пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

65) Эволюция духовной сферы жизни советского общества в 40-80-е гг. XX в.

Трудно пришлось в послевоенные годы деятелям культуры. С конца 1948 г. началась кампания против космополитов, «преклонявшихся перед иностранщиной». В космополитизме была обвинена большая группа театральных критиков. В космополитизме, антипатриотизме было обвинено еврейское население страны. Евреев считали потенциальными шпионами США. Были репрессированы активисты Еврейского антифашистского комитета (среди арестованных – жена В.М. Молотова П. Жемчужина). Бездарной и уничижительной критике властей были подвергнуты самые яркие из деятелей культуры: А.А. Ахматова, М.М. Зощенко, кинорежиссеры С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, композитор Д.Д. Шостакович. Десятилетие с 1954 по 1964 г. вошло в историю страны как время «оттепели». Смерть Сталина, устранение от власти Берии положило конец массовому террору в стране. Из лагерей и тюрем возвращались политические заключенные. Критика «культа личности Сталина» разбудила советское общество, порождала веру, надежду на изменение к лучшему. Изменения в общественной жизни дали мощный стимул к развитию культуры и искусства. Возник новый тип мировоззрения, новый тип человека – «шестидесятника» – романтика, которому не чужды принципиальность, готовность к социальной критике при беззаветной вере в идеалы ленинизма и революции молодого советского человека В СССР в 60-е гг. большое распространение среди молодежи получает бардовская песня. Авторские песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Галича и др. расходились по всей стране, часто в виде кустарных записей. Их распространению способствовало массовое обзаведение магнитофонами («магнитофонная революция»).1. С середины 50-х гг. более демократичным стало руководство культурой: публиковались ранее запрещенные стихи С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой, рассказы М. Зощенко.2. Начали издаваться 28 новых журналов, 7 альманахов, 4 литературно-художественные газеты, в которых печатались произведения на запретные ранее темы. Так, в журнале «Новый мир» вышла повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» о массовом терроре, сталинских лагерях.3. Руководство партии признавало свои ошибочные решения по некоторым вопросам. Так, были приняты постановления ЦК КПСС от 28 мая 1958 г. «Об исправлении ошибок в оценке опер „Богдан Хмельницкий“, „От всего сердца“» и др.4. Наряду с бардами молодежь 60-х гг. была охвачена поэзией молодых литераторов: Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского. Они снискали себе особенную популярность необычной для советской литературы манерой стихосложения. В частности, Евтушенко подражал поэтике В. Маяковского, Вознесенский писал в стиле западноевропейского авангарда.5. Во время Международного фестиваля молодежи и студентов 1957 г., состоявшегося в Москве, впервые выставили свои работы художники и скульпторы «абстрактного» направления (Э. Неизвестный). Вместе с тем руководством партии определялись границы десталинизации, продолжалось идеологическое давление в духе традиционной коммунистической пропаганды.1. Цензурный пресс не ослабевал, продолжал свое существование. Хрущев неоднократно сам пытался определить степень свободы писателей.2. Принципы советской литературы, а именно «партийность», которая должна «вдохновлять» писателя на творчество, были по-прежнему актуальны. Либерализация проходила в рамках коммунистической идеологии.3. Противоречия идейно-политической жизни ярко отразились на отношении власти к творчеству Б. Пастернака, (роман «Доктор Живаго»), М. Хуциева (фильм «Мне двадцать лет»), Э. Неизвестного и др. «Дело Пастернака» наглядно показало ограниченность хрущевской «оттепели». Б. Пастернака несправедливо исключили из Союза писателей СССР за то, что он напечатал за рубежом свой роман «Доктор Живаго». Чтобы избежать высылки из страны, ему пришлось отказаться от Нобелевской премии, которая была присуждена ему за это произведение. Не менее сложной была судьба выдающегося поэта И. Бродского, чья поэтическая деятельность была объявлена тунеядством. В результате Бродский был сослан, а важным следствием хрущевской оттепели стало пробуждение в СССР социальной критики, появление первых ростков гражданского общества. В 1960-е гг. заявляют о себе различные идейные течения, неформальные общественные объединения. Отсутствие правовой базы для деятельности подобных организаций, невозможность донести свои воззрения до широких масс населения обрекали зарождающиеся гражданские структуры на крайне сложное существование. Только очень сильные и принципиальные личности продолжали общественную деятельность, несмотря на противостояние административно-командного аппарата. Историю правозащитного движения принято отсчитывать со времени знаменитой демонстрации, которая произошла 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади в Москве. Участники демонстрации выступили в защиту прав человека в СССР. Кроме А.Д. Сахарова, в ней принимали участие такие видные диссиденты, как В. Буковский, Л. Богораз, Н. Горбаневская и др. В СССР развитие получает так называемое «диссидентское движение» (движение несогласных):1) одной из форм воздействия диссидентов на общество становится нелегальное издание общественно-политической литературы – «самиздата» (журналы «Вече», «Поиски», «Сигма» и др.). Группа генерала П. Григоренко в Москве в распространяемых листовках выставляла требования свободы слова, печати, освобождения политзаключенных, повышения зарплат, улучшения жилищных условий;2) донбасский инженер В. Клебанов стал инициатором создания первого в СССР независимого профсоюза. Возникали нелегальные правозащитные организации: Инициативная группа защиты прав человека (1969 г.), Комитет прав человека (1970 г.) и др. Видные деятели диссидентского движения:1) академик, один из ведущих физиков страны А.Д. Сахаров. Он не ограничивался бескомпромиссной социальной критикой, а выдвигал теорию «конвергенции» социалистического и капиталистического обществ в единое гармоничное сообщество;2) историк Р.А. Медведев и его многочисленные сторонники поддержали лозунги, которые выдвинули в 1968 г. чехословацкие коммунисты-реформаторы. Они призывали к демократическому «социализму с человеческим лицом»;3) писатель А.И. Солженицын был вынужден покинуть СССР. Он стал идейным лидером почвеннического направления в диссидентстве. Солженицын призывал вернуться к традициям дореволюционной России, видел возможность возрождения России в православии и элементах сословного строя;4) 1 августа 1975 г. СССР был подписан Заключительный акт международного Хельсинкского совещания, содержащий раздел, посвященный охране прав и свобод человека и гражданина. Советские правозащитники во главе с Ю. Орловым потребовали реализации положений данного документа в жизнь в СССР. В мае 1976 г. Ю. Орловым была создана общественная группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которая собирала материалы о нарушениях прав человека и направляла их правительствам стран – участниц соглашения. В СССР было развито также национальное диссидентское движение. В частности, движение за самоопределение в Литве, где оно объединилось вокруг католической церкви. На рубеже 1970-1980-х гг. КГБ СССР под руководством Ю. Андропова провело специальную акцию, которая была направлена на полную ликвидацию диссидентских и правозащитных организаций. Большая часть их активистов была арестована, а затем некоторые высланы из страны, а некоторые под видом сумасшедших помещены в психиатрические больницы.


21.01.2016; 21:18
хиты: 78
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь