Древний (первобытный мир). Люди изначально обучали своих потомков знаниям о природе, так как это было жизненно необходимо.
Античность. Природа воспринимается как данность человеку богами, человек как часть природы, призванный жить в гармонии с ней и постигать ее. Отсюда желание достичь природного совершенства (души и тела), единственная и всеобъемлющая наука – наука о природе. Великие философы древнего мира пытались познать окружающий их мир, его закономерности, его тайны. Так зародились все науки – математика, история, естественные науки, медицина.
Средние века. Человек и природа мыслились как сотворенные Богом, а что Богом создано – неизменно. Любое проникновение в божественные тайны каралось. Но, тем не менее, именно в это время возникли и первые университеты – науки изучались с позиции богословия, инакомыслие осуждалось.
Возрождение. Человек вновь обращается к природе, считая себя ее венцом, именно в это время свершаются великие открытия, изобретения, расцветают науки. Следовательно, повышается и интерес к обучению детей знаниям об окружающем мире.
Просвещение, Новое и новейшее время. Обучение естествознанию прочно заняло свое место в образовании. Чем активнее технический прогресс, тем шире круг изучаемого материала, сложнее содержание, что требует и соответствующих изменений в педагогической науке - разработка новых подходов, методов, приемов, содержания.(далее см.5)
Я. А. Коменский - чешский педагог, автор «Великой Дидактики». Обосновал классно-урочную систему, в основу которой положил принцип природосообразности. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. От общего к частному, от легкого к сложному.
Дж. Локк – британский педагог, создатель теории воспитания джентльменов. Его теория соответствовала цели физического и нравственного воспитания «формирование дисциплины тела и дисциплины духа». Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию.
Ж.Ж. Руссо – создал теорию естественного воспитания, которая соответствует законам развития природы человека. Разработал возрастную периодизацию.
И. Г. Песталоцци – швейцарский педагог, основой воспитания должна быть природа человека. Целью воспитания считал саморазвитие природных сил способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика человека, задача воспитания — создание гармонически развитого человека. Основной принцип воспитания — согласие с природой. Средства воспитания — труд, игра, обучение, одним из первых указал на значимость развивающего обучения. По Песталоцци любое познание природы, её предметов и явлений в естественной жизни — чувственное восприятие, и это чувственное восприятие является той основой, на которой можно построить обучение ребёнка законам окружающего мира.
А.В. Дистервег – немецкий педагог Выступал против религиозного и сословного воспитания, выдвинул идею общечеловеческого воспитания, гармонического, физического и духовного развития личности. Придерживался идеи природосообразности воспитания, самодеятельности и самастоятельности, свободы. Ребенок не просто «натура» - часть природы, которую воспитатель призван развивать («естественное воспитание»)
5.