пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

52

Татлин, Владимир Евграфович

[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Владимир Татлин»)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 декабря 2015; проверки требуют 2 правки.
 

Ошибка в сносках?: Неверный вызов: нет входных данных

Владимир Евграфович Татлин
Татлин.jpg
Владимир Евграфович Татлин. 1914 (или 1915)
Имя при рождении:

Владимир Евграфович Татлин

Дата рождения:

28 декабря 1885

Место рождения:

Москва[1]

Дата смерти:

31 мая 1953[1][2] (67 лет)

Место смерти:

Москва[1]

Страна:

Россия

Учёба:

Пензенское художественное училище

Commons-logo.svg Работы на Викискладе

(28 декабря 1885Москва — 31 мая 1953, там же) — русский и советский живописецграфикдизайнер ихудожник театра. Один из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальник конструктивизма[3]. Проект Памятника III Интернационала (1919—1920) Татлина с вынесенной наружу несущей конструкцией стал одним из важнейших символов мирового авангарда и своеобразной визитной карточкой конструктивизма[4].

 

 

Биография[править | править вики-текст]

 
Георг Гросс (справа) и Джон Хартфилд. Надпись на плакате: «Искусство умерло. Да здравствует новое машинное искусство Татлина». 1920 год.

Владимир Татлин родился 16 (28) декабря 1885 в Москве в семье железнодорожника. После смерти матери семья переехала в Харьков[5][6]. В 13 лет убежал из дома, жил случайными заработками, плавал юнгой в Турцию, помогал иконописцам и театральным декораторам. В 1902 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но уже через год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение». В 1904 - в Одесском училище торгового мореплавания. Затем с 1905 по 1910 годы занимался в Пензенском художественном училище.

В 1906 году вместе с русской кустарной выставкой посетил Париж, выступая в качестве профессионального музыканта-бандуриста.

В 1910-х участвовал в выставках таких объединений, как «Мир искусства», «Союз молодёжи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

В 1913 году посетил мастерскую Пабло Пикассо.

В 1915 году участвовал в легендарной Последней футуристической выставке 0.10, представив свои «контррельефы» (материальный подбор), объемные произведения, понимаемые как «беспредметные», построенные на сопоставлении различных материалов.

В 1923 году поставил в ГИНХУКе как режиссёр, сценограф и актёр спектакль по поэме В. Хлебникова «Зангези».

В 19251927 — профессор в Киевском Художественном Институте [7]. Среди учеников были ставшие впоследствии известными: И. Каракис[8] и др.

В 19271930 — профессор ВХУТЕИНа в Москве[7]. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).

В 1930—1940-х годах Татлин был вынужден работать как книжный художник и сценограф.

Скончался в Москве 31 мая 1953 года. Кремирован и захоронен в 106 секции колумбария Новодевичьего кладбища

Родственники[править | править вики-текст]

  • Жена - Корсакова (Рудович) Александра Николаевна.[9]
  • Сын - Татлин Владимир Владимирович.
  • Внебрачный сын от Нины Игнатьевны Бам (1901—1975) — Анатолий Сергеевич Ромов (р. 1935), советский и российский прозаик, сценарист[10].
  • Внуки:
    • Сергей Анатольевич Ромов[10].
    • Филипп Анатольевич Ромов[10].
    • Нина Анатольевна Ромова[10].

Творческий путь[править | править вики-текст]

Владимир Татлин стал знаменит не столько живописью и контррельефами (которые некоторые искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо), но, в большей степени, проектами, которые предназначались для реализации в жизнь, но не дошли до производства, так и оставшись идеями, которые продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов до сих пор («Памятник III-му Интернационалу», «Летатлин», «Нормаль-одежда»).

Известно противостояние Владимира Татлина концепциям Казимира Малевича, настаивавшего на форме и цвете, в то время как Татлин предлагал «ставить глаз под контроль осязания», связывал искусство с жизнью. Существует даже исторический анекдот о случае, когда Татлин выбил стул из-под Малевича, предложив ему посидеть на геометрии и цвете.

Работы В. Татлина вдохновили немецких художников-дадаистов, которые поняли их как революцию в искусстве. Известна фотография Георга Гроса иДжона Хертфилда, держащих плакат с надписью «Искусство умерло — Да здравствует машинное искусство Татлина!»[11].

 
«Контр-рельеф», 1916. Лакированное красное дерево, железо, дерево, цинк. ГТГ

Утопический потенциал конструктивизма, художника-участника промышленной революции в полной мере был реализован В.Татлиным при создании проекта летательного аппарата, получившего название «Летатлин». Формы этого проекта, отдаленно напоминающего рисунки Леонардо Да Винчи, воспроизведённые в XX веке, предъявляют конструктивизм как недостижимую мечту об органичном единении человеческого и машинного (см. Конструктивизм (искусство)). «Летатлин» выставлялся в Пушкинском музее искусств. Также было несколько попыток произвести реальные испытания «Летатлина» как летательного аппарата будущего. Испытания так и не состоялись по разным причинам.

Единственная прижизненная персональная выставка Владимира Татлина состоялась в 1932 году. В дальнейшем, когда, все «формальные» направления были искоренены победившей идеологией социалистического реализма, Татлин сотрудничал с театром и вернулся к живописи.

Татлин умер в 1953 году, но его наследие оказалось востребованным сначала в 1960-е, а затем — в 1990-е годы в Европе и России. Проводились ретроспективные выставки, его проекты реконструировались и цитировались различными художниками, наследие В. Татлина стало одним из символов русского авангарда.[12]

Известные работы[править | править вики-текст]

 
Башня Татлина (слева)
на марке 2000 года

Творческое наследие[править | править вики-текст]

Работы Татлина находятся в собраниях:

Выставки[править | править вики-текст]

  • «Мир искусства»
  • «Союз молодежи»
  • «Бубновый валет»
  • «Ослиный хвост»

 

 

Малевич, Казимир Северинович

[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Казимир Малевич»)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 января 2016; проверки требуют 6 правок.
 
Казимир Малевич
Kazimierz Malewicz
Casimir Malevich photo.jpg
Имя при рождении:

Казимир Северинович Малевич

Дата рождения:

23 февраля 1879[1]

Место рождения:

Российская империяКиев

Дата смерти:

15 мая 1935[1][2] (56 лет)

Место смерти:

СССРЛенинград

Подданство:

Flag of Russia.svg Российская империя

Гражданство:

Флаг РСФСР (1918-1954) РСФСР
Flag of the Soviet Union.svg СССР

Жанр:

живописец
сценограф
теоретик искусства
педагог

Учёба:

студия Фёдора Рерберга(Москва).

Стиль:

импрессионизм
экспрессионизм
кубизм
футуризм
кубофутуризм
супрематизм

Влияние на:

Любовь Попова
Эль Лисицкий

Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Казими́р Севери́нович Мале́вич (польск. Kazimierz Malewicz11 (23) февраля 1879[3]Киев — 15 мая 1935,Ленинград) — выдающийся российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусствафилософ. Основоположник супрематизма — одного из наиболее ранних проявленийабстрактного искусства новейшего времени.

 

Содержание

  [убрать

 

Биография[править | править вики-текст]

Происхождение[править | править вики-текст]

В соответствии с записью в приходской книге киевского костёла св. Александра, Казимир Малевич родился 11 (23) февраля, а крещен 1 (13) марта 1879 года[3]. Однако по некоторым данным годом его рождения является 1878[4][5].

Его отец, Северин Антонович Малевич (1845—1902) (шляхтич Волынской губернии Житомирского уезда), родом из местечка Турбова Подольской губернии служил управляющим на сахароваренных заводах известного промышленника Николая Терещенко. Мать, Людвига Александровна (1858—1942), в девичестве Галиновская, была домохозяйкой. Венчались они в Киеве 26 февраля 1878 года[6].

По происхождению родители поляки. Казимир стал их первенцем. В семье было ещё четыре сына (Антон, Болеслав, Бронислав, Мечислав) и четыре дочери (Мария, Ванда, Северина, Виктория). Всего у четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста.

Семья Малевичей была польской, дома в семье говорили по-польски[6], в окружении — по-украински[7]; впоследствии Малевич написал на украинском языке ряд статей об искусстве[8]. Современники Малевича считали его поляком, и сам Казимир Малевич относил себя к полякам[4][9][10][11][12], но в 1920-е годы, в период т. н. коренизации, Малевич в некоторых анкетах писал о себе «украинец» и даже пытался склонить к этому своих родственников[6][8]; после увольнения из Киевского художественного института он, напротив, заявлял: «Я больше не хочу быть украинцем». Тем не менее в «Главах из автобиографии художника», написанных незадолго до смерти, он вспоминал о себе и своем лучшем друге курского периода Льве Квачевском: «Мы оба были украинцами»[8]. Также в некоторых источниках ищут белорусские корни отца художника[13]. Детские годы Казимира прошли в украинском селе. До 12 лет в Моевке Ямпольского уезда Подольской губернии, затем в ПархомовкеВолчкеБелополье; далее до 17 лет он преимущественно оставался вКонотопе. В 1895-6 годах посещал Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко, учась у Н. К. Пимоненко[8].

Жизнь в Курске (1896—1907)[править | править вики-текст]

В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск. Здесь Казимир работал чертёжником в Управлении Московско-Курской железной дороги, параллельно занимаясь живописью. Вместе с соратниками по духу Малевич сумел организовать в Курске художественный кружок. Малевич вынужден был вести как бы двойную жизнь — с одной стороны повседневные заботы провинциала, нелюбимая и тоскливая служба чертёжником на железной дороге и с другой — жажда творчества.

 
Дом, в котором, как ранее полагали, К. Малевич жил в Курске. Ул. Почтовая, 17
 
Дом, в котором в действительности К. Малевич жил в Курске. Ул. Почтовая, 13

1898 год сам Малевич в своей «Автобиографии» назвал «началом публичных выставок» (хотя документальных сведений об этом не обнаружено).

В 1899 году женился на Казимире Ивановне Зглейц (польск. Kazimiera Zglejc) (1881—1942). Венчание произошло 27 января 1902 года в Курске в католическом Храме Успения Богородицы[14][15].

В Курске семья Малевичей за 260 рублей в год снимала дом (пять комнат), по адресу ул. Почтовая, 17, принадлежавший Анне Клейн. Здание сохранилось до наших дней, но находится под угрозой разрушения[16].

В 1904 году решился круто изменить свою жизнь и переехать в Москву, несмотря даже на то, что супруга была против, так как Малевич оставлял её с детьми в Курске. Это наметило раскол в его семейной жизни.

5 августа 1905 года он впервые подал прошение о приёме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако в училище его не приняли. Возвращаться в Курск к жене и детям Малевич не захотел. Тогда он поселился в художественной коммуне в Лефортово. Здесь, в большом доме художника Курдюмова, жили около тридцати «коммунаров». Платить за комнату приходилось по семь рублей в месяц — по московским меркам, очень дёшево. Но через полгода, весной 1906-го, когда деньги на жизнь закончились, Малевич был вынужден всё же вернуться назад, в Курск, к семье и службе в Управлении Московско-Курской железной дороги. Летом 1906 года он снова подал документы в Московское училище, однако его не приняли и во второй раз.

Дом в Курске, в котором, как полагала общественность, жил Малевич (ул. Почтовая, 17), обветшал, мэрия города рассматривала вопрос сноса этого строения. В связи с негативной реакцией общественности была создана экспертная комиссия, которая пришла к выводу, что архивные материалы доказывают, что в доме № 17 по улице Почтовая, который оказался в центре всеобщего внимания, Казимир Малевич не жил. Художник снимал жильё в доме потомственной дворянки Анны Клейн, которая проживала в доме № 13 по той же улице[17]. Было принято решение на доме № 13 по улице Почтовая установить памятную доску [18].

Переезд в Москву (1907—1910)[править | править вики-текст]

В 1907 году в Москву поехала мать Казимира Малевича Людвига Александровна, найдя работу заведующей столовой. Через несколько месяцев, сняв квартиру из пяти комнат, она отправила невестке распоряжение переезжать со всей семьёй в Москву. Впоследствии Людвига Александровна арендовала столовую на Тверской улице. Эту столовую в рождественские праздники 1908 года ограбили. Имущество семьи было описано и продано, и Малевичи переехали в меблированные комнаты в Брюсовом переулке, а Людвига Александровна вновь открыла столовую в Напрудном переулке. Три из пяти комнат занимал Казимир Малевич с семьёй (женой и двумя детьми). Там усилились размолвки и Казимира Зглейц, взяв обоих детей, уехала в село Мещерское и нашла работу фельдшерицей в психиатрической лечебнице. Уехав оттуда с врачом, она оставила детей у одной из сотрудниц больницы.

С 1907 до 1910 года Казимир посещал занятия в студии Ф. И. Рерберга в Москве.

В 1907 году принимал участие в XIV выставке Московского товарищества художников. Познакомился с М. Ф. Ларионовым.

Когда Казимир Малевич приехал за детьми, они были у заведующего хозяйством Михаила Фердинандовича Рафаловича. Дочь Рафаловича, Софья Михайловна Рафалович (польск. Zofia Rafałowicz), вскоре стала гражданской женой Казимира Малевича (несколько лет Малевич не мог получить развода с первой женой).

В 1909 году он развёлся с первой женой и вступил в брак с Софьей Михайловной Рафалович (18? — 1925), отцу которой принадлежал дом в Немчиновке, куда отныне Малевич постоянно приезжал жить и работать.

1910—1919[править | править вики-текст]

 
Первый Всероссийский съезд футуристовМихаил Матюшин, Казимир Малевич, Алексей Кручёных(слева направо) на даче у Матюшина в Уусикиркко 18 июля 1913 года. В руках у Кручёных эскиз обложки сборника «Трое» работы Малевича. Автор фотографии Михаил Матюшин.

В 1910 году принял участие в первой выставке «Бубнового валета».

В феврале 1911 года экспонировал свои работы на первой выставке общества «Московский салон». В апреле — мае участвовал в выставке петербургского «Союза молодёжи».

1912 год. Малевич участвовал в выставках «Союза молодёжи» и «Синего всадника» в Мюнхене. Экспонировал более двадцати неопримитивистских работ на выставке «Ослиный хвост» в Москве (художник входил в группу молодых художников «Ослиный хвост»). Познакомился с М. В. Матюшиным.

В 1913 году Малевич принял участие в «Диспуте о современной живописи» в Петербурге, а также в «Первом в России вечере речетворцев» в Москве. Участвовал в выставке «Мишень». Оформил ряд футуристических изданий. На последней выставке «Союза молодежи» экспонировал, наряду с неопримитивистскими произведениями, картины, названные им самим «заумным реализмом» и «кубо-футуристическим реализмом».

В декабре 1913 года в Петербургском «Луна-парке» состоялись два представления оперы «Победа над Солнцем» (музыка М. Матюшина, текст А. Кручёных, пролог В. Хлебникова, декорации и эскизы костюмов М. Малевича). Согласно воспоминаниям самого художника, именно во время работы над постановкой оперы к нему пришла идея «Чёрного квадрата» — задник декорации одной из сцен представлял собой квадрат, наполовину закрашенный чёрным.

 
Февралисты («лошкари») Казимир Малевич,Иван КлюнАлексей Моргунов (слева направо). Москва, 1 марта 1914 года

В 1914 году, вместе с Алексеем Моргуновым, устроил эпатажную акцию на Кузнецком мосту в Москве, разгуливая по улице с деревянными ложками в петлицах. Участвовал в выставках общества «Бубновый валет», Салона независимых в Париже. С начала Первой мировой войны сотрудничал с издательством «Сегодняшний лубок». Иллюстрировал книги А. Кручёных и В. Хлебникова.

В 1915 году участвовал в первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде. Работал над первыми супрематическими полотнами. Написал манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», изданный Матюшиным. На «Последней футуристической выставке картин „0,10“» экспонировал 39 работ под общим названием «Супрематизм живописи».

 
Черный квадрат, 1915

Самое знаменитое живописное произведение Малевича —Чёрный квадрат (1915) — являлось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Был впервые выставлен в Петрограде 1 января 1916 года (19 декабря 1915 г. по старому стилю) на выставке «0,10» и имел значительный успех. Картина, по замыслу художника, являлась частью триптиха, в который входили «Чёрный круг» и «Чёрный крест».

1916 год. Малевич участвовал с докладом «Кубизм — футуризм — супрематизм» в организованной совместно сИ. А. Пуни «Публичной научно-популярной лекции супрематистов». Принял участие в выставке «Магазин». Экспонировал 60 супрематических полотен на выставке «Бубновый валет». Организовал общество «Супремус» (в него входили О. В. РозановаЛ. С. ПоповаА. А. ЭкстерИ. В. КлюнВ. Е. ПестельНадежда Удальцова,Мстислав Юркевич и другие), готовил к изданию одноимённый журнал. Летом Малевич был призван на военную службу (демобилизован в 1917 году).

В мае 1917 Малевич был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе становится председателем Художественной секции Московского совета солдатских депутатов, занимался просветительской работой, разрабатывал проект Народной академии искусств. В октябре был избран председателем общества «Бубновый валет». В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля. В этом же году выступил с докладом на диспуте «Заборная живопись и литература».

В 1918 году он опубликовал статьи в журнале «Анархия». Избран членом Художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса. Пишет «Декларацию прав художника». Переезжает в Петроград. Создаёт декорации и костюмы к спектаклю В. Э. Мейерхольда по пьесе В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф». Участвовал в заседании комиссии по организации Музея художественной культуры (МХК).

В 1919 году он вернулся в Москву. Руководил «Мастерской по изучению нового искусства Супрематизма» в Свободных государственных художественных мастерских. Экспонировал супрематические работы на X Государственной выставке («Беспредметное творчество и супрематизм»).

1919—1935[править | править вики-текст]

В ноябре 1919 года художник переехал в Витебск, где начал руководить мастерской в Народном художественном училище «нового революционного образца», которую возглавлял Марк Шагал.

В том же 1919 году Малевич издал теоретическую работу «О новых системах в искусстве». В декабре в Москве открылась первая ретроспективная выставка художника «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму».

К 1920 году вокруг художника сложилась группа преданных учеников — УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Её членами стали Л. ЛисицкийЛ. ХидекельИ. ЧашникН. Коган. Сам Малевич в этот период практически не создавал картин, сосредоточившись на написании теоретических и философских работ. Также, под влиянием Эль Лисицкого, начались первые опыты в области архитектуры.

В 1920 г. Малевич выступил с лекцией «О новом искусстве» на конференции УНОВИС’а в Смоленске, руководил работами по декоративному оформлению Витебска к 3-й годовщине Октября. В этом же году у художника родилась дочь, которую он, в честь УНОВИС’а, назвал Уной.

1921 год. Опубликовал манифест УНОВИСа в витебском журнале «Искусство». Участвовал в выставке, приуроченной к Третьему конгрессу Коминтерна в Москве.

В 1922 году Малевич закончил работу над своим главным теоретико-философским трудом — «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой». В Витебске была издана его брошюра «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».

В начале июня 1922 года художник переехал в Петроград с несколькими учениками — членами УНОВИС’а. Участвовал в деятельности петроградского Музея художественной культуры. Работы Малевича экспонировались на Первой русской художественной выставке в Берлине.

В 1923 году в Москве состоялась вторая персональная выставка художника, посвящённая 25-летию творческой деятельности. В этом же году он прочитал доклад в Государственной академии художественных наук (ГАХН) в Москве; создал эскизы новых форм и декоративных супрематических росписей для Петроградского государственного фарфорового завода.

В 1923 г. был назначен временно исполняющим обязанности директора Петроградского Музея художественной культуры, и начал исследовательскую и преподавательскую работу в нём, окружив себя учениками, переехавшими за ним в Петроград. В 1924 г. МХК был переименован, и с 1924 по 1926 годМалевич был директором Ленинградского государственного института художественной культуры[19] (ГИНХУК), возглавлял в нём формально-теоретический отдел. 10 июня в «Ленинградской правде» была опубликована статья Г. Серого «Монастырь на госснабжении», послужившая поводом для закрытия ГИНХУК. Был аннулирован подготовленный к печати сборник трудов Института с работой Малевича «Введение в теорию прибавочного элемента в живописи». В конце года ГИНХУК был ликвидирован, и с декабря 1926 г. ГИНХУК был слит с ГИИИ, где Малевич и его соратники продолжили работу вплоть до их увольнения в июне 1929 г.

В 1925 году художник прочитал доклад «О прибавочном элементе в живописи» в ГАХН; участвовал в выставке «Левые течения в русской живописи за 15 лет»; работал над объёмными архитектурными супрематическими моделями — архитектонами.

Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА).

В 1926 году экспонировал архитектоны на ежегодной отчётной выставке ГИНХУКа.

В 1927 Казимир Северинович вступил в третий брак — с Наталией Андреевной Манченко (1902—1990)[20]. С начала своей работы в ГИНХУКе и до конца жизни он жил с семьёй по адресу: улица Союза связи, д. 2/9, кв. 5[21]

В 1927 Малевич уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта), где была организована его персональная выставка, затем — в Берлин (29 марта — 5 июня), где ему был предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке (7 мая — 30 сентября). 7 апреля 1927 посетил Баухаус в Дессау, где он познакомился с Вальтером Гропиусом и Ласло Мохой-Надем. 5 июня срочно вернулся в Ленинград, оставив картины, экспонировавшиеся на выставке, пояснительные таблицы к лекциям и теоретические записи на попечение архитектора Гуго Херинга (часть их в настоящее время принадлежит Городскому музею Амстердама и МоМА). В Мюнхене в свет вышла книга «Мир как беспредметность». В этом же году работы Малевича экспонировались на организованной Н. Н. Пуниным в Русском музее выставке Отдела новейших течений в искусстве.

В 1928 году публиковал статьи в харьковском журнале «Новая генерация». Готовясь к персональной выставке в Государственной Третьяковской галерее, художник вновь обратился к станковой живописи: так как многие его работы 1900—1910-х годов к тому времени были за границей, он создал цикл работ «периода импрессионизма» и датировал их 1903—1906 годами; таким же образом он восстановил работы крестьянского цикла и датировал их 1908—1912 годами. Предположительно, для этой же выставки Малевич создал третий вариант «Чёрного квадрата», по своим пропорциям соответствующий картине 1915 года. Сделано это было по просьбе дирекции галереи, так как работа 1915 года, хранившаяся к тому моменту в Третьяковской галерее, была в довольно плохом состоянии.

С 1928 до 1930 года Малевич преподавал в Киевском художественном институте.

1 ноября 1929 года в ГТГ открылась «Выставка произведений живописи и графики К. С. Малевича». В этом же году работы Малевича экспонировались на выставке «Абстрактная и сюрреалистическая живопись и пластика» в Цюрихе. В 1929 году Малевич был назначен Луначарским «народным комиссаромИЗО НАРКОМПРОСа»[22].

В 1930 году произведения художника экспонировались на выставках в Берлине и Вене, сокращённый вариант выставки ГТГ открылся в Киеве (февраль — май).

В Государственном институте истории искусств был закрыт отдел, которым руководил Малевич. Перед началом нового учебного года Малевич был уволен из института как беспартийный[8], а уже осенью 1930 года арестован ОГПУ как «германский шпион». В тюрьме он пробыл до декабря 1930 года, дело вёлВ. А. Кишкин.[23].

В 1931 году работал над эскизами росписи Красного театра в Ленинграде.

В 1932 получил должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее. Произведения художника были включены в экспозицию «Искусство эпохи империализма» в Русском музее.

В 1932 году художник участвовал в юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет». По мнению некоторых специалистов, для этой выставки художником был написан четвёртый, последний из известных на сегодняшний день, вариант «Чёрного квадрата» (ныне хранится в Эрмитаже).

В 1932 году Малевич работал над неосуществлённым проектом — картиной «Соцгород». Начался последний период в творчестве художника: в это время он писал в основном портреты реалистического характера.

1933 год — началась тяжелая болезнь (рак предстательной железы).

1934 — участвовал в выставке «Женщина в социалистическом строительстве».

В 1935 году поздние портреты Малевича экспонировались на Первой выставке ленинградских художников (последний показ работ Малевича на родине — вплоть до 1962 года).

Кончина и погребение[править | править вики-текст]

Казимир Малевич скончался в Ленинграде 15 мая 1935 года.

 
Памятный Знак в районе захоронения праха К. Малевича, август2013 года
 
Текст на Памятном Знаке в районе захоронения праха К. Малевича, август2013 года

По завещанию, после смерти тело Малевича поместили в супрематический гроб, в виде креста с раскинутыми руками, перевезли в Москву, где кремировали в Донском крематории. 21 мая урна с прахом была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой установили деревянный кубический монумент с изображённым чёрным квадратом, на дубе закрепили доску со словами: «Здесь погребен прах великого художника К. С. Малевича (1878—1935)»[24].

В годы войны могила была утрачена. Позже её местонахождение с достаточной точностью определила группа энтузиастов. Здесь было пахотное колхозное поле. Поэтому в 1988 году памятный знак для увековечивания места захоронения вынужденно разместили на опушке леса, примерно в двух километрах от реального погребения[24]. Он представляет собой белый бетонный куб с красным квадратом на лицевой стороне. Сейчас рядом стоит дом № 11 по улице Малевича в Немчиновке, географические координаты 55.721333° с. ш. 37.338000° в. д. (G) (O). На тыльной стороне монумента размещена табличка с текстом: «В этой местности 25 мая 1935 года был захоронен прах всемирно известного художника КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА. Знак установлен 30.7.1988 г.»

К настоящему времени колхозное поле также застроено и место погребения праха Малевича попало на территорию жилого комплекса «Ромашково-2»[25][26]. 20 августа 2013 года родственники Малевича произвели взятие земли с места захоронения, земля помещена в капсулы, одна из них будет захоронена под памятным знаком в Ромашкове, остальные переданы в места, связанные с жизнью художника[27].

Память[править | править вики-текст]

В Санкт-Петербурге, на стене дома Мятлевых, на Исаакиевской площади, д. 9, где находился возглавляемый К. С. Малевичем ГИНХУК, и где он жил в период с 1926 до самой смерти в 1935-м, в 2002 году установили памятную доску.

В сентябре 2012 года депутаты Киевского городского совета поддержали инициативу профессора-искусствоведа Дмитрия Горбачева и президента Ассоциации европейских журналистов историка искусства Артура Рудзицкого, о переименовании улицы Боженко в улицу Казимира Малевича в Киеве. Именно на этой киевской улице — тогда Бульонской — родился в 1879 году К. Малевич.

В США создано Общество Малевича (The Malevich Society), которое поддерживает многие, в том числе российские, исследовательские проекты[28]. Например, при содействии общества в 2009 году в России вышло исследование раннего супрематизма — книга Александры Шатских «Казимир Малевич и общество Супремус»[29].

  • В честь Малевича выпущен почтовый блок Белоруссии 2003 года.

Знаменитые картины[править | править вики-текст]

Выставки[править | править вики-текст]

Персональные выставки[править | править вики-текст]

Коллективные выставки[править | править вики-текст]


31.01.2016; 21:36
хиты: 93
рейтинг:0
Гуманитарные науки
изобразительные искусства
история искусства
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь