Начиная с XIX в. проблема взаимосвязи языка и культуры является одной из центральных в языкознании. Первые попытки решения этой проблемы усматривают в трудах В. Гумбольдта (1985), основные положения концепции которого можно свести к следующему: 1) материальная и духовная культура воплощаются в языке; 2) всякая культура национальна, ее национальный характер выражен в языке посредством особого видения мира; языку присуща особая внутренняя форма; 3) внутренняя форма языка – это выражение «народного духа», его культуры; 4) язык есть опосредующее звено между человеком и окружающем миром. Концепция В. Гумбольдта получила продолжение в работах А.А. Потебни «Мысль и язык», Р.О. Якобсона, Ш. Балли и др.
В целом, на сегодняшний день в решении проблемы взаимоотношения культуры и языка наметилось несколько подходов.
Первый подход разрабатывался в основном российскими философами – Г.А. Брутяном, Е.И. Кукушкиным и Э.С. Маркаряном: язык является простым отражением культуры, т.к. язык отражает действительность, а культура есть неотъемлемый компонент этой действительности.
В рамках второго подхода проблему взаимоотношения языка и культуры исследовала школа Э. Сепира и Б. Уорфа, которые разработали гипотезу лингвистической относительности. В основе этой гипотезы лежит идея о том, что люди видят мир по-разному – сквозь призму своего родного языка. В гипотезе Сепира-Уорфа выделяются следующие положения: 1) язык обусловливает способ мышления говорящего на нем народа; 2) способ познания реального мира зависит от того, на каких языках мыслят познающие субъекты.
Данная концепция получила поддержку в трудах Л. Вейсгерберга, Дж. Кэрролла, Д. Хаймса и др. Однако гипотеза лингвистической относительности оценивается современными учеными не однозначно.
В рамках третьего подхода язык является фактом культуры (Н.И. Жинкин, К. Леви-Строс, В.А. Маслова и др.), т.к.: 1) язык – составная часть культуры, которую мы наследуем от наших предков; 2) язык – основной инструмент, посредством которого мы усваиваем культуру.
Таким образом, язык – это составная часть культуры и ее орудие, выражающий ментальность народа.
13.