Функциональный стиль – общественно осознанная и функционально обусловленная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания языковых средств, направленная на достижение определенной цели сообщения
Функциональные стили являются подсистемами языка, каждая из которых обладает своими специфическими особенностями в лексике и фразеологии, синтаксических конструкциях, а иногда и в фонетике (Арнольд)
Специфика каждого стиля вытекает из особенностей функций языка в данной сфере общения (основная функция публицистического стиля – воздействие на волю, сознание и чувства слушателя или читателя, а научного – передача интеллектуального содержания).
Понятие функционального стиля связано с понятием языковой вариативности. Существуют различные классификации функциональных стилей
Две основные категории функциональных стилей:
1 Литературно-отработанные (книжные) – литературный язык, предварительное обдумывание, анализ, строгий отбор языковых средств
2 Свободно-разговорный – спонтанность и диалогичность Гальперин И. Р:
- Художественный
- Технический
- Публицистический
- Деловой
- Газетный Арнольд И. В:
- Разговорные
- Книжные
- литературно-разговорные
- фамильярно-разговорные
- просторечие
- Научные
- деловой (официально-документальный)
- публицистический (газетный)
- ораторский
- возвышенно-поэтический
Лапшина М. И:
1. Стиль художественной речи
2. Публицистический
3. Ораторская речь
4. Научно-технический
5. Официально-деловой
6. Газетный
7. Свободно-разговорный
Трудности выделения функциональных стилей:
1 Функциональные стили переплетаются
2 исторически изменчивы
3 Понятие функционального стиля очень тесно соприкасается с жанрами
Стиль может составлять совокупность жанров, например, стиль художественной речи
– роман, рассказ, поэма и тд
Стили не изолированы, но они имеют собственное ядро, параметры. Меньше всего под влиянием других стилей находится деловой стиль
Лингвистические и экстралингвистические критерии выделения функциональных стилей.
Экстралингвистические категории (факторы) функциональных стилей – это те явления внеязыковой действительности, в которых протекает речевое общение и под влиянием которых происходит отбор и организация языковых средств, т.е. речь приобретает свои стилевые характеристики.
Экстралингвистические признаки:
- Каждый функциональный стиль отражает определенную сторону общественной жизни, имеет свой круг тем
Первая особенность заключается в том, что каждый из них располагает набором характерных слов и выражении. Так, обилие терминов, специальной лексики в наибольшей степени характеризует научный стиль. Разговорные слова и выражения свидетельствуют о том, что перед нами разговорная речь, разговорно-бытовой стиль. Художественная речь изобилует образными, эмоциональными словами, газетно-публицистическая - общественно-политическими терминами. Это не значит, конечно, что функциональный стиль сплошь состоит из характерных, специфичных для него слов. Напротив, в количественном отношении доля их незначительна, но они составляют самую существенную ее часть.
- Каждый функциональный стиль характеризуется определенными условиями общения, официальными или неофициальными
- Каждый функциональный стиль имеет общую установку, главную задачу
Лингвистические особенности:
- Каждый из функциональных стилей располагает своим набором характерных слов и выражений.
- Основная масса слов в каждом стиле – это нейтральные или межстилевые слова.
На фоне которых и выделяется характерная лексика и фразеология. Межстилевая лексика - хранительница единства литературного языка. Будучи общелитературной, она объединяет функциональные стили, не позволяя им превратиться в специальные, трудно понимаемые языки. Характерные же слова составляют языковую специфику стиля. Именно они определяют его языковой облик.
- Каждый функциональный стиль по-своему использует грамматические формы и конструкции.
Так, для официально-делового стиля, который отталкивается от всего личностного, весьма характерны неопределенно-личные, возвратные конструкции, страдательные обороты (прием производится, справки выдаются, обмен денег проводят). Научный стиль предпочитает прямой порядок слов в предложениях. Публицистическому стилю свойственны риторические фигуры: анафоры, эпифоры, параллелизмы. Однако и по отношению к лексике, и особенно по отношению к грамматике речь идет не об абсолютном, а об относительном закреплении за тем или иным стилем. Характерные для какого-либо функционального стиля слова и грамматические конструкции могут быть употреблены и в другом стиле.
- Возможности и степень образности, эмоциональности в разных функциональных стилях неодинаковы.
Эти качества не характерны в принципе для научного и официально-делового стилей. Однако элементы образности, эмоциональности возможны в некоторых жанрах дипломатии, в полемических научных сочинениях. Образны даже некоторые термины. Например, странная частица в физике называется так потому, что она действительно ведет себя необычно, странно.
Другие функциональные стили более благосклонны к эмоциональности и образности. Для художест-венной речи это одна из главных языковых особенностей. Художественная речь образна по своей природе, сущности. Иной характер имеет образность в публицистике. Однако и здесь это одно из важных слагаемых стиля. Вполне предрасположена к образности и особенно к эмоциональности и разговорная речь.
- Каждый функциональный стиль характеризуется разной степенью индивидуализированности речи.
Любая речь в той или иной мере стандартизирована. Нам, например, не надо изобретать формулы приветствия, прощания. Они существуют в готовом виде (здравствуй, прощай, до свидания, привет). Своеобразные правила речевого поведения, правила построения текста существуют в каждом функциональном стиле. И они облегчают пользование языком, экономят речевые усилия. Но, с другой стороны, речевая стандартизация ограничивает свободу самовыражения, индивидуальность речи. Вот по этим взаимосвязанным и взаимопротивопоставленным признакам - степени стандартизованности и степени индивидуализированности речи - и различаются функциональные стили.
- наибольшей степени регламентированы и наименее индивидуальны деловая и научная речь, осо-бенно первая. Личностное, индивидуальное проявляется здесь очень слабо. Наиболее индивидуальна художественная речь. Именно здесь открывается простор для самовыражения художника. И здесь крайне неуместны штампы. Закон художественной речи - индивидуальность, неповторимость. С этой точки зрения художественный стиль резко противопоставлен официально-деловому.
Второе место по степени индивидуальности языка занимает публицистика. Она также избегает штам-пов, но вполне терпима к речевым стандартам, особенно если они выразительны, эмоциональны, на-пример: белое безмолвие, над схваткой, пир во время чумы.
Особое место на шкале "индивидуальность - стандартизованность" занимает разговорно-бытовая речь. Как показал научный анализ, она в высокой степени регламентирована, автоматизирована. Именно этим объясняется быстрота и легкость естественного, непринужденного общения. Как жизнь? Что нового? Как поживаете? Из подобных оборотов складывается обиходная разговорная речь. И они вполне отвечают задачам, нормам этого функционального стиля.
- У каждого функционального стиля свой набор жанров.
Осуществляя функцию стиля, каждый жанр делает это по-своему. Жанры сохраняют общие черты функционального стиля, но характеризуются особой композиционно-речевой структурой и особенностями употребления языка. Так происходит внутренняя дифференциация стилей, приводящая к определенному набору жанров. Например, художественный стиль- это эпос, лирика, драма, роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение и т. д.
- Каждый стиль существует как в письменной, так и в устной форме