пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

"Исламское государство" как новый вызов международной безопасности.

 

Изначально отряды ИГ, состоящие из различных суннитских повстанческих групп, являлись малозаметной частью «Аль-Каиды» и воевали в Ираке против американцев и шиитских ополченцев. Данная террористическая организация была образована в 2006 г., ее много раз переименовывали, в итоге она получила название «Исламское государство Ирака». Наивысшего расцвета группировка достигла в 2013 г., когда отсоединилась от Аль-Каиды и вмешалась в гражданскую войну в Сирии, где ей удалось захватить значительные территории. В это же время организация получила новое название «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Выступая против правительственных сил, исламисты увеличивали свою мощь и становились все более жестокими.

Известно, что большинство исламистских группировок считают, что настоящий ислам был лишь тогда, когда существовало государство, созданное пророком Мухаммедом. ИГИЛ не стало исключением и своей целью провозгласило создание халифата на территории Сирии и Ирака, а в перспективе пообещало создать исламское государство от Португалии до Китая.

Активизировав свою деятельность летом 2014 г., ИГИЛ осуществило ряд стремительных наступлений на севере Ирака, откуда выбило правительственные войска и захватило обширные территории. Уже 29 июня экстремисты объявили о том, что создают халифат, который простирается от сирийского города Алеппо до иракской провинции Дияла. «Лидером всех мусульман», так называемым последователем пророка Мухаммеда, своим халифом они объявили лидера группировки ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади. Он призвал мусульман к джихаду и разделил человечество на моджахедов и их противников, которые угнетают мусульман по всему миру.

Теперь группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» избавилась от географической привязанности в своем названии и провозгласила себя «Исламским государством», но, как известно, его не признала ни одна страна. В то же время, по одним оценкам, площадь подконтрольной «Исламскому государству» территории составляет приблизительно 40 тыс. кв. км (это больше территории, например, Бельгии). Другие утверждают, что влияние ИГ распространено на 90 тыс. кв. км [1], а Мэтью Олсен, директор Национального контртеррористического центра США, даже заявил, что территория, которую контролирует «Исламское государство», сопоставима по размеру с Великобританией [2].

Таким образом, мы можем наблюдать так называемое «второе рождение «Аль-Каиды», но ИГ уже превзошло последнюю как в военном, так и в финансовом плане. Данная террористическая группировка значительно опаснее, поскольку осуществляет свою экстремистскую деятельность непосредственно в центре Ближнего Востока рядом с огромными запасами нефти и газа.

Если говорить о финансировании джихадистов, то сначала они получали денежные средства от частных лиц или же правительства Кувейта, но затем, надеясь на свержение режима Башара Асада в Сирии, их стали активно поддерживать Катар и Саудовская Аравия. Кроме того, США также для борьбы с неугодным президентом Сирии оказывали исламистам экономическую, финансовую и военную помощь. Сейчас же боевики овладели профессией грабителей, они захватывают огромные средства путем ограбления банков. К тому же, ИГ торгует захваченной нефтью, зарабатывая на этом от 1 до 3 млн долларов в день [3]. По различным оценкам экспертов, бюджет организации составляет около 7 млрд долларов [4].

С кем же борется «Исламское государство»?

Во-первых, в Сирии исламисты противостоят одновременно и правительству Башара Асада, и его врагам, так называемой Свободной сирийской армии, чтобы умеренная оппозиция не претендовала на отвоеванные у правительства территории.

Во-вторых, «Исламское государство» захватило почти весь север Ирака вместе с нефтяными месторождениями. Здесь правительственные войска сдавались практически без боя, потому что на этих территориях проживают в основном мусульмане-сунниты, которые не довольны нынешним правительством, представленным в основном шиитами. Тем не менее, чем ближе ИГ подбирается к Багдаду, тем больше усиливается сопротивление, т.к. здесь проживают преимущественно шииты.

В-третьих, еще одним противником ИГ стали курды, в места компактного проживания которых экстремисты вторглись, осуществляя свою деятельность на северо-востоке Ирака.

В-четвертых, после того, как исламисты приблизились к Кербеле и Неджефу – священным для шиитов городам, иранские власти ввели на территорию Ирака оперативные части Корпуса стражей исламской революции.

Таким образом, экстремисты ненавидят как прозападную Свободную сирийскую армию и США, так и режим Башара Асада вместе с его иранскими союзниками.

Стоит сказать, что амбиции Абу Бакр аль-Багдади на одном Ираке и Сирии не заканчиваются. В его планах распространить влияние на Ливан и Иорданию. Также экспертами отмечается, что заявления ИГ являются откровенно ваххабитскими, что ставит под угрозу и Саудовскую Аравию [5]. Дело в том, что королевская семья Саудитов покровительствует ваххабитскому течению в исламе, но, тем не менее, является вестернизированной, поэтому есть опасения, что радикальная молодежь воспримет проповеди ислама именно со стороны «Исламского государства».

Боевики террористической группировки заявили даже о том, что собираются освободить Кавказ и Чечню. Они опубликовывали видеозапись с обращением к Владимиру Путину, называя его союзником Башара Асада и угрожая начать войну на Северном Кавказе [6].

Также экстремисты «Исламского государства» все ближе подбираются к Турции. Уже на протяжении нескольких месяцев члены группировки осаждают сирийский город Кобани, находящийся в непосредственной близости от турецких границ.

Недооценивать «Исламское государство» не стоит, ведь главная опасность состоит в том, что сама по себе идея халифата считается весьма привлекательной среди мусульман. Иностранные джихадисты, как арабы, так и европейцы, американцы, австралийцы, составляют большую часть участвующих в сирийском конфликте. Это так называемое наступление «братьев по вере» вдохновило многих исламских радикалов, поэтому террористы способны развязать джихад по всей Европе.

«Исламское государство» уже признано самой опасной международной террористической организацией, с которой мир раньше не сталкивался. Помимо привлекательной идеологии, которая соединяется с военным мастерством, радикалы ИГ, как уже было сказано раннее, располагают значительными финансовыми средствами, которые помогают им вербовать сторонников и одерживать все новые и новые победы.

Таким образом, экстремистская деятельность «Исламского государства» способна вызвать дестабилизационные процессы, которые могут размыть государственные границы и международное право в целом, что в итоге чревато трансформацией всей системы международных отношений.

Следует отметить, что первое время ИГ не привлекало особого внимания западной общественности. Ситуация изменилась после того, как боевики вторглись в Ирак и предприняли попытки захватить территорию курдов, союзников США на Ближнем Востоке. Тогда американские военно-воздушные силы предприняли ряд авиаударов по экстремисткой группировке. В ответ боевики публично казнили нескольких западных журналистов, требуя от Барака Обамы не вмешиваться в их кампании по захвату Ирака и Сирии.

Такая стремительная активность «Исламского государства» и растущее число его сторонников вызвали тревогу и обеспокоенность мирового сообщества. На саммите НАТО в Уэльсе, который состоялся 4-5 сентября 2014 г., госсекретарь США Джон Керри заявил о том, что Вашингтон создает международную коалицию для противостояния радикалам «Исламского государства». Первыми к ней присоединились десять арабских государств.

Изначально авианалеты выполнялись только Соединенными Штатами и против боевиков, находящихся на территории Ирака, однако уже в ночь с 22 на 23 сентября при поддержке пяти арабских стран – Бахрейна, Иордании, Саудовской Аравии, Катара и Объединенных Арабских Эмиратов – ВВС США нанесли мощнейший удар по позициям «Исламского государства» в Сирии. Все эти действия производились как без резолюции Совета Безопасности ООН, так и без согласия Дамаска [7].

В данный момент коалиция по борьбе с «Исламским Государством» продолжает расширяться. В нее уже входят более 40 государств, а самолеты и истребители США, Великобритании, Австралии, Франции, Бельгии, Нидерландов, Дании и Канады продолжают осуществлять воздушные ракетно-бомбовые удары по позициям боевиков ИГ в Ираке, а США еще и в Сирии.

Однако, в основном, действия США и возглавляемой ими коалиции не привели к серьезному перелому в войне. Можно говорить лишь о некоторой «стабилизации» ситуации, если это слово в принципе применимо к Ближневосточному региону.

Существует как минимум три возможных варианта развития данной международной проблемы.

Первый вариант – наиболее оптимистический. Он заключается в том, что во имя победы над «Исламским государством» большинство стран мира будут действовать совместными усилиями и пойдут на некоторые уступки, жертвуя своими политическими амбициями. Не исключен вариант, что западные страны будут активно сотрудничать с иракским правительством и все же заключат соглашение с Сирией ради борьбы с общим и мощным противником. Ведь очевидно, что сама возможность активизации и укрепления позиций «Исламского государства» возникала именно из-за хрупкой внутренней ситуации в Ираке и нерешенного сирийского конфликта. Поэтому, если страны Запада изменят свою политику, станут поддерживать Багдад и Дамаск, которые ведут войну с отрядами ИГ на земле, то данную проблему можно будет решить быстрее.

Тем не менее, не все так просто. Несмотря на то, что, по идее, интересы Сирии и коалиции в подавлении «Исламского государства» совпадают, США и их союзники все равно продолжают рассматривать режим Башара Асада как неприемлемый. Пока нет никаких признаков того, что они готовы принять сирийского правителя в качестве партнера по борьбе с боевиками этой группировки. Более того, некоторые государства, в частности Россия и Иран, ставят под сомнение решимость США в деле ликвидации ИГ, в отличие от того, что они явно заинтересованы в свержении режима Башара Асада и в отрыве Ирака от Ирана.

Исходя из этого, маловероятно, что ситуация будет развиваться по оптимистическому сценарию. Поэтому, как противовес первому, следует рассмотреть второй вариант развития событий – пессимистический. Не исключено, что под предлогом борьбы с исламистами Соединенные Штаты, помимо ударов по позициям боевиков, нанесут удары по сирийским правительственным войскам и тем самым попытаются взять Дамаск. Американцы всерьез с исламистами воевать не станут, а лишь несколько ослабят их позиции. Переключив внимание мирового сообщества на борьбу с «Исламским государством», они подготовят свержение президента Сирии Башара Асада и будут продвигать в Ираке режим, враждебный Ирану.

Впрочем, наиболее вероятным является третий сценарий развития этой международной проблемы, который предполагает, что военная кампания по уничтожению «Исламского государства» обещает быть длительной. США продолжат предпринимать дипломатические усилия по расширению коалиции и осуществлять ракетно-бомбовые удары по территориям Сирии и Ирака.

Безусловно, Соединенные Штаты прекрасно понимают, что одними только воздушными ударами победить боевиков невозможно, но, тем не менее, американские военные принимать участия в наземных операциях против исламистов не станут. Вашингтон будет исходить из того, что другие осуществляют функции сухопутных сил, поэтому продолжит поддерживать иракскую армию, курдские отряды и сирийскую оппозицию в виде военной и финансовой помощи, поставок оружия, снабжения обмундированием и т.д. Таким образом, американцы постараются сделать их боеспособными, чтобы те добили джихадистов после авиаударов коалиции.

Что же касается самого «Исламского государства», то оно уже почти достигло границ своего влияния. Для войны на несколько фронтов у экстремистов просто-напросто не хватит сил. Поэтому этой группировке придется довольствоваться контролем лишь над уже захваченными раннее территориями Ирака и Сирии. Другими словами, «Исламское государство» распространять свое влияние дальше не будет, оно останется очень нестабильным псевдогосударственным образованием, так называемым квазигосударством, и будет раздираться внутренними противоречиями.

В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что события, которые происходят в наши дни, могут надолго определить судьбу не только жителей соседних с «Исламским государством» стран, но и судьбу региона, и даже всего мира. Каждый день гибнут ни в чем неповинные люди, поэтому, безусловно, решение этой международной проблемы не терпит отлагательств, и чем быстрее это будет осознано, тем меньше будет жертв.


21.06.2017; 04:00
хиты: 74
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
новая история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь