Западная цивилизация – это цивилизация интенсивного развития. Для нее характерна идеология индивидуализма. Приоритет личности, её интересов безусловен. Важно, что общественное сознание воспринимает мир только в реальности, оно рационально, свободно от религиозной догматики в решении практических вопросов.
Несмотря на рационализм, общественное сознание ориентировано на христианские ценности как высшие и нормативные, как на идеал, к которому надо стремиться. Сфера безраздельного господства христианства – это общественная мораль.
То есть одним из главных и определяющих факторов формирования Западного общества является католическое христианство.
На идейной базе христианского критицизма возникла наука (в современном ее понимании), сначала, как методология познания божественного откровения, а в последующем, как изучение причинно-следственных связей материального мира.
Также необходимо отметить, что западный тип цивилизации характеризует европоцентризм. Запад считается центром и вершиной мира. Немецкий философ Гегель выдвинул тезис о Европе как завершении всемирной истории. В этом же ключе разрабатывался и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Классики марксизма сосредоточены на Европе, считая, что остальной мир обречен повторить то, что происходит здесь.
В целом, можно выделить 7 таких основных ценностей западного типа цивилизации (по М. Веберу):
1. динамизм, ориентация на новизну;
2. утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
3. индивидуализм, установка на автономию личности;
4. рациональность;
5. идеалы свободы, равенства, терпимости;
6. уважение к частной собственности;
7. предпочтение демократии всем другим формам государственного управления.
Западная цивилизация привнесла нечто новое:
наука и ее результаты в технике внутренне и внешне революционизировали мир, положив начало подлинно мировой, глобальной истории человечества;
в отличие от замкнутых континентов Китая и Индии, территория Запада чрезвычайна разнообразна, поэтому страны и народы Запада имеют своеобразный и разнообразный облик;
если Китай и Индия не знают политической свободы, Западу известна идея политической свободы и се реальность;
Запад познает рациональность: уже греческая рациональность отличается от восточного мышления последовательностью, позволившей развить математику, формальную логику, правовые основы государства;
западный человек осознал, что он есть начало и творец всего, он — «мера и ценность всех вещей», осознал некое абсолютное «Я»;
беспредельная динамика Запада вырастает из «исключений»; в этом — постоянное беспокойство, неудовлетворенность, стремление к постоянному развитию, обновлению если Восток — это состояние единения и отсутствие напряжения (от Византии до Китая), то Запад — это постоянное духовное и политическое напряжение, требующее растущей духовной энергии. Запад — это постоянная борьба между государством и церковью, христианством и культурой, между империей и отдельными народами, между католицизмом и протестантизмом, философией и теологией. Под сомнение ставится решительно все;
с самого начала западный мир развивался в рамках внутренней полярности Запада и Востока. Греки заложили основу Западной цивилизации, но сделали это так, что мир этот находится в размежевании с Востоком, отстраняется от Востока, но постоянно направляет свой взор на Восток.
Постоянные изменения человека на протяжении жизни одного поколения — особенность цивилизации этого типа. Опыт старшего поколения быстро устаревает и отвергается молодыми. Прошлое воспринимается как материал для извлечения уроков, общество ориентированно на движение в будущее.