пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

43

Мир искусства (объединение)

[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 
 
Запрос «Мир искусства» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
 

Б. М. Кустодиев. «Групповой портрет членов объединения „Мир искусства“». 1916—1920. Русский музей

Мир искусства (18981924) — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 годачленами группы.

 

 

История[править | править вики-текст]

Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев.

Объединение громко о себе заявило, организовав «Выставку русских и финляндских художников» в 1898 году в Музее центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица.

Классический период в жизни объединения пришёлся на 19001904 гг. — в это время для группы было характерно особое единство эстетических и идейных принципов. 24 февраля 1900 года в редакции журнала «Мир искусства» состоялось собрание участников выставок журнала, на котором присутствовали следующие художники: Л. Бакст, А. Бенуа, И. БилибинИ. Браз, И. Вальтер, Ап. ВаснецовН. ДосекинЕ. ЛансереИ. ЛевитанФ. Малявин,М. НестеровА. ОберА. ОстроумоваВ. ПурвитФ. РушицС. СветославскийК. СомовВ. СеровЯ. Ционглинский, а также издатель-редактор журнала С. Дягилев. Были выработаны главные основания организации будущих выставок и избран распорядительный комитет по устройству следующей, уже третьей, выставки в январе-феврале 1901 года; в него вошли В. Серов, А. Бенуа и С. Дягилев.

После 1904 года объединение расширилось и утратило идейное единство. В 19041910 годах большинство членов «Мира искусства» входило в состав«Союза русских художников». На учредительном собрании 19 октября 1910 года художественное общество «Мир искусства» было возрождено (председателем избран Н. К. Рерих)[1]. После революции многие его деятели были вынуждены эмигрировать. Объединение фактически прекратило существование в 1924 году.

Характеристика[править | править вики-текст]

Художники «Мира искусства» считали приоритетным эстетическое начало в искусстве и стремились к модерну и символизму, противясь идеямпередвижников. Искусство, по их мнению, должно выражать личность художника.

 

 

Дягилев, Сергей Павлович

[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 
 
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Дягилев.
Сергей Дягилев
Sergei Diaghilev 01.jpg
Имя при рождении:

Сергей Павлович Дягилев

Дата рождения:

31 марта 1872[1]

Место рождения:

СелищиНовгородская губерния,Российская империя

Дата смерти:

19 августа 1929[2][1] (57 лет)

Место смерти:

ВенецияИталия

Профессия:

антрепренёрредактор

Гражданство:

Flag of Russia.svg Российская империя

Годы активности:

1896—1929

Театр:

труппа «Русский балет Дягилева»

Подпись:

Sergei Diaghilev signature.svg

Commons-logo.svg Сергей Дягилев на Викискладе

Серге́й Па́влович Дя́гилев (18721929) — русский театральный и художественный деятель,антрепренёр, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева».

 

Содержание

  [убрать

 

Биография[править | править вики-текст]

 
Портрет Сергея Дягилева кисти Валентина Серова (1904)
 
Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней кисти Леона Бакста

Сергей Дягилев родился 19 (31) марта 1872 года в СелищахНовгородской губернии, в семье офицера-кавалергарда потомственного дворянина Павла Павловича Дягилева. Мать умерла через несколько месяцев после рождения Сергея, и его воспитывала мачеха Елена, дочьВ. А. Панаева. В детстве Сергей жил в Санкт-Петербурге, потом в Перми, где служил его отец. Брат отца, Иван Павлович Дягилев, был меценатом и основателем музыкального кружка.

В Перми на углу улиц Сибирской и Пушкина (бывшая Большая Ямская) сохранился родовой дом Сергея Дягилева, где сейчас располагается гимназия его имени. Особняк в стиле позднего русского классицизма построен в 50-х годах XIX века по проекту архитектора Р. О. Карвовского.

На протяжении трех десятилетий дом принадлежал большой и дружной семье Дягилевых. В доме, названном современниками «Пермскими Афинами», по четвергам собиралась городская интеллигенция. Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли.

После окончания пермской гимназии в 1890 году вернулся в Петербург и поступил на юридический факультет университета, параллельно учился музыке у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории.

Жизнь в искусстве[править | править вики-текст]

В 1896 году Дягилев окончил университет, но вместо того чтобы заниматься юриспруденцией, начал карьеру деятеля искусства. Спустя несколько лет после получения диплома создал совместно с А. Н. Бенуа объединение «Мир искусства», редактировал одноимённый журнал (с 1898 по 1904) и сам писал искусствоведческие статьи. Организовывал выставки, вызывавшие широкий резонанс: в 1897 — Выставку английских и немецких акварелистов, знакомившую русскую публику с рядом крупных мастеров этих стран и современными тенденциями в изобразительном искусстве, затем Выставку скандинавских художников в залах Общества поощрения художеств, Выставку русских и финляндских художников в музее Штиглица (1898) сами мирискусники считали своим первым выступлением (Дягилеву удалось привлечь к участию в выставке, помимо основной группы первоначального дружеского кружка, из которого возникло объединение «Мир искусства», других крупнейших представителей молодого искусства — ВрубеляСероваЛевитана и др.), Историко-художественную выставку русских портретов в Петербурге (1905); Выставку русского искусства в Осеннем салоне в Париже с участием произведений БенуаГрабаряКузнецоваМалявинаРепинаСероваЯвленского (1906) и др.

«Ежегодник Императорских Театров»[править | править вики-текст]

В 1899 году князь Сергей Волконский, ставший директором Императорских театров, назначил Дягилева чиновником по особым поручениям, дал ему редактирование «Ежегодника Императорских Театров». Дягилев превратил ежегодник из сухого издания в художественный журнал[3].

Вместе с Дягилевым пришли в Императорские театры многие художники (Ап. М.Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, В. А. Серов, К. А. Коровин, А. Е. Лансере).

В сезон 19001901 годах Волконский возложил на Дягилева постановку балета Делиба «Сильвия». Дягилев привлек к постановке художников группы «Мир искусства», но дело сорвалось из-за протеста чиновников дирекции. Дягилев не подчинился распоряжению директора Волконского, демонстративно отказался от редактирования «Ежегодника», и дело кончилось увольнением Дягилева.

Русские сезоны[править | править вики-текст]

 
Участники «Русских исторических концертов в Париже» в гостях у композитора К. Сен-Санса. Париж, 1907 г.

С 1907 года Дягилев организовывает ежегодные зарубежные выступления русских артистов, получившие название «Русские сезоны». В 1907 году в рамках «сезонов» были проведены выступления музыкантов — «Исторические русские концерты». В них участвовали Н. А. Римский-КорсаковС. В. РахманиновА. К. ГлазуновФ. И. Шаляпин и др. В 1908 году состоялись сезоны русской оперы. Несмотря на успех, сезон принёс Дягилеву убытки, поэтому наследующий год он, зная вкусы публики, решил везти в Париж и балет[3]. При этом, в тот момент Дягилев относился к балету пренебрежительно:

смотреть его с одинаковым успехом могут как умные, так и глупые — все равно никакого содержания и смысла в нем нет; да и для исполнения его не требуется напрягать даже маленькие умственные способности

— М. В. Борисоглебский. Материалы по истории русского балета, т. II. Л., 1939,стр. 135.

Балетные сезоны затем продолжались до 1913 г. Для гастролей балета Дягилев пригласил ряд знаменитых артистов, в том числе М. М. Фокина,А. П. ПавловуВ. Ф. НижинскогоТ. П. КарсавинуЕ. В. Гельцер.

С этой труппой он гастролировал в ЛондонеРиме, а также в США. В оформлении балетов участвовали выдающиеся художники, входившие в «Мир искусства», в частности А. Н. Бенуа, Л. Бакст, А. Я. Головин, Н. К. Рерих, Н. С. Гончарова. «Сезоны» были средством пропаганды русского балетного и изобразительного искусства и способствовали расцвету балета в странах, где этот жанр не был развит.

Труппа[править | править вики-текст]

В 1911 году Дягилев организовал балетную труппу «Русский балет Дягилева». Труппа начала выступления в 1913 году и просуществовала до 1929 года, то есть до смерти её организатора. По воспоминанию Сергея Леонидовича Григорьева, постоянного режиссера труппы, их последнее выступление было в Виши[4] 4 августа 1929 года.

Болезнь и смерть[править | править вики-текст]

 
Могила Дягилева на острове Сан-Микеле

В 1921 г. у Дягилева диагностировали сахарный диабет, однако он почти не соблюдал предписанную ему диету[5]:520. Развитию недуга способствовали образ жизни, а также постоянные резкие изменения веса. Начиная с 1927 г. у него развился фурункулёз, приводящий к развитию обширных инфекций и резкому повышению температуры, что было смертельно опасно в те времена, когдапенициллин ещё не был известен. Летом 1929 г. в Париже врач предписал Дягилеву соблюдать диету и много отдыхать, предупредив, что несоблюдение рекомендаций повлечёт за собой опасные последствия для его здоровья[5]:534. Дягилев проигнорировал предписание, отправившись с труппой в Берлин, затем в Кёльн и через Париж — в Лондон, где вновь посетил врача, посоветовавшего ему нанять медсестру, что также не было сделано: за ним ежедневно ухаживал Кохно, делая необходимые процедуры и перевязки. Отправив труппу в отпуск и вернувшись в Париж, он вновь посетил своего лечащего врача, который настаивал на курсе лечения термальными водами в Виши. Вместо этого Дягилев вместе со своим протеже Игорем Маркевичемпредпринял «музыкальное» путешествие вдоль Рейна, посетив Баден-Баден (где он обсудил новый балет с Хиндемитом и виделся сНабоковым, позднее написавшим: «Несмотря на его внешний вид, казалось, что у него было хорошее настроение. Он весело рассказывал о своих планах на оставшуюся часть лета и на новый осенний сезон»), Мюнхен (ради опер Моцарта и Вагнера) и Зальцбург. Оттуда Дягилев послал Корибут-Кубитовичу письмо с настойчивой просьбой приехать к нему в Венецию. Расставшись с Маркевичем в Веве, 7 августа Дягилев отправился в Венецию. На следующий день он въехал в «Гранд-отель де Бан де Мер», куда вечером прибыл Лифарь. К тому времени у него уже началось заражение крови из-за абсцессов[5]:538. С 12 августа он больше не вставал с постели, за ним ухаживал Лифарь. Даже будучи больным, Дягилев продолжал строить планы и напевать из Вагнера и Чайковского. 16 августа к нему приехал Кохно, 18-го — посетили Мисиа Серт и Шанель. Получив телеграмму от Корибут-Кубитовича, который не спешил приехать по его вызову, Дягилев заметил: «Ну конечно, Павка запоздает и приедет после моей смерти». Вечером к нему пришёл священник[6]. Ночью температура у Дягилева поднялась до 41°, он больше не приходил в сознание и скончался на рассвете 19 августа 1929 года.

Так как у Дягилева при себе не было средств, похороны оплатили М. Серт и Г. Шанель. После короткой панихиды в соответствии с обрядом православной церкви, тело было перенесено на остров Сан-Микеле и захоронено в православной части кладбища.

На мраморном надгробном памятнике выбито имя Дягилева по-русски и по-французски (Serge de Diaghilew) и эпитафия: «Венеция — постоянная вдохновительница наших успокоений» — фраза, написанная им незадолго до смерти в дарственной надписи Сержу Лифарю. На постаменте рядом с фотографией импресарио почти всегда лежат балетные туфли (чтобы их не унесло ветром, их набивают песком).

Официальной наследницей Дягилева оказалась сестра его отца, Юлия Паренсова-Дягилева, проживавшая в Софии (она отказалась от наследства в пользу Нувеля и Лифаря). 27 августа Нувель организовал панихиду по усопшему в Париже, в соборе Александра Невского.

Значение имени Дягилева в настоящее время[править | править вики-текст]

  • В Перми до сих пор проводятся ежегодные международные культурные фестивали имени С. Дягилева — «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж». Инициатором первого дягилевского фестиваля в России выступил Пермский академический театр оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского, здание которого, сооружённое благодаря значительной финансовой поддержке Дягилевых, по мнению многих пермяков, является красивейшим в городе.
  • В родовом доме Дягилевых в Перми с 1992 года размещается гимназия, носящая имя С. П. Дягилева, и музей, составляющий с гимназией единый комплекс[7]. В 2007 году в концертном зале Дома Дягилева был установлен памятник Дягилеву работы скульптора Эрнста Неизвестного[8]. С 2009 года в Перми обсуждается возможность переноса памятника на одну из улиц. Но памятник отлит из цветной патинированной бронзы. Материал крайне прихотлив, боится дождей и выхлопных газов автомобилей[9].
  • В 2003 году в Париже был открыт памятник-бюст Дягилева работы петербургского скульптора Левона Лазарева[10].
  • В год столетия «Русских сезонов» интерес к личности С. П. Дягилева снова возрос. В 2008 году Аукционный дом Sotheby’s организовал выставку «Танцевать по направлению к славе: Золотой век „Русских балетов“» в честь 100-летия «Русских балетов» Дягилева, которая прошла в Париже. На ней можно было увидеть около 150 картин, эскизов, костюмов, декораций, рисунков, скульптур, фотографий, рукописей и программок. Организаторы выставки отобразили ключевые моменты в развитии «Русских балетов», которые за двадцать лет своего существования полностью изменила традиционные представления о театре и танце. Среди экспонатов выставки были костюмы, эскизы для которых делали французские художники Андре Дерен («Волшебная лавка», 1919) и Анри Матисс («Песнь соловья», 1920). Отдельно стоит сказать о костюмах, придуманных Львом Бакстом. Бакст — первый сценограф, ставший всемирной знаменитостью. Создавая эскизы балетных костюмов, он вдохновлялся восточными и древнегреческими нарядами. Модели, которые он разрабатывал, не только восхищали зрителей в театре, но и влияли на модные тренды. Из современных художников, вдохновляющихся наследием Дягилева, важное место занала бумажная инсталляция известного бельгийского скульптора Изабель де Боршграв(Isabelle de Borchgrave).[11]
  • В 2009 году в Париже началась подготовка проекта памятника Дягилеву. Макет скульптора Виктора Митрошина стал победителем международного конкурса. Его Дягилев стоит в полный рост в цилиндре, фраке и с тростью в руке, на высоком постаменте, на котором Петрушка открывает занавес. Вероятно, памятник будет поставлен при поддержке меценатов, на пожертвования, силами русской диаспоры. В момент проведения конкурса проект поддержал президент Жак Ширак, а его супруга Бернадетт выразила желание курировать работы по осуществлению проекта. Бывший мэр Парижа Жан Тибери был против, и возведение памятника удалось начать только после того, как его сменил Бертран Деланоэ. В данный момент работы ведутся под патронатом Пьера Кардена. Памятник Дягилеву установят на площади перед зданием Гранд-Опера.
  • В сентябре 2011 года министр культуры Пермского края Николай Новичков предложил назвать новый аэропорт Перми «Международный аэропорт „Сергей Дягилев“».[12]

Адреса в Санкт-Петербурге[править | править вики-текст]

  • 1899 — осень 1900 года — доходный дом — Литейный проспект, 45;
  • осень 1900—1913 — доходный дом Н. И. Хмельницкого — набережная реки Фонтанки, 11.

Судьба Дягилевых в СССР[править | править вики-текст]

  • Судьбы двух братьев Сергея Дягилева — Юрия и Валентина — трагичны. Юрий Павлович был репрессирован, а Валентина расстреляли на Соловках в1929 году по сфабрикованному уголовному делу.
  • Старший племянник Дягилев Сергей Валентинович был симфоническим дирижером. Репрессирован в 1937 году, как и его отец Валентин Павлович, по сфабрикованной политической статье. Провёл 10 лет в лагерях и 5 лет в ссылке. После реабилитации вернулся в Ленинград, где продолжил творческую деятельность. Скончался 13 августа 1967 года.
  • Младший племянник Василий Валентинович Дягилев, невропатолог, был вынужден скрывать родство со знаменитым дядей.
  • Правнучатый племянник Дягилев Сергей Александрович (Сергей Дягилев мл.) — композитор и дирижёр. Проживает в Санкт-Петербурге.

31.01.2016; 19:44
хиты: 126
рейтинг:0
Гуманитарные науки
изобразительные искусства
история искусства
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь