пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

32

Гауди, Антонио

[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 
 
Запрос «Гауди» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Антони Гауди
Antoni Gaudí
Antoni gaudi.jpg
Signature Antoni Gaudí.svg
Основные сведения
Страна

Flag of Spain (1785-1873 and 1875-1931).svg Испания

Дата рождения

25 июня 1852[1][2]

Место рождения

РеусКаталония

Дата смерти

10 июня 1926[3][1][2](73 года)

Место смерти

Барселона[1][3]

Работы и достижения
Учёба:

Высшая техническая школа архитектуры в Барселоне

Работал в городах

БарселонаРеус

Архитектурный стиль

модерн

Важнейшие постройки

La Sagrada Familia

Подпись

Signature Antoni Gaudí.svg

Commons-logo.svg Антони Гауди на Викискладе

Анто́ни Пла́сид Гильéм Гауди́-и-Корне́т (также Анто́нио; кат. Antoni Plàcid Guillem Gaudí i Cornet [ənˈtoni gəu̯ˈði i kuɾˈnɛt]исп. Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet25 июня 1852РеусКаталония — 10 июня 1926,Барселона) — испанский (каталонскийархитектор, большинство проектов которого возведено в Барселоне.

 

 

Биография[править | править вики-текст]

Семья[править | править вики-текст]

Антони Гауди-и-Курнет родился 25 июня 1852 года в небольшом городке Реусе, недалеко от Таррагоны, в Каталонии. По другим сведениям, местом рождения являлся Риудомс — местечко, расположенное в 4 км от Реуса, где у его родителей был небольшой загородный дом. Он был пятым, младшим, ребёнком в семье котельных дел мастера Франсеска Гауди-и-Серра и его жены Антонии Курнет-и-Бертран. Именно в мастерской отца, по признанию самого архитектора, в нём пробудилось ощущение пространства. Два брата Гауди умерли во младенчестве, третий брат скончался в 1876 году, а вскоре после этого умерла и мать. В 1879 году умерла и его сестра, оставив на попечение Гауди маленькую дочь. Вместе с отцом и племянницей Гауди поселился в Барселоне, где в 1906 году скончался его отец, а спустя шесть лет — и слабая здоровьем племянница. Гауди никогда не был женат. Он с детства страдал ревматизмом, препятствующим играм с другими детьми, но не мешающим длительным одиночным прогулкам, к которым он питал пристрастие всю свою жизнь. Ограниченная из-за болезни подвижность обострила наблюдательность будущего архитектора, открыла ему мир природы, ставший главным источником вдохновения при решении как художественно-оформительских, так и конструктивных задач.

Становление[править | править вики-текст]

В семидесятых годах XIX века Гауди переехал в Барселону, где после пяти лет подготовительных курсов был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую окончил в 1878 году.

В 1870—1882 годах Антони Гауди работал под началом архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильярачертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах; изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т. д.), проектировал также мебель для собственного дома.

В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики — французского архитектора и писателя Виолле-ле-Дюка (крупнейшего в XIX в. реставратора готических соборов, восстанавливавшего Собор Парижской Богоматери) и английского критика и искусствоведа Джона Рёскина. Провозглашённая ими декларация «Декоративность — начало архитектуры» полностью соответствовала собственным мыслям и представлениям Гауди, творческий почерк которого с годами становится совершенно неповторим, архитектура столь же далека от общепринятой, какгеометрия Лобачевского — от классической Евклидовой.

В период раннего творчества, отмеченный влияниями архитектурыБарселоны, а также испанского архитектора Марторела, строятся его первые, богато декорированные, относящиеся к раннему модерну, проекты: «стилистические близнецы» — нарядный Дом Висенс(Барселона) и причудливый Эль Каприччо (КомильясКантабрия); также компромиссный псевдобарочный Дом Кальвет (Барселона). Также в эти годы появляется проект в сдержанном готическом, даже «крепостном» стиле — Школа при монастыре Святой Терезы (Барселона), а также нереализованный проект зданий Миссии Францисканцев в Танжере; неоготические епископский дворец в г. Асторга (Кастилья, Леон) и Дом Ботинес (Леон).

Однако решающей для реализации замыслов молодого архитектора оказалась его встреча с Эусеби Гуэлем. Позднее Гауди стал другом Гуэля. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.

Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля (Барселона).

Известность[править | править вики-текст]

 
Дом Бальо (1906)
 
Дом Мила (1910)

Скоро Гауди выходит за пределы доминирующих исторических стилей в пределах эклектизма XIX столетия, навсегда переселяясь в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.

Дом фабриканта в Барселоне, так называемый Дворец Гуэля (Palau Güell), был ответом художника меценату. С завершением строительства дворца Антони Гауди перестал быть безымянным строителем, быстро став самым модным архитектором в Барселоне, вскоре превратился в «практически непозволительную роскошь». Для буржуаБарселоны он строил дома один необычнее другого: пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя — Дом Мила; живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии — Дом Бальо.

Заказчики, готовые выкинуть на строительство полсостояния, изначально верили в гениальность архитектора, пролагающего новый путь в архитектуре.

Личная жизнь[править | править вики-текст]

Гауди полностью посвятил себя архитектуре и всю жизнь был один. Известно, что он оказывал знаки внимания только одной женщине – Жозефе Моро, которая работала учительницей в рабочем кооперативе в Матаро – в 1884 году. Она не ответила взаимностью[4]. После этого Гауди с головой ушел в католичество. Считается, что архитектор был замкнутым и неприятным человеком, грубым и высокомерным. Однако те, кто был с ним близок, утверждали, что Гауди был верным другом, дружелюбным, вежливым и приятным в общении[5].

В молодости Гауди выглядел как денди, носил дорогие костюмы, его стрижка и борода всегда были безупречны. Он был гурманом, постоянно посещал театр и оперу, а строительные участки объезжал на собственном экипаже. В зрелом возрасте архитектор перестал следить за своей внешностью, неопрятно одевался и питался очень скромно. На улице его иногда принимали за нищего.

Смерть[править | править вики-текст]

7 июня 1926 года 73-летний Гауди вышел из дома, чтобы отправиться в свой ежедневный путь к церкви Сант-Фелип-Нери, прихожанином которой он был. Идя рассеянно по улице Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанес между улицами Жирона и Байлен, он был сбит трамваем и потерял сознание. Извозчики отказывались везти в больницу неопрятного, неизвестного старика без денег и документов, опасаясь неуплаты за поездку. В конце концов, Гауди доставили в больницу для нищих, где ему оказали лишь примитивную медицинскую помощь. Лишь на следующий день его нашёл и опознал капелланхрама Саграда-Фамилия Мосен Хиль Парес-и-Виласау. К тому времени состояние Гауди уже ухудшилось настолько, что лучшее лечение не могло ему помочь.

Гауди скончался 10 июня 1926 года и был похоронен двумя днями позже в крипте недостроенного им храма.

Хронология построек[править | править вики-текст]

Стиль, в котором творил Гауди, относят к модерну. Однако фактически в своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей, подвергая их творческой переработке. Творчество Гауди можно разделить на два периода: ранние постройки и постройки в стиле национального модерна (после 1900).

1883—1888 Дом Висенс, Барселона — включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 2005
1883—1885 Эль КаприччоКомильяс (Кантабрия)
1884—1887 Павильоны усадьбы Гуэля, Педральбес (Барселона)
1886—1889 Дворец Гуэля, Барселона — включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984
1888—1894 Школа при монастыре Святой Терезы, Барселона
1889—1893 Епископский дворец в г. АсторгаКастилия (Леон)
1891—1892 Дом Ботинес, Леон
1883—не закончено Искупительный храм Святого Семейства, Барселона — включён в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 2005
1892—1893 Миссия Францисканцев в Танжере (не построена)
1895—1898 Винные погреба Гуэля, Гарраф — включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 2005
1898—1900 Дом Кальвет, Барселона
1898—1916 Часовня и крипта Колонии Гуэля, Санта Колома де Сервелло — включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 2005
1900—1902 Дом Фигерас по улице Бельэсгуард, Барселона
1900—1914 Парк Гуэля, Барселона — включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984
1903—1910 Сады Артигас, 130 км от Барселоны, предгорья Пиренеев
1902 Вилла Катлларас, Ла-Побла-де-Лильет
1901—1902 Усадьба Миральяс
1904 Склады кузнечной артели Бадиа
1904-1906 Дом Бальо
1905 (май) Проект гостиницы «Attraction», Нью-Йорк (не реализован)
1904—1919 Реконструкция Кафедрального собора, Пальма де Мальорка
1906—1910 Дом Мила («Каменоломня»), Барселона — включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984
1909—1910 Приходская школа при храме Искупления Святого Семейства, Барселона

Факты из биографии Антонио Гауди[править | править вики-текст]

 
Антони Гауди: Отель «Аттракцион»
  • Детство Гауди прошло у моря. Впечатления о первых архитектурных опытах он пронёс через всю жизнь. Поэтому все его дома напоминают замки из песка[источник не указан 226 дней].
  • Из-за ревматизма мальчик не мог играть с детьми и часто оставался в одиночестве. Его внимание надолго приковывали облака, улитки, цветы… Антони мечтал стать архитектором, но при этом не хотел ничего изобретать. Он хотел строить так, как строит природа, и лучшими из интерьеров считал небо и море, а идеальными скульптурными формами — дерево и облака[источник не указан 226 дней].
 
«Зверинец» на крыше Дома Мила
  • У Гауди были разные глаза: один — близорукий, другой — дальнозоркий, но он не любил очки и говорил: «Греки очков не носили»[источник не указан 226 дней].
  • Гауди ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а стены доводили его до бешенства. Он избегал прямых линий, считая, что прямая линия — это порождение человека, а круг — порождение Бога[источник не указан 226 дней].
 
Ворота-дракон в павильонах виллы Гуэль (1887)
  • Образцом совершенства он считал куриное яйцо и в знак уверенности в его феноменальной природной прочности одно время носил сырые яйца, которые брал с собой для завтрака, прямо в кармане[источник не указан 226 дней].
  • Гауди был художником-мастеровым: он проектировал не только здания, но и необычную мебель, причудливые решётки оград, ворот и перил. Своё умение мыслить и чувствовать в трёх измерениях объяснял наследственностью: отец и дед — кузнецы, один дед матери — бондарь, другой моряк — «люди пространства и расположения».

Его отец был медником, и это оказало влияние на пристрастие Гауди к художественному литью. Многие поразительнейшие творения Гауди сделаны из кованого железа, зачастую его собственными руками[источник не указан 226 дней].

  • В молодости архитектор был рьяным антиклерикалом, однако затем стал убеждённым католиком. Последние годы зодчий провёл как аскет-отшельник, полностью посвятив все свои силы и энергию на создание бессмертного храма Святого Семейства, который стал высшим воплощением не только его таланта, но и истовой веры[источник не указан 226 дней].
  • Талант Антони Гауди был, разумеется, широко известен в Каталонии — зарисовки его складчатых сводов можно обнаружить в путевом альбоме совсем ещё молодого Ле Корбюзье[источник не указан 226 дней]. Однако по-настоящему «открыли» Гауди только в 1952 году[источник не указан 226 дней], спустя 26 лет после смерти, когда состоялась огромная ретроспективная выставка его работ.
  • Уже около десяти лет идет кампания в поддержку причисления Гауди к лику святых. Как ожидается, в 2015 году Папа римский подпишет документ обеатификации, что станет третьим из четырёх этапов канонизации. Антонио Гауди хотят сделать святым-покровителем всех архитекторов[6].

31.01.2016; 19:24
хиты: 134
рейтинг:0
Гуманитарные науки
изобразительные искусства
история искусства
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь