пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

44

Бенуа, Александр Николаевич

[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 
 
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Бенуа.
Александр Николаевич Бенуа
Benua Bakst.jpg
Портрет работы Леона Бакста. 1898 год.
Дата рождения:

21 апреля (3 мая1870[1]

Место рождения:

Санкт-Петербург[2]

Дата смерти:

9 февраля 1960[2][1](89 лет)

Место смерти:

Париж[2]

Страна:

Россия

Стиль:

Модерн

Сайт:

benua.su

Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Алекса́ндр Никола́евич Бенуа́ (фр. Alexandre Benois; 21 апреля (3 мая1870, Санкт-Петербург — 9 февраля1960, Париж) — русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Из семьи известных архитекторов Бенуа: сын Н. Л. Бенуа, брат Л. Н. Бенуа иА. Н. Бенуа и двоюродный брат Ю. Ю. Бенуа.

 

 

Биография[править | править вики-текст]

Родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье российского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны Бенуа (дочь архитектора А. К. Кавоса). Окончил престижную 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию[3]. Некоторое время учился в Академии художеств, также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета[4].

В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». В 1896—1898 и 1905—1907 г. работал во Франции.

Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.

В 1916-1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». В 1918 г. Бенуа возглавил Картинную галереюЭрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссер, в частности работал над постановкой и оформлением спектаклей БДТ. В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже[5].

В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР, не вернувшись из зарубежной командировки и не вернув выданные ему на командировку деньги[источник не указан 273 дня]. Жил в Париже, работал, в основном, над эскизами театральных декораций и костюмов, сыграл значительную роль в постановках балетной антрепризы С. Дягилева «Ballets Russes», как художник и автор-постановщик спектаклей.

А. Н. Бенуа скончался 9 февраля 1960 года в Париже.

Генеалогическое древо[править | править вики-текст]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Леонтий
(Луи Жюль)
Бенуа
(1772—1822)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Михаил
Леонтьевич
Бенуа
(1799—1867)
 
Леонтий
Леонтьевич
Бенуа

(1801—1885)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Николай
Леонтьевич
Бенуа

(1813—1898)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Юлий
Леонтьевич
Бенуа
(1820—1898)
 
Александр
Леонтьевич
Бенуа
(1817—1875)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Александр
Михайлович
Бенуа

(1862—1944)
 
Алексей
Леонтьевич
Бенуа

(1838—1902)
 
Екатерина
Николаевна
Бенуа-Лансере

(1850—1933)
 
Альберт
Николаевич
Бенуа

(1852—1936)
 
Леонтий
Николаевич
Бенуа

(1856—1928)
 
Михаил
Николаевич
Бенуа
(1862—1931)
 
Александр
Николаевич
Бенуа

(1870—1960)
 
Юлий
Юльевич
Бенуа

(1852—1929)
 
Александр
Александрович
Бенуа

(1852–1928)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Зинаида
Серебрякова

(1884—1967)
 
Альберт
Альбертович
Бенуа

(1879—1930)
 
Надежда
Леонтьевна
Бенуа-Устинова

(1895—1975)
 
Константин
Михайлович
Бенуа
(1885—1950)
 
Николай
Александрович
Бенуа

(1901—1988)
 
 
 
 
 
Альберт
Александрович
Бенуа

(1888—1960)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Питер А.
Устинов

(1921—2004)
 
Михаил
Константино­вич
Бенуа

(1912—1955)
 

 

 

Оценки[править | править вики-текст]

«Александр Бенуа — неповторимый мастер в картинах и в театральных постановках. Бенуа — редкий знаток искусства, воспитавший целое поколение молодежи своими убедительными художественными письмами».

— Николай Рерих

Работы[править | править вики-текст]

 

Леон Бакст

[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 июля 2015; проверки требуют 9 правок.
 
Леон Бакст
Bakst self.JPG
Автопортрет, 1893 год
Имя при рождении:

Лейб-Хаим Израилевич Розенберг

Дата рождения:

27 января (8 февраля1866

Место рождения:

ГродноРоссийская империя[1]

Дата смерти:

28 декабря 1924 (58 лет)

Место смерти:

ПарижФранция[1]

Страна:

Flag of Russia.svg Российская империя

Жанр:

портрет

Сайт:

leon-bakst.com

Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Лео́н Само́йлович Бакст (настоящее имя — Лейб-Ха́им Изра́илевич, или Лев Само́йлович Ро́зенберг; 27 января (8 февраля) 1866 — 28 декабря 1924) — русский художниксценографкнижный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.

 

 

Биография[править | править вики-текст]

Лев Розенберг родился 8 февраля (27 января) 1866 года в Гродно[2] в небогатой еврейской семье учёного-талмудиста. После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстрацией книг.

На первой своей выставке (1889) принял псевдоним Бакст — укороченную фамилию бабушки (Бакстер). В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе русских акварелистов. В 18931897 годах жил в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург. С середины 90-х примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Дягилева и Александра Бенуа, который позднее превратился в объединение «Мир Искусства». В 1898 году совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноименного издания. Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.

Продолжил заниматься станковой живописью, создав портреты Малявина (1899), Розанова (1901), Андрея Белого (1905), Зинаиды Гиппиус (1906). Также преподавал живопись детям великого князя Владимира. В 1902 году в Париже получил заказ от Николая II на Встречу русских моряков.

В 1898 году Бакст показал работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников»; на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене, выставках Артели русских художников, и проч.

В 1903 году перешёл в лютеранство ради брака с дочерью П. М. Третьякова Л. П. Гриценко[3].

Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон».

С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями, в которых произвёл настоящую революцию. Он создал декорации для греческих трагедий, а с 1908 году вошёл в историю как автор декораций для дягилевских Ballets Russes («Клеопатра» 1909, «Шахерезада» 1910, «Карнавал» 1910, «Нарцисс» 1911, «Дафнис и Хлоя» 1912). В 1910 развёлся с Гриценко и вернулся к иудаизму[3]. Всё это время жил в Европе, поскольку, будучи иудеем, не имел вида на жительство вне черты оседлости.

Во время визитов в Санкт-Петербург преподавал в школе Е. Н. Званцевой. В период 1908—1910 годов одним из его учеников был Марк Шагал, но в 1910 году они разорвали отношения. Бакст запретил Шагалу ехать в Париж, поскольку, по его мнению, это пошло бы во вред искусству Шагала, а в финансовом отношении привело бы молодого художника к голодной смерти (Шагал не рисовал театральных декораций). Шагал тем не менее поехал, не умер с голоду и нашёл свой стиль живописи.

В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств.

В 1918 году Бакст разорвал отношения с Дягилевым и Ballets Russes, но в 1921 году возобновил свою старую дружбу и оформил для Дягилева балет «Спящая красавица» П.И. Чайковского, последнюю свою крупную постановку. 27 декабря 1924 года умер в Париже от отёка лёгких.

Племянник Леона Бакста (сын его сестры Розы Самуиловны Розенберг) — советский историк Альберт Захарович Манфред.

Наиболее известные работы[править | править вики-текст]

Картины[править | править вики-текст]

Театральные работы[править | править вики-текст]

Особую славу Бакста составили его работы для Русских сезонов (антреприза С. Дягилева), а также для труппы Иды Рубинштейн.

  • Жар-птица (балет Игоря Стравинского)

  •  
  • Нарцисс (балет Николая Черепнина)

  •  
  • Послеполуденный отдых фавна (балет Клода Дебюсси)

  •  
  • Вацлав Нижинский, эскиз костюма для "Ориенталий"

Наследие[править | править вики-текст]

В 2013 году корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась «Эскизом костюма Жар-птицы» Леона Бакста, приобретённым на аукционеКристис[4]. Эта работа стала одним из немногочисленных произведений художника, возвращенных на его родину — в Беларусь [5] (до этого в этой стране имелось лишь несколько произведений тиражной графики Бакста в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь). В 2014 годуБелгазпромбанк приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета “Спящая красавица”» (1922) [6].

  • «Эскиз костюма Жар-птицы к балету “Жар-птица”» (1922)

На 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, прошедшей 2 ноября 2015 года, была принята резолюция о праздновании под эгидой этой международной организации 150-летнего юбилея Леона Бакста в Беларуси (при поддержке Российской Федерации)[7]. Основным мероприятием, посвящённым юбилею художника в Минске, станет художественная выставка «Время и творчество Льва Бакста», которая будет организована по инициативе Белгазпромбанка в феврале 2016 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь [8].

 

 

Сомов, Константин Андреевич

[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 
 
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Сомов.
Константин Сомов
Konstantin Somov.JPG
Автопортрет (1898)
Дата рождения:

30 ноября 1869

Место рождения:

Санкт-Петербург

Дата смерти:

6 мая 1939 (69 лет)

Место смерти:

Париж

Страна:

Россия

Жанр:

живописьграфика

Стиль:

модерн

Влияние:

Илья Репин

Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Константи́н Андре́евич Со́мов (30 ноября 1869Санкт-Петербург — 6 мая 1939Париж) — русскийживописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала. Сын учёного-искусствоведа А. И. Сомова.

 

 

Биография[править | править вики-текст]

 
Б. Кустодиев «Портрет художника К.А Сомова», 1914.

Константин Сомов родился в семье известного музейного деятеля, хранителя ЭрмитажаАндрея Ивановича Сомова. Его мать, Надежда Константиновна (урождённая Лобанова) была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. В 1879—1888 годах учился в гимназии К. Мая. С сентября 1888 года по март 1897 года учился в петербургскойАкадемии художеств: основной курс — до 1892 года, затем, с октября 1894 года, занятия в мастерской И. Репина. В 1894 году впервые участвовал в выставке Общества русских акварелистов. В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже. С 1899 года жил в Петербурге.

Ещё в гимназии Сомов познакомился с А. БенуаВ. НувелемД. Философовым, с которыми позже участвовал в создании общества «Мир искусства». Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901), нарисовал обложки поэтических сборниковК. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока «Театр» и др.

Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) состоялась в Петербурге в 1903 году; в Гамбурге и Берлине в этом же году были показаны 95 произведений. В 1905 году начал сотрудничать в журнале «Золотое руно».

Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции «Граф Нулин» (1899), «Влюблённые» (1905) и др.

В январе 1914 года получил статус действительного члена Академии художеств.

В 1918 году в издательстве Голике и Вильборга (Петроград) вышло наиболее известное и полное издание с эротическими рисунками-иллюстрациями Сомова: «Книга маркизы» («Le livre de la Marquise»), где художник создал не только все элементы оформления книги, но и подобрал тексты на французском языке. Существует редкий вариант этого издания так называемая «Большая „Книга маркизы“» дополненный ещё более фривольными иллюстрациями.

В 1918 году стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских; работал в школе Е. Н. Званцевой.

В 1919 году состоялась его юбилейная персональная выставка, в Третьяковской галерее.

В 1923 году Сомов выехал из России в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки»; в январе 1924 года на выставке в Нью-Йорке Сомов был представлен 38 произведениями. В Россию он не вернулся. С 1925 года жил во Франции; в январе 1928 года приобрёл квартиру на бульваре Эксельманс(фр. Boulevard Exelmans) в Париже.

Скоропостижно скончался 6 мая 1939 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в 30 км от Парижа.

Душеприказчиком был Михаил Васильевич Брайкевич.

Адреса в Петрограде[править | править вики-текст]

  • 1920—1923 — ДИСК — проспект 25-го Октября, 15;
  • 1923 год — Екатерингофский проспект, 97.

Произведения[править | править вики-текст]

  • Дорога в Секерино (1893)
  • Август (1885)
  • Прогулка после дождя (1896)
  • Дама в голубом. (Портрет Е.Мартыновой) (1897—1900, ГТГ)[1]
  • Портрет отца — искусствоведа А. И. Сомова (1897, ГРМ)
  • Заросший пруд (1899)
  • Портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (1901, ГРМ)
  • Вечер (1902, ГТГ)
  • Портрет А. Блока (1907, ГТГ)
  • Портрет Е. Лансере (1907, ГТГ)
  • Осмеянный поцелуй (1908, ГРМ)
  • Спящая молодая женщина (1909, ГТГ)
  • Портрет В. Иванова (1909, ГТГ)
  • Портрет М. Кузмина (1909, ГТГ)
  • Портрет М. Добужинского (1910, ГТГ)
  • Портрет Е. П. Носовой (1911, ГТГ)
  • Портрет В. Нувеля (1914, ГРМ)
  • Язычок Коломбины. (1913—1915)
  • Зима. Каток (1915)
  • Михайлов Е. С., племянник художника (1916, Музей Ашмола, Оксфорд)
  • Две дамы в парке (1919)
  • Влюбленные (1920)
  • Русская пастораль (1922)
  • Портрет Е. К. Сомовой (1924, ГРМ)
  • Портрет С. В. Рахманинова (1925, ГРМ)
  • Жадная обезьянка (1929)
  • Копия с Пьеро ди Козимо портрета Симонетты Веспуччи (1930, Музей Ашмола, Оксфорд)
  • Боксёр (1933)
  • Отдыхающий юноша (1933)

Галерея[править | править вики-текст]

Интересные факты[править | править вики-текст]

  • 29 ноября 2006 года картина «Русская пастораль» (1922) на аукционе «Кристис» была продана за рекордную сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. До этого ни одна картина русского художника не оценивалась столь высоко. Этот рекорд стоимости русской живописи был побит в Лондонена аукционе «Кристис» в июне 2007 г. — картина Сомова «Радуга» была продана за 3,716 млн фунтов (более $7,327 млн) при стартовой цене 400 тысяч фунтов (около 800 тысяч долларов).

31.01.2016; 19:46
хиты: 122
рейтинг:0
Гуманитарные науки
изобразительные искусства
история искусства
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь