пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

51

Русский авангард

[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 ноября 2015; проверки требуют 5 правок.
 
У этого термина существуют и другие значения, см. Русский авангард (значения).

Русский авангард - одно из направлений модернизма в России в 1900-1930 гг., Расцвет приходится на 1914-1922 гг.

 
Чёрный супрематический квадрат. Казимир Малевич. 1915.

Основными направлениями и их представители русского авангарда были:

 
Дом Матюшина

В 2006 году в Санкт-Петербурге на улице профессора Попова, дом 10, открылся Музей петербургского авангарда, в доме, где жили Матюшин и Гуро.

 

 

Цитаты[править | править вики-текст]

Сергей Бирюков:

« Русский авангард мне представляется более фундаментальным, глобальным, мессианским. Европейский в разных странах разный, но в целом более технологичный. Это относится как к живописному, так и литературному авангарду. Приведу такой пример. Году кажется в 83-м в Москве открылась выставка «Москва — Париж». И вот там на фоне знаменитейших французских художников были две или три картины Павла Филонова. Всё погасло — весь цвет французской живописи. Такого художника, как Филонов, просто не было ни в одном авангарде европейском. Недавно я разговаривал с моим приятелем, очень хорошим немецким поэтом. Он мне: «Немецкий авангард слабый». А я, между прочим высоко ценю немецкий дадаизм. И привожу ему примеры. Он мне одним ударом: «Ну у нас же не было Хлебникова».[1] »

Крупнейшие выставки[править | править вики-текст]

Экспертиза русского авангарда[править | править вики-текст]

До 1970-х годов экспертами и специалистами по русскому авангарду были сами коллекционеры. В 1970-х годах, с возникновением большого интереса к русскому авангарду, экспертами стали известные искусствоведы, занимавшиеся русским авангардом — Евгений КовтунДмитрий СарабьяновГлеб Поспелов и другие.

В 1990-е годы на русский авангард (как и на русское искусство в целом) резко выросли цены, что повлекло за собой возникновение рынка русского авангарда и, одновременно, появление огромного количества подделок («фальшаков»). В это же время появился институт экспертизы и профессия эксперта русского авангарда[2].

 

 

 

Ларионов, Михаил Фёдорович

[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 
 
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Ларионов.
Ларионов, Михаил Фёдорович
Mikhail Fyodorovich Larionov.jpg
Дата рождения:

3 июня 1881

Место рождения:

ТираспольРоссийская империя

Дата смерти:

10 мая 1964[1] (82 года)

Место смерти:

Фонтене-о-Роз

Страна:

Россия

Жанр:

Авангард

Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Михаи́л Фёдорович Ларио́нов (22 мая (3 июня) 1881 года, ТираспольХерсонская губерния — 10 мая 1964 года, Фонтене-о-Роз) — русский художник, один из основоположников русского авангарда.

 

 

Биография[править | править вики-текст]

 
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова во время работы над оформлением балета «Золотой петушок», мастерские Большого театра, 1913.

Родился в Херсонской губернии, в уездном городе Тирасполе. Сын военного фельдшера, детство провёл на юге России в Тирасполе, куда затем часто возвращался на летние этюды.

В 1891 году Ларионовы приехали в Москву, и Михаил поступил в реальное училище Воскресенского.

В 1898—1910 — учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова иИсаака Левитана. Там же познакомился с Натальей Гончаровой, ставшей не только его спутницей жизни (официально брак был зарегистрирован только в 1955 году), но и единомышленницей в творчестве.

С начала 1900-х годов Ларионов активно участвовал в художественной жизни, выставляясь не только в России, но и в Европе. Большое влияние на Ларионова оказали французские живописцы, с творчеством которых впервые он познакомился в московском собрании Сергея Щукина.

В 1902—1906 годах работал в стиле позднего импрессионизма («Куст сирени в цвету»).

В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева участвовал в русской секции парижского Осеннего салона.

В 1907 году, испытывая воздействие фовизма и наивного искусства, обратился к примитивистской манере, создавая запоминающиеся полотна, отличающиеся сочным цветом, резкими линиями и острыми сценами («Отдыхающий солдат», «Весна»).

К 1912 году создал новую художественную концепцию — лучизм, один из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», где формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.

В 1914 году, после начала Первой мировой войны, был призван на военную службу. Комиссовавшись по ранению, Ларионов поселился в Париже, где в 1915—1929 годах вместе с Гончаровой работал для Дягилева, создавая костюмы и декорации к постановкам его «Русских балетов». В живописи он вернулся к ранней, фигуративной, манере, камерному жанру и натюрморту. Из-за разразившейся Октябрьской революции в Россию больше не вернулся.

В 1955 году официально зарегистрировал свой брак с Натальей Гончаровой. После её смерти в 1962 году, женился на А. К. Томилиной, которая стала официальной наследницей художника[2].

Умер в парижском пригороде Фонтене-о-Роз в 1964 году.  

Выставки[править | править вики-текст]

 
Автопортрет художника, 1910.

Вместе с Натальей Гончаровой Ларионов был активным участником «левого направления» в искусстве, он инициировал серию громких выставок:

В 1980 году в Москве состоялась персональная выставка художника. В 1989 году картины Ларионова были переданы А. К. Томилиной-Ларионовой в дар Третьяковской галерее[2].         

Иллюстрации и книжная графика[править | править вики-текст]

Активно работал с издательствами, в 1910-е годы исполнил иллюстрации к изданиям поэтов-футуристов («Помада» Кручёных, издано в 1912).

Театральные работы[править | править вики-текст]

«Русские балеты» Дягилева

 

 

Гончарова, Наталья Сергеевна

[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 
 
Наталья Сергеевна Гончарова
Natalia Sergeyevna Goncharova.jpg
Дата рождения:

16 июня 1881 или 4 июня 1881[1]

Место рождения:

дер. ЛадыжиноТульская губернияРоссийская империя

Дата смерти:

17 октября 1962[1] (81 год)

Место смерти:

Париж, (Франция)

Страна:

Россия

Жанр:

живопись

Стиль:

авангардизмлучизм,беспредметность

Влияние:

Поль ГогенСезаннлубокикона,примитив

Commons-logo.svg Работы на Викискладе
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Гончарова.
В Википедии есть статьи о других людях с именем Гончарова, Наталья.

Ната́лья Серге́евна Гончаро́ва (4 июня 1881[2], село АрхангельскоеТульская губ. — 17 октября 1962,Париж) — русская художница-авангардистка. Внесла значительный вклад в развитие авангардного искусства в России. Правнучатая племянница жены ПушкинаНатальи Николаевны, в девичестве Гончаровой. По состоянию на 2009 год её картины стоят дороже, чем работы любой другой художницы в истории[3].

 

 

Происхождение[править | править вики-текст]

Принадлежала к дворянскому роду Гончаровых (потомков калужского купца Афанасия Абрамовича — основателя Полотняного Завода). Родилась в семье московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова(1862—1935) и его жены Екатерины Ильиничны (урожд. Беляевой), дочери профессора Московской духовной академии[4].

Дед — волоколамский исправник коллежский секретарь Михаил Сергеевич Гончаров (1837—1867) — племянник Н. Н. Гончаровой-Пушкиной-Ланской. Его жена — бабушка Натальи Сергеевны — Ольга Львовна (урожд. Чебышёва; 1836—1908), сестра известного математика П. Л. Чебышёва.

Биография[править | править вики-текст]

Русские годы[править | править вики-текст]

Образование, ранние годы[править | править вики-текст]

Детство Гончаровой прошло в Тульской губернии, где её отцу принадлежали несколько сёл и усадеб: Ладыжино, Нагаево, село Лужны[5]. Прожив первые десять лет в имениях отца, Гончарова в дальнейшем сожалела о том, что вынуждена жить и работать в крупных городах, в то время как предпочла бы сельский быт. Путешествуя по России, она также проявляла больший интерес к исследованию деревень, нежели городов[6].

В 1891 году (по другим данным в 1892 году) году вместе с семьёй переезжает в Москву[5][7][8].

В 1898 году окончила IV женскую гимназию[5] с серебряной медалью. В 1900 году пробует себя на медицинских курсах[5], но бросает их через три дня[6]. Позднее, по разговорам с Гончаровой М. Цветаева запишет: «Не вынесла мужеподобного вида студенток-медичек». В том же году, вслед за близкой подругой, в течение полугода учится на историческом факультете Высших женских курсов[6].

В 1901 году в качестве вольного слушателя поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение, в класс скульптора-импрессиониста П. П. Трубецкого[5]. Другим её учителем становится С. М. Волнухин[8].

По одной из версий в этом же году знакомится со своим будущим мужем М. Ф. Ларионовым. Однако по другой версии их знакомство могло случиться годом ранее: в списках работ Ларионова упоминаются его портреты Гончаровой 1900-го года[5].

В 1903 году совершает поездку в Крым и Тирасполь[7]. В Тирасполе Гончарова рисует плакаты для сельскохозяйственной выставки, которая проходит в здании, построенном её отцом[6]. Из поездки Гончарова возвращается с акварелями и пастелями, выполненными в импрессионистской технике, которой она увлекается под влиянием Ларионова[5]. Привезенные картины приобретают коллекционеры современного искусства А. И. Морозов, Н. П. Рябушинский[8]. В том же году прерывает учёбу из-за состояния здоровья.

Возвращается в училище в 1904 году и переходит в мастерскую живописи, где её учителем становится К. А. Коровин[5][9]. Предпочтение живописи скульптуре часто связывают с влиянием Ларионова. В разговорах с М. Цветаевой Гончарова упоминает его слова, сказанные в годы обучения:

У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!

Впрочем, Гончарова продолжает заниматься скульптурой. Дважды её работы отмечаются медалями: в 1904 году получает малую серебряную медаль за анималистические скульптурные этюды, второй медалью за скульптуры она награждается в 1907 году[5].

В 1909 году Гончарова прекращает вносить оплату за обучение, и её отчисляют из училища[5][7].

Творческая деятельность[править | править вики-текст]

 
Наталья Гончарова, Автопортрет (1907)

С 1906 года Гончарова всё более интенсивно занимается живописью. В Париже она посещает ретроспективуПоля Гогена и увлекается фовизмом, отдаляясь от импрессионизма. Вскоре она пробует себя во многих других направлениях живописи: увлекается кубизмом и примитивизмом[5]. Одновременно Гончарова активно выставляет свои работы, принимая участие во всех значительных выставках современного искусства в России, некоторых европейских выставках[9]:

  • Выставках Московского товарищества художников (1905, 1907),
  • Осеннем салоне в Париже (1906)
  • «Русской художественной выставке», организованной С. П. Дягилевым,
  • «Стефанос» (1907—1908. Москва),
  • «Звено» (1908. Киев),
  • Салонах журнала «Золотое руно» (1908—1909. Москва).

1908 года Гончарова живёт в доме, построенном по проекту её отца (Трёхпрудный переулок, 2а)[5].

С 1908 по 1911 год даёт частные уроки в Студии живописи и рисунка И. И. Машкова[5].

К 1909 году относится первый опыт театральной работы: Гончарова подготавливает эскизы декораций и костюмов для постановки «Свадьбы Зобеиды» Гуго фон Гофмансталя, осуществлённой в частной студииКонстантина Крахта[7] Также пробует себя в декоративно-прикладном искусстве, оформив скульптурные фризы некоторых московских особняков и разрабатывая рисунки обоев[10].

24 марта 1910 года в помещении литературно-художественного кружка Общества свободной эстетики Гончарова организует свою первую персональную выставку[8], на которой представлено 22 картины[11]. Выставка продолжалась лишь один день: из-за представленной картины «Натурщица (на синем фоне)» Гончарова обвиняется в порнографии, несколько работ конфискуется. Вскоре суд оправдывает художницу[5].

В 1912 году участвует в организованных Ларионовым футуристических прогулках с раскрашенными лицами по Москве[5]. Начинает заниматься иллюстрированием книг футуристов[5][12]:

По инициативе А. Кручёных издаются литографированные открытки с рисунками Гончаровой.

Совместно с Ларионовым организует и участвует в выставках «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1914), «№ 4». Входит в мюнхенское объединение «Синий всадник» и участвует в одноименной выставке в 1912 году.

Принимает участие в выставках «Мира искусства»(1911—1913. Москва, С.-Петербург), «Союза молодежи», «Московском салоне», выставках футуристов вРиме, постимпрессионистов в Лондоне (1912), галереи «Штурм» в Берлине, Первом немецком осеннем салоне (1913. Берлин), выставке современной живописи (1912, Екатеринодар)[5][13].

Крупнейшие персональные выставки Гончаровой состоялись в Москве, на Большой Дмитровке (осень 1913 года), и в Петербурге (весна 1914 года), на них были представлены более 700 работ, созданных с 1900 по 1913 год[5][14][15]. Московская выставка завершается выпуском первого каталога-монографии, посвященной Гончаровой и Ларионову под редакцией И. М. Зданевича. Предисловие каталога содержит часто цитируемое высказывание, приписываемое Гончаровой[16]:

Мною пройдено все, что мог дать Запад до настоящего времени, — а также все, что, идя от Запада, создала моя родина. Теперь я отряхаю прах от ног своих и удаляюсь от Запада, считая его нивелирующее значение весьма мелким и незначительным, мой путь к первоисточнику всех искусств — к Востоку. Искусство моей страны несравненно глубже и значительней, чем все, что я знаю на Западе

Среди историков искусства идёт спор о настоящем авторстве этих слов. Существует предположение, что автором был сам И. Зданевич. Однако высказывание схожих тезисов в более ранних текстах Гончаровой и Ларионова позволяет другим исследователям утверждать, что цитата соответствовала представлениям Гончаровой и её близкого окружения[16]. Позже, оказавшись в вынужденной эмиграции в Париже, Гончарова говорила: «Хотела на Восток, а попала на Запад».[6]

Drama v kabare futuristov No. 13.jpg
 

В 1913 году участвует в съёмках фильма «Драма в кабаре футуристов № 13». На единственном сохранившемся кадре этого фильма запечатлена полуобнажённая Гончарова на руках Ларионова.

В 1914 году, по рекомендации Бенуа, Дягилев приглашает Гончарову в Париж для работы над «Золотым петушком»[9]. В Париже, помимо театральной работы, Гончарова и Ларионов устраивают весной 1914 года персональную экспозицию в галерее Поля Гийома, получившую одобрительные отзывы во французской прессе[17].

С началом Первой мировой войны Ларионов и Гончарова возвращаются в Россию. В 1914 году Гончарова выпускает литографическую серию «Мистические образы войны» — большие литографии на патриотическую тему.

В 1915 году работает над сценографией для театральной постановки «Веера» К. Гольдони в Камерном театре А. Я. Таирова. Эта работа Гончаровой заслужила высокую оценку В. Мейерхольда[18]. Выходит книга Т. Чурилина «Весна после смерти» с литографиями Гончаровой.

В апреле 1915 года состоялась последняя прижизненная выставка Гончаровой в России («Выставка живописи 1915 год»). В июне 1915 года Дягилев приглашает Гончарову и Ларионова для постоянной работы в его «Русских сезонах», они покидают Россию[5].

Цензура[править | править вики-текст]

После первой персональной выставки Гончаровой в «Обществе свободной эстетики» газета «Голос Москвы» публикует анонимный отзыв, в котором две картины («Натурщица с закинутыми за голову руками» и «Натурщица с руками на талии») называются порнографическими[19]. На следующий день полиция накладывает арест на эти работы и картину «Бог», которая, по мнению автора газетной заметки, «хуже, чем порнография тайных карт»[11][20]. Гончаровой предъявляются обвинения в распространении порнографии («явно соблазнительных картин»). Те же обвинения выдвигают против организаторов выставки: В. Я. Брюсова, И. И. Трояновского, В. О. Гиршмана, К. И. Игуменова, В. А. Серова, и даже Б. Н. Бугаева, не имевшего отношения к выставке, однако написавшего текст, который обсуждался на ней[11].

Историки называют нетипичным этот случай преследования художника в дореволюционной России. Само преследование художников, не занимающих политическую позицию, нельзя назвать распространённым в тот период, а до Гончаровой статья о порнографии не применялась по отношению к работам, имеющим художественную ценность[11].

Внимание полиции к выставке может объясняться реформой законодательства, которое с 1906 года расширяло возможности цензуры. Также отмечаютсексистский контекст обвинений Гончаровой. Уже в заметке, опубликованной «Голосом Москвы», автора особенно возмущает, что нарушать моральные нормы позволяет себе женщина[11]. До начала XX века сама возможность женщин-художниц работать над обнажённой натурой была существенно ограничена[11]. Таким образом, жанр обнажённой натуры в исполнении художницы был непривычен и провокативен для московской публики. Сама Гончарова не имела большого опыта написания обнажённой натуры до 1908 года, когда она стала преподавателем в школе Машкова — именно на занятиях в этой школе были созданы арестованные «Натурщицы»[11].

Наконец, причиной судебного разбирательства могло стать место, где проходила выставка. Основным вопросом, который стоял перед судом, был вопрос о публичности представленной выставки. Гончарова, её адвокат В. Ходасевич и свидетели защиты указывали на то, что однодневная выставка была закрытым мероприятием, не предназначенным для широкой публики. Суд согласился с такой версией и на этом основании оправдал Гончарову[19]. Однако исследователи отмечают, что выставку в «Обществе свободной эстетики», одной из самых заметных площадок столицы, лишь отчасти можно назвать закрытым событием[11][21]. Традиционно, картины, написанные с обнажённой натуры, демонстрировались в салонах для ещё более ограниченного числа зрителей.

Согласно каталогу выставки 1913 года Гончарова писала картины с обнажённой натуры с 1906 года по 1910 год, но после суда остановила свои занятия в этом жанре[11].

Но столкновения с цензурой на этом не закончились. В 1911 году с выставки «Бубнового валета» полиция потребовала убрать картину «Бог плодородия». В 1912 году церковь выступила против показа четырёхчастного цикла «Евангелисты» на выставке «Ослиный хвост»[12]: религиозный сюжет картины противоречил, по мнению цензора, названию и духу выставки[22].

В 1914 году по санкции обер-прокурора Синода арестовывается 22 картины с персональной выставки Гончаровой в петербургском «Художественном бюро» Надежды Добычиной[20] — несмотря на то, что картины были предварительно допущены духовным цензором[23]. Аресту предшествует публикация в прессе, критикующая использование авангардистских техник в изображении религиозных сюжетов[20]:

Выставленные кощунственные произведения должны быть немедленно убраны с выставки: нельзя же в самом деле допускать умышленное обезображивание святых лиц в виде посмешища среди зеленых собак, «лучистых» пейзажей и подобной «кубистической» дребедени.

За Гончарову заступаются бывший министр народного просвещения граф И. И. Толстой, вице-президент Академии художеств Николай Врангель и художник Мстислав Добужинский[20]. Под их давлением картины были возвращены[23].

Оценки работ Гончаровой в отношении традиций религиозной живописи расходятся. Поздние исследователи отмечают, что ни до Гончаровой, ни долгое время после «никто из российских художников не отходил в своем творчестве от традиций изображения священных образов настолько, что их творения можно было бы назвать принципиально новыми и современными интерпретациями»[24]. Отмечают наследование Гончаровой традиции лубка и крестьянским представлениям о религии, смешивающим христианские и языческие образы[20]. В то же время современник Гончаровой, архимандрит Александро-Невской лавры, ценил работы художницы именно за возрождение стиля, близкого древней иконописи . Такая позиция встречается и в поздних исследованиях[23].

Известно также о предложении А. Щусева Гончаровой расписать спроектированный им Троицкий храм, возведённый в 1912 году в селе Кугурешты(Бессарабия). Гражданская война и отделение Бессарабии не дали замыслу осуществиться, однако сохранились эскизы, выполненные Гончаровой для храма[23].

Встречается оценка Гончаровой как «наименее радикального художника русского авангарда», для которого провоцирование публики не имело того значения, как для ряда других авангардистов[25].

Сама Гончарова видела особую ценность в объединении художественных, религиозных и патриотических сюжетов в живописи[23]:

Религиозное искусство, которое может прославить государство, — прекрасная и магическая манифестация самого искусства.

Свои столкновения с цензурой она комментировала таким образом[4]:

Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан.

Французские годы[править | править вики-текст]

В 1915 году, приняв приглашение Дягилева работать в качестве художника для Русских сезонов, Гончарова вместе с мужем приехали во Францию, где уже и остались до конца жизни.

В 1961 году в Лондоне Советом искусств Великобритании была организована крупная ретроспектива работ Ларионова и Гончаровой.

Скончалась в Париже 17 октября 1962 года.

После её смерти Музей современного искусства (Париж) посвятил ей и Ларионову крупную ретроспективу.

Книжные иллюстрации[править | править вики-текст]

Наталья Гончарова известна как художник книги. Среди её работ:

Часть книг с иллюстрациями Н. Гончаровой переизданы в серии «Возвращение книги».

Рекорды[править | править вики-текст]

  • 18 июня 2007 года на вечерних торгах аукциона Christie's в Лондоне картина Гончаровой «Сбор яблок» (1909 год) была продана за 4,948 млн фунтов стерлингов (почти 10 млн долларов США), установив таким образом исторический рекорд стоимости работ художников-женщин[28].
  • 02 февраля 2010 года на вечерних торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Гончаровой «Испанка» (1916 год) была продана за 6 млн 425 тысяч 250 фунтов стерлингов или 10 млн 216 тысяч 148 долларов США, таким образом установлен новый исторический рекорд стоимости работ художников-женщин.[29][30]

Подделки[править | править вики-текст]

В 2011 году в Москве была проведена пресс-конференция, участники которой, эксперты Ирина Вакар и Андрей Сарабьянов и коллекционер Пётр Авен, заявили о примерно 300-х подделках Натальи Гончаровой, опубликованных в монографии Эндрю Партона «Гончарова: искусство и дизайн Наталии Гончаровой» и первом томе каталога-резоне Дениз Базету «Наталия Гончарова: её творчество между традицией и современностью».[31]

Галерея[править | править вики-текст]

  • Стрижка овец, 1907

  •  
  • Бабы с граблями, 1907

  •  
  •  
  • Архангел Михаил, 1910

  •  
  • Павлин под ярким солнцем, 1911

  •  
  • Велосипедист, 1913

Выставки[править | править вики-текст]

16 октября 2013 года в Третьяковской галерее на Крымском валу[32] открылась четырёхмесячная выставка Гончаровой «Между Востоком и Западом».[33]На выставке были представлены не только знаменитые живописные произведения Натальи Гончаровой, но и театральные эскизы, а также работы, связанные с модой. Всего экспонировалось около 400 произведений.


31.01.2016; 21:34
хиты: 147
рейтинг:0
Гуманитарные науки
изобразительные искусства
история искусства
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь