Экономическая мысль средневековья имела существенную особенность. Эта особенность заключалась в том, что основным принципом построения средневековых экономических доктрин был принцип религиозно-этического подхода к экономическим явлениям.
Главной направленностью средневековых экономических доктрин было оправдание сословного характера феодального общества, концентрации власти (политической и экономической) в руках феодалов и недопущение утверждения зарождающихся рыночных экономических отношений.
Виднейшими представителями средневековой экономической мысли в Европе были лидеры ранней и поздней школ канонизма Августин Блаженный и Фома Аквинский
Главные труды Блаженного Августина - “О граде Божием” и “Исповедь”.
Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: “град
Земной”, то есть государственность, которая основана “на любви к себе,
доведенной до презрения к Богу”, и “град Божий” - духовная общность, которая
основана “на любви к Богу, доведенной до пре зрения к себе”.
Экономические воззрения Августина:
а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение
человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;
б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая
прибыль являются грехами;
в) “справедливая цена” есть цена товара, которая соответствует затра там на
его производство.
Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.
Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225 - 1274) - монах-доминиканец. С 1257
г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и
Неаполе.
В трактате “О правлении государей” излагает восходящие к Аристотелю
представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели
государственной власти, о моральном добре как середине между порочными
крайностями.
В своем основном произведении “Сумма теологии” дает оценку товарно-денежным
отношениям.
Ключевые догмы Фомы Аквината:
- деньги не могут порождать деньги;
- необходимо сословное деление общества;
- богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и
искусственное (золото и серебро);
признание необходимости частной собственности. “Справедливой ценой” Фома
Аквинат считал:
· цену, которая сообразна издержкам;
· цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.
Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма