пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Теория региональных комплексов безопасности: основные положения, возможность применения к конкретным регионам, критика теории.

Еще в конце 1980-х годов исследователи отметили тенденцию к проявле­нию в рамках региональных пространств таких проблем безопасности и связан­ных с ними политико-экономических процессов, которые вели к формированию «региональных комплексов безопасности», т.е. групп государств, чьи первичные интересы безопасности тесно связаны друг с другом в настолько значительной степени, что их национальная безопасность не может рассматриваться в отрыве друг от друга.

Результатом исследования регионального измерения проблем безо­пасности стала общая концепция региональных комплексов безопасности, наце­ленная на то, чтобы объединить достоинства неореалистического, глобального и постмодернистского направлений в международных отношениях и вместе с тем предложить достаточно операциональную теорию регионального уровня.

После окончания холодной войны процессы регионального уровня прояв­ляются гораздо более отчетливо, что дает достаточные основания для их само­стоятельного теоретического анализа на новой стадии обобщения. Причинами усиления региональной динамики конфликтности или сотрудничества стали:

1)                снижение вмешательства глобальных держав в процессы, протекающие в других частях мира;

2)                переход многих великих держав в «легковесную» категорию, что озна­чало существенное ограничение их намерений быть вовлеченными во внешние военные конфликты.

Как уже отмечалось, процессы глобального и регионального уровней ста­ли разделяться исследователями за счет определения различных категорий ведущих акторов, доминирующих на том или ином уровне (сверхдержавы, государства-доминанты, великие державы, государства-лидеры, региональ­ные державы, государства первого и второго и других эшелонов), и механиз­мов их взаимодействия, а также путем анализа региональной динамики про­блем безопасности в рамках региональных комплексов.

Великие державы (в другой терминологии — государства-лидеры), в от­личие от сверхдержав и/или государств-доминантов, не обязательно обладают исключительными возможностями во всех сферах международной деятель­ности, однако их отличает то, что их экономические, военные и политиче­ские возможности вполне достаточны для того, чтобы в краткосрочной или среднесрочной перспективе попытаться претендовать на статус супердержавы/ государства-доминанта или пытаться форматировать или переформатировать мировой порядок.

Великие державы активно вовлечены в процесс формули­рования повестки дня безопасности и могут действовать в нескольких регио­нах мира, при этом являясь региональными лидерами по крайней мере в одном регионе, т.е. они активно участвуют в форматировании макрорегионального уровня. Различие терминологии связано с различным пониманием и различ­ными градациями этой категории у разных исследователей в разных странах государства, который используется некоторыми российскими исследователями по аналогии с англоязычным термином «the great powers», употребляемым американцами и англичанами, которые, в свою очередь, выделяют «the great powers» —«старые великие державы, т.е. страны Запада (США, Францию, Германию, Японию, Великобританию), и «aspiring powers» — новые «великие» («поднимающиеся») державы, стремящиеся изменить статус-кво в международной системе (Китай, Россию, Индию, Иран, Бразилию). Подъем великих держав (иногда также ис­пользуется термин «великие региональные державы», «новые великие держа­вы» или «сверхкрупные страны»/«новые сверхкрупные индустриальные держа­вы») происходит либо за счет того, что какие-то страны в силу определенных политических и экономических причин повышают свой статус в международ­ной иерархии, либо за счет упадка бывших сверхдержав.

Региональные державы обладают значительными возможностями дей­ствовать в пределах своих регионов, определяют параметры региональной по­лярности, однако, как правило, не выходят на глобальный уровень и не могут успешно действовать в нескольких регионах, хотя иногда пытаются, даже до­вольно успешно, это делать (к примеру, война Великобритании с Аргентиной за Фолклендские острова).

Таким образом, становится ясна взаимосвязь и иерархия понятий «регио­нальный комплекс безопасности», «региональный комплекс», «региональная подсистема», «региональный порядок», «регион».

Понятие регионального комплекса в его экономической ипостаси обозначается разными этапами/ формами «зрелости» региональной интеграции (зоны свободной торговли, та­моженный союз, платежный союз, общий рынок, экономический и валютный союз, военно-политический и экономический союз), а в ипостаси безопас­ности связано с понятием регионального комплекса безопасности.

Понятие региональной подсистемы шире понятия регионального комплекса, одновре­менно оно является «плоскостным» понятием, а региональный комплекс — «объемным» (т.е. оно уже, но комплексно и многомерно). Понятие регио­нальной подсистемы акцентирует внимание прежде всего на макрорегионе как субъекте международных отношений вообще, а региональный комплекс может являться асимметричной частью, центром (стержнем) региональной подсистемы, а может полностью совпадать с ней. При этом для всех понятий базовым для выделения является понятие «регион».

Региональный комплекс — группа государств, обладающая достаточно высокой степенью функциональной и географической комплексной взаимо­зависимости, отграничивающей ее от других регионов и определяющей тип регионального комплекса. Иными словами, региональный комплекс — это мно­гомерный сегмент международного пространства регионального уровня, вы­деляемый на основе существования относительно устойчивой системы регио­нальных взаимосвязей и взаимозависимостей структурно-пространственного характера разного типа (политических, экономических, культурно-исторических) и разной степени интенсивности, позволяющих отграничить его от среды или выступить подсистемным объединением различной степени цельности по отношению к международной среде.

Понятие регионального комплекса аналитически уже, чем понятие регио­нальной подсистемы, с другой стороны, может рассматриваться как элемент региональной подсистемы.

Региональный порядок — это способ организации внутренней структуры региональной подсистемы или регионального комплекса.

Великие державы (государства-лидеры) и особенно глобальные державы (супердержавы и государства-доминанты) обладают существенными возмож­ностями оказывать влияние на ситуацию в региональных комплексах и даже в предельном выражении определять динамику их безопасности, подменяя региональные и локальные процессы (к примеру, в период холодной войны). С другой стороны, существуют также «буферные» пространства, которые «изо­лируют» динамику процессов, происходящих в сопредельных региональных комплексах.

 

 


19.05.2017; 00:05
хиты: 139
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
всемирная история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь