сочетал в общем русле определённые позднеакадемические тенденции, в той или иной степени программное следование принципам античного искусства(в основном периода архаики), реже — искусства Возрождения (в основном Раннего) и классицизма, наконец, соприкосновение (порой очень близкое) со стилистикой модерна.

Неоклассицизм (или его элементы) в той или иной мере присутствует в творчестве таких мастеров конца XIX — 1-й половины XX вв., как скульпторы А. МайольЭ. А. БурдельГ. ВигеландИ. МештровичС. Т. КонёнковС. Д. Меркуров, живописцы Ф. ХодлерП. Пюви де ШаваннМ. ДениЛ. С. Бакст,В. А. СеровА. Е. ЯковлевК. С. Петров-Водкин. Причастность к неоклассицизму обнаруживают и течения в изобразительном искусстве 2030-х годов, возникшие как реакция на новые течения (экспрессионизмфутуризмкубизм и др.)[1].

 

 

Шухаев, Василий Иванович

[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 августа 2015; проверки требуют 3 правки.
 
Василий Иванович Шухаев
Alexander Evgenyevich Yakovlev Pierrot Arlecine.jpg
Автопортрет вместе с Александром Яковлевым в образе Пьеро и Арлекина.
Дата рождения:

1887

Место рождения:

Москва

Дата смерти:

1973

Место смерти:

Тбилиси

Учёба:

Константин КоровинИгнатий НивинскийДмитрий Кардовский

Стиль:

неоклассицизм

Влияние на:

Раппапорт, Александр ГербертовичАкимов, Николай ПавловичБруни, Татьяна ГеоргиевнаИвановский, Пётр ИвановичИоанн-Нектарий (Ковалевский)

Звания:

заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1962)

Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Василий Иванович Шухаев (12 (24) января) 1887, Москва — 14 апреля 1973, Тбилиси) — русский и советский живописец, график, сценограф, педагог, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР

 

 

Биография[править | править вики-текст]

1887, 12 (24) января

Родился в Москве в семье Ивана Яковлевича и Александры Ивановны (урожд. Куприяновой) Шухаевых. Крещен в московской церкви Василия Кесарийского в Тверской-Ямской слободе.

Отец, бывший крестьянин деревни Мишуковой Короваевской волости Дмитровского уезда Московской губернии, обосновался в Москве, работал закройщиком в сапожной мастерской своего отца, деда художника. Родители умерли, когда В.И. Шухаев был ребенком.

1897-1905

Учеба в Императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище, Москва.

1906

Переезд в Петербург.

1906-1912

Учеба на живописно-скульптурном отделении Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, Петербург.

1908

Принят в учебную мастерскую живописи профессора Д.Н. Кардовского. Начало дружбы с Александром Евгеньевичем Яковлевым (1887-1938).

С 1909

Участник выставок.

Конец 1910 – начало 1912

Сотрудничество с режиссером В.Э. Мейерхольдом. Участие вместе с А.Е. Яковлевым в качестве актеров в пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н.П. Кабричевского) и «Арлекин – ходатай свадеб» (Дворянское собрание), поставленных Мейерхольдом под псевдонимом Доктор Дапертутто.

1911, июль

Женитьба на студентке живописно-скульптурного отделения ВХУ при ИАХ Елене Николаевне Ежовой (1887-1965).

1912, 28 марта

Рождение дочери Марины.

1912, ноябрь

Конкурсная картина «Вакханалия». Статья А.Н. Бенуа «Экзамен Академии» с положительным отзывом о ней. Награда в виде пенсионерской поездки в Италию от Кружка поощрения молодых художников в Риме (русского общества в Риме).

Конец 1912 – ноябрь 1914

Пребывание в Италии. Работа над картинами «Карусель», «Сусанна и старцы», «Поклонение волхвов» (не осуществлена).

1914, лето

Вместе с А.Е. Яковлевым путешествуют по Италии, посещают Капри, где работают над двойным автопортретом «Арлекин и Пьеро» (завершен В.И. Шухаевым в начале 1960-х годов). Знакомство с В.Ф. Гвоздевой (1896-1979), будущей второй женой.

1914, ноябрь

Досрочное возвращение в Петроград в связи с начавшейся Первой мировой войной.

С 1915

Преподавание рисунка на Женских курсах высших архитектурных знаний Е.Ф. Багаевой (до 1916); рисунка и живописи – в Рисовальной школе княгини М.Д. Гагариной («Новой художественной мастерской» - до 1917). Создание заказного портрета Л.М. Реснер

1915, октябрь

Рижский фронт. Создание 35 графических портретов офицеров и солдат лейб-гвардии Уланского полка. До революции 1917 года хранились в Музее полка в Петергофе, ныне местонахождение неизвестно.

1916, январь

В качестве вольноопределяющегося вновь отправляется на Рижский фронт. С февраля по май создает свыше 50 портретов офицеров 4-го гусарского Мариупольского Елисаветы Петровны полка – подготовительные рисунки к картине «Полк на позициях».

1916, июнь

Получает отпускной билет из полка для работы в Петрограде над картиной «Полк на позициях» (1917, не завершена)

1916, июль-август

Вместе с А.Е. Яковлевым копирует фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. По предложению архитектора А.В. Щусева оба начинают работу над эскизом росписи одного из залов Казанского вокзала в Москве (не осуществлено).

1916, 10 октября

Выдан диплом об окончании Академии Художеств и присвоении звания художника.

1916, ноябрь

Вместе с А.Е. Яковлевым по приглашению архитектора А.И. Таманова расписывает плафон особняка В.И. Фирсановой на Пречистенке в Москве.

1917-1918

Работает профессором живописи, рисунка и декоративного искусства в натурном классе Петроградского училища технического рисования барона А.Л. Штиглица.

1917

Избран членом художественного объединения «Мир искусства». Вместе с Д.Н. Кардовским, А.Е. Яковлевым и Н.Э. Радловым создает профессиональный союз живописцев «Цех святого Луки». Завершает «Портрет Е.Н. Шухаевой».

1917, лето

Вместе со второй женой, Верой Федоровной Гвоздевой, отдыхает в Крыму, под Алуштой в компании петроградских художников и филологов; рисует сангиной портрет Саломеи Андрониковой.

1918, январь

На выставке картин «Мир искусства» представляет графические портреты офицеров 4-го Мариупольского полка, созданную в Италии картину «Карусель» и «Портрет Е.Н. Шухаевой».

1918, 1 февраля

Советом профессоров бывшей Петербургской академии художеств избран профессором по живописному отделению.

1918, октябрь – 1920, январь

Руководит мастерской живописи и преподает рисунок в архитектурном классе Петроградских свободных художественно-учебных мастерских (бывшего ВХУ при АХ).

1918, октябрь

Принимает участие в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции: создает проект оформления Николаевского моста, переименованного в мост Лейтенанта Шмидта (ныне Благовещенский).

1919, 16 августа

Зарегистрирован брак с В.Ф. Гвоздевой

1920, январь

Вместе с женой и художниками И.А. Пуни и К.Л. Богуславской по льду Финского залива переходит российскую границу, направляясь в Финляндию.

1920, январь – 1921, январь

Живет в финских поселках Муста-мяки, Райвола, пишет пейзажи, портреты, натюрморты, сюжетные картины.

1920, 19 июня

Получает паспорт Особого комитета по делам русских в Финляндии для свободного проезда за границу, ждет от А.Е. Яковлева визу во Францию.

1921, январь

Переезжает из Финляндии через Англию во Францию.

1921, февраль

Обосновывается в Париже.

1921, 11 мая

Участвует в работе Комитета готовящейся в Париже выставки художников группы «Мир искусства».

1921, лето

Вместе с женой В.Ф. Шухаевой и А.Е. Яковлевым проводит лето на острове Пор-Кро близ Тулона.

1921, 15 ноября – 1 декабря

Первая персональная выставка (совместно с А.Е. Яковлевым). Париж, галерея Барбазанж.

1921, 22 декабря

Вместе с А.Е. Яковлевым открывает прием учащихся в созданную ими в Париже частную художественную школу (мастерскую) на улице Campagne Premiére, 17 (14 округ); преподает там до 1930 года.

1921-1926

Наряду с другими художниками оформляет спектакли-миниатюры парижского театра Н.Ф. Балиева «Летучая мышь» (Le Théâtre de la Chauve-Souris).

1922

Оформляет спектакли парижского театра «Балаганчик» с участием М.А. Ефремовой и Л.А. Гаршиной. Начало сотрудничества с издательством Я.С. Шифрина «Плеяда». Работает над иллюстрациями к повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».

1922-1923

Вместе с художником А.В. Лошаковым оформляет кинофильм «Песнь торжествующей любви» (режиссер Вяч. Туржанский; производство – «Альбатрос»); премьера – ноябрь 1923 года.

1923, лето

Живет в поселке Гран-Кан (Нормандия); пишет картину «Рыбаки» и натюрморт «Хлебы. Нормандия».

1925-1926

Готовит сценическое оформление опер Дж.Верди «Травиата» и П.И. Чайковского «Пиковая дама» для Русской частной оперы в Париже. Работает над иллюстрациями к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Вместе с А.Е. Яковлевым расписывает концертный зал в доме Ф.Ф. Юсупова на тему «Сказки А.С. Пушкина в музыке».

1926

Создает эскизы костюмов к кинофильму «Кармен» (режиссер Жак Фейдер; производство – «Альбатрос»); премьера – ноябрь 1926 года.

1926, 15 мая

Открытие выставки произведений учеников В.И. Шухаева (Париж, 14-ый округ, бульвар Эдгара Кине, 12).

1926-1930

Преподает в Русском художественно-промышленном институте, созданном Н.В. Глобой в Париже.

1927

Сотрудничает с парижским Театром Дуван-Торцова.

1928

Автомобильные поездки по Франции; начало работы над серией французских пейзажей. Пейзажи Кассиса.

1929, 26 февраля – 8 марта

Персональная выставка в галерее Art Kodak, Брюссель.

1929

Весной пишет пейзажи Тюренна, Аржанты, летом – пейзажи юга Франции, виды городов Прованса.

1929, 1-17 августа

Персональная выставка в галерее Macquarie, Сидней.

1929 – начало 1930-х

Преподает в художественной школе, основанной Т.Л. Сухотиной-Толстой, Париж.

1929, 31 октября – ноябрь

Персональная выставка в галерее (магазине) В.О. Гиршмана, Париж.

1930

Вместе с А.Е. Яковлевым создает роспись в доме Годар в Париже. Пишет «Портрет мадам Годар».

1930, лето

Вместе с А.Е. Яковлевым отдыхает и работает на острове Корсика.

1931

Для гостиницы в Дивонн-ле-Бен в Савойе (Франция) выполняет четыре больших живописных и восемь зеркальных (гравировка по амальгаме) панно.

1932

Через Испанию совершает поездку во Французское Марокко с целью выполнения заказов по декоративному оформлению виллы паши в Касабланке и гостиницы в Рабате. На обратном пути в Париж проводит месяц в Испании, знакомясь с памятниками литературы и искусства.

1932-1934

Продолжает работать в области портретной живописи. Пишет портреты И.Ф. Стравинского, Ф.И. Шаляпина, С.С. Прокофьева, Л.И. Прокофьевой. Вместе с А.Е. Яковлевым работает над оформлением балета-пантомимы «Семирамида» для антрепризы Иды Рубинштейн, Париж. Впервые выступает как карикатурист: для американского журнала «Vanity Fair» создает карикатуры на европейских политиков, писателей и общественных деятелей.

1934

Принимает решение вернуться на родину.

1935, март

Возвращается в СССР.

1935-1937

Принят в члены Всекохудожника, Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ) и Московского отделения Союза советских художников СССР (МОССХ).

1935, 1 апреля – 1937, 20 апреля

Профессор факультета живописи и руководитель персональной учебной мастерской в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств; преподаватель рисунка и акварели в Институте повышения квалификации архитекторов при Академии архитектуры СССР (Москва) с почасовой оплатой.

1935

Работает над эскизами росписей плафона для строящейся в Москве Библиотеки им. В.И. Ленина и эскизом панно для гостиницы Моссовета (не осуществлено). Едет в Кабардино-Балкарию для сбора материалов к книге «Молотьба».

1935-1936

Готовит эскизы к спектаклю ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького «Каменный гость» (не осуществлено).

1936, 24 февраля – 7 марта

Персональная выставка в выставочном зале Всекохудожника в Москве и весной – Тициановском зале Академии художеств в Ленинграде.

1936

Работает над эскизами монументальных росписей – плафона для санатория Наркомтяжпрома в Сочи и фрески для ЦПКиО им. А.М. Горького в Москве. Оформляет оперу Дж. Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. С.М. Кирова, создает эскизы оформления пьесы К.А. Тренева «Пугачевщина» в Киевском русском драматическом театре им. Леси Украинки и эскизы к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для постановки в Киевском театре юного зрителя.

1937, 16 апреля – 1945, 28 февраля

Обвинен в шпионаже, осужден по статье 58 УК РСФСР и заключен «в исправтрудлагерь сроком на 8 лет». По тому же делу осуждена и сослана на Колыму жена художника, В.Ф. Шухаева.

Начало 1938 – февраль 1939

Работает на лесоповале в поселке Кинжал

1939, февраль – 1940, декабрь

Работает в ремонтном цехе 4-ой автобазы близ лагерного пункта Стрелка в бухте Нагаева и там же – художником-оформителем. Встреча с женой.

С декабря 1940

Работает в проектном бюро Магадана, оформляет Дом культуры им. А.М. Горького (впоследствии – Магаданский музыкально-драматический театр им. А.М. Горького).

1941

«Фельдмаршал Кутузов» - первый спектакль, оформленный В.И. Шухаевым в театре Магаданского дома культуры им. А.М. Горького.

До 29 апреля 1945

Оформляет спектакли театра Магаданского дома культуры Им. А.М. Горького как заключенный. Неофициально является главным художником театра (до 1942 фамилия в афишах отсутствовала). Оформляет спектакли «Игра интересов», «Давным-давно», «Полководец Суворов» и др.

1945, 29 апреля

Освобожден «по отбытии срока наказания».

1945, 29 апреля -1947, 16 сентября

Как вольнонаемный работает в штате театра Магаданского дома культуры им. М. Горького (Административно-гражданского отдела Дальстроя) в должности «художника-постановщика I категории». Оформляет спектакли «Испанский священник», «Женитьба Белугина», оперу «Травиата» и др.

1947, конец сентября

Переезжает в Тбилиси по приглашению дирекции Государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова для оформления комедии А.Н. Арбузова «Встреча с юностью».

С 1 октября

Работает над оформлением спектакля «Свадьба Кречинского».

1947-1948

Оформляет оперу П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в Государственном театре оперы и балета им. З.П. Палиашвили, Тбилиси.

С 1948

Работает главным художником Государственного театра им. К. Марджанишвили, оформляет спектакль «Учитель танцев».

1948, 1 октября

Принят в Тбилисскую академию художеств на должность профессора кафедры рисунка.

1948, 22 декабря – 1949, 23 февраля

Необоснованный арест и заключение под стражу по делу Следственного комитета МГБ Грузинской ССР.

1949

Приступает к созданию графической серии портретов деятелей литературы и искусства Грузии.

1950

Пишет пейзажи Натанеби – поселка в Западной Грузии, создает этюды для картины «Сдача чайного листа».

1950, октябрь

Принят в члены Союза советских художников Грузии. В связи с отсутствием ученого звания переведён на должность старшего преподавателя кафедры рисунка Тбилисской академии художеств.

С 1951

Проводит лето в горном селении Цихисджвари (Боржомский район), пишет пейзажи.

1953

Выселение из Тбилиси. «Я снова несколько месяцев без работы, без жилья, без возможности где-либо устроиться» (из письма В.И. Шухаева).

1954

Завершает работу над картиной «Сдача чайного листа». Персональная выставка в Тбилиси, организованная Союзом советских художников Грузии.

1955

Оформляет спектакль «Давным-давно» по пьесе А.К. Гладкова в Киевском русском драматическом театре им. Леси Украинки (режиссер Л.В. Варпаховский). Увлечен техникой энкаустики, создает выполненный энкаустикой «Автопортрет».

1956, 1 сентября

Военной Коллегией Верховного Суда СССР «дело В.И. Шухаева от 4 сентября 1937 г.» пересмотрено и с 4 сентября 1956 года прекращено.

1956-1959

Летом продолжает писать пейзажи Цихисджвари. Совершенствует метод работы энкаустикой, создавая портреты Д.П. Гордеева и художника П.М. Блеткина.

1958, 17 апреля

В связи с 70-летием со дня рождения награжден орденом «Знак почета».

1958, 31 мая

Утвержден в ученом звании профессора по кафедре рисунка.

1958

Персональная выставка в залах Союза Художников СССР, Москва.

С 1960

Начинает писать автобиографические заметки.

1961

Создает цикл картин «Марокко» по этюдам 1932 года; переписывает в новой колористической гамме некоторые французские пейзажи 1930-х годов.

1962, 4-25 марта

Персональная выставка в Государственной картинной галерее Грузии, Тбилиси.

1962, 19 апреля

В связи с 75-летием со дня рождения и 40-летием художественной деятельности удостоен звания заслуженный деятель искусств Грузинской ССР.

1962, декабрь – 1963, январь

Персональная выставка в залах ЛОСХа, Ленинград.

С 1963

Проводит лето в поселке Николина Гора Звенигородского района Московской области.

1963-1964

Пишет портреты С.Д. Лебедевой, С.Т. Рихтера, А.М. Сараевой-Бондарь, Н.Д. Сосновской. Работает над циклом картин «Лестница жизни».

1965

Пишет натюрморты и пейзажи окрестностей подмосковной Николиной Горы; работает над циклом картин, объединенных названием «Девять ремесел, десятое – нищета».

1966

Создает цикл картин на темы абхазского народного эпоса.

1967

Пишет «Портрет студентки Академии художеств Н. Нижарадзе», натюрморт «Канделябр и книги», «Кумганы», «Гладиолусы».

1967, 11 мая – июнь

Персональная выставка в связи с 80-летием со дня рождения в залах Тбилисской государственной академии художеств.

1968, октябрь – ноябрь

Персональная выставка в залах Научно-исследовательского музея АХ СССР, Ленинград.

1969-1970

Создает портреты Н.Д. Сосновской, В.Ф. Шухаевой, Оли Рудик.

1969, ноябрь

Персональная выставка в помещении мастерской народного художника Грузинской ССР Е.Д. Ахвелидиани, Тбилиси.

1971, апрель

Персональная выставка в выставочном зале издательства «Мерани», Тбилиси.

1971-1972

Продолжает работать над натюрмортами «Бегония у окна», «Туесок и балкарский кувшин», «Кисти в банке и палитра с красками». Пишет «Автопортрет в красной куртке», эскиз «Квартет».

1972, осень

Персональная выставка в Тарту (Эстония).

1973

Задумывает иллюстрации к повести И.С. Тургенева «Ася», делает первые наброски.

1973, 14 апреля

Скончался в Тбилиси. Похоронен на Сабурталинском кладбище.[1]

Галерея[править | править вики-текст]

  • Портрет Ларисы Рейснер, 1915

  •  
  • Портрет Р. Монтенегро, 1915

Ученики[править | править вики-текст]

 

 

Яковлев, Александр Евгеньевич

[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 
 
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Яковлев.
Яковлев Александр Евгеньевич
Alexander yakovlev, autoritratto, 1917.JPG
Автопортрет, 1917
Государственная Третьяковская галерея
Дата рождения:

25 июня 1887[1]

Место рождения:

Санкт-Петербург

Дата смерти:

12 мая 1938[1][2] (50 лет)

Место смерти:

Париж

Гражданство:

Flag of Russia.svg Российская империя
Flag of Russian SFSR.svg РСФСР
Flag of France.svg Франция

Учёба:

Императорская Академия художеств

Commons-logo.svg Работы на Викискладе
В Википедии есть статьи о других людях с именем Яковлев, Александр.

Александр Евгеньевич Яковлев (13 (25) июня 1887Петербург — 12 мая 1938Париж) — русский живописец и график.

 

 

Биография[править | править вики-текст]

Сын Евгения Александровича Яковлева. В 19051913 учился в Академии художеств (в частности, уД. Н. Кардовского), сдружившись в эти годы с В. И. Шухаевым, который стал как бы его творческим alter ego.

Сотрудничал в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» (19091918).

Был членом «Мира искусства» (с 1912).

В 1913 вместе с Шухаевым побывал в Испании, 19141915 путешествовал по Италии. В 19171919 побывал в Монголии, Китае, Японии. C 1920 жил во Франции. Кроме живописи и преподавания (среди прочего, в 19341937 преподавал в Бостоне), занимался книжной иллюстрацией.

Александр Евгеньевич Яковлев скончался 12 мая 1938 года в Париже.


31.01.2016; 21:48
хиты: 123
рейтинг:0
Гуманитарные науки
изобразительные искусства
история искусства
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь