пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Формы соц-ой организации в догосударственном об-ве. Общество: понятие и признаки

Вариант 1.

2 этапа в развитии человеческого общества: 1) общество без гос-ва (догос-ное общество) и 2) общество с гос-вом (гос-но организованное общество). Первобытный человек не мог выжить в одиночку.

Первая форма объединения с другими людьми -первобытное стадо, насчитывающее от 20 до 40 человек, ранняя и наименее развитая форма социальной жизни. Это объединение представляло собой праобщество, т.е. предобщество или «естественное» общество, т.к. вышло из стада человекообразных животных, было частью природы, приспосабливалось к ней, в поисках пищи, кочевало по территории. Первобытное стадо - замкнутая и самодостаточная социальная группа в которой удовлетворялись все личные и общественные потребности, а половые связи между мужчинами и женщинами осуществлялись внутри стада, т.е. господствовал промискуитет. Один человек одновременного выполнял несколько функций. Существовало естественное разделение труда между мужчинами и женщинами, стариками и детьми. Неразвитые орудия труда и низкие производительные способности людей обусловили необходимость объединения для выживания и присваивающую форму хозяйства. Первобытное стадо представляло собой одновременно биологическую и хозяйственную общность, в которой все ее члены были равны в своих правах и обязанностях. Социального неравенства не было, а различия между сородичами носили естественный характер и были связаны с полом или возрастом. Занимались первобытные люди собирательством, охотой и рыболовством. Совместный труд вносил в стадо элементы производственной организации, устойчивости и сплоченности первобытной формы общности, делая стада более замкнутыми. Управление коллективами осуществлялось совместно взрослым населением, но важные решения принимались старыми и авторитетными сородичами. Во главе стада стоял вождь (вожак). Обычно он был искусным охотником, сильным и умелым воином. Эти качества позволяли выживать первобытному стаду. Более высокой формой социальной организации людей была родовая община. Род возник, когда люди научились выращивать растительную пищу, приручать диких животных, обладавших полезными для человека качествами, и создавать орудия труда. Родовая община - социальная группа, члены которой связаны кровным родством. В основе жизнедеятельности родовой общины лежит производство, а взаимоотношения между людьми регулировались определенными правилами. Развитие производительных сил, вызванное, неблагоприятным изменением климата, исчезновением растений и животных, которыми питался человек, привело к возникновению новых видов деятельности, с помощью которых человек мог бы выжить в условиях экологического кризиса. Произошло общественное разделение труда, начинают выделяться земледелие, скотоводство, ремесло, торговля и возникает обмен результатами деятельности. Произошел переход от присваивающей формы хозяйства к производящей. Последствия этого перехода состояли в том, что человек от начала и до конца сам создавал орудие производства, и орудия труда стали переходить в индивидуальную собственность конкретного лица. Появляются орудия, позволяющие их владельцу независимо от коллектива добывать пищу. Это приводит к запрету браков внутри рода (экзогамия) и возможности выделения из рода самостоятельных семей. Управление родовой общиной осуществлялось старейшиной (он избирался всеми членами рода) и советом (состоял из опытных старейших членов рода). На время войн избирались вожди из членов рода. Более сложной формой социальной организации, чем родовая община, были племена и союзы племен.

 Племя -объединение нескольких родов, связанных кровнородственными отношениями и общей территорией. В основе племени лежит кровное родство и территориальные связи. Совместное освоение территории и потребность в ее защите заставляли роды объединяться. Роды, входившие в племя, сохраняют свою хозяйственную самостоятельность, но некоторые виды деятельности, которые имеют значение для всего племени, переходят в ведение органов управления племени: совета племени, в котором принимают участие все члены племени; совета старейшин и вождя, избираемого на период войны. Объединение нескольких племен для решения какой-либо задачи представляет собой племенной союз.

 Племенные союзы возникали для отражения агрессии или для захвата новых территорий. Распространение (бронзовых, а затем и железных) металлических орудий труда позволило производить больше продуктов меньшим количеством людей. Из родовой общины выделяются малые семьи, способные себя прокормить самостоятельно. Поэтому союз племен представлял уже объединение разных родов, племен, индивидуальных семей, расселившихся на одной территории. Происходит имущественное расслоение среди общинников, появляются более состоятельные семьи и бедные. Родоплеменная организация, основанная на кровном родстве ее членов, равенстве их прав и обязанностей, уже не в состоянии обеспечить целостность племенного союза старыми средствами. Участниками племенного союза являются соседи, а не прямые родственники. Эти соседи не равны.

Возникает потребность в более эффективном механизме, который бы смог примирять различающиеся и противоположные интересы. Им стало государство. В рамках государства возникли такие социальные группы, как классы, сословия, народ и нация. В основе управления лежит власть. Социальная, или общественная власть - способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение людей с помощью различных средств: принуждения, авторитета, права, морали, богатства, знания и т.д. Власть выступает как отношения «господства и подчинения», «руководства и подчинения», складывающиеся между «субъектом власти» и «объектом власти», которые придают действиям людей целесообразность, упорядоченность, обеспечивают подчинение индивидуальной воли общей цели. Власть -средство согласования разнородных интересов и формирования на их базе общезначимого интереса, составляющего основу целостности общества, выступающего фактором его развития.

 

Вариант 2. Исходя из смыслового содержания, понятие общества имеет тройственный характер:
= определенная группа людей, объединившихся для общения и совместной деятельности;
= определенный этап исторического развития;
= население конкретной страны.
Элементами-признаками общества являются:
а) обособившиеся от природы индивиды, наделенные волей и сознанием;
б) постоянные интересы, связывающие всех членов общества;
в) совместное удовлетворение интересов (потребностей) чле­нов общества и понимание последними необходимости взаимодействия друг с другом;
г) регулирование поведения членов общества через установ­ление самим обществом общеобязательных для всех его членов правил поведения;
д) наличие организованной силы (власти) , способной обес­печить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.
Таким образом, общество — это обособившаяся от природы часть матери­ального мира, состоящая из индивидов, осознающих необходи­мость взаимодействия между собой, имеющих постоянные общие потребности и интересы, которые могут быть удовлетво­рены их совместными усилиями.
Первым пе­риодом истории человеческого общества была эпоха первобыт­нообщинного строя. Орудия труда были тогда несовершенны (палка, топор) , а производительность труда — низкой, не всегда соответствующей даже минимальному «прожиточному уровню» первобытного человека. Для обеспечения своего су­ществования люди должны были объединять как средства производства, так и свои усилия и труд. Поэтому все члены общества в одинаковой мере трудились, а производимое ими распреде­лялось поровну. Основной ячейкой первобытного общества был род.

Общество — объединение людей, имеющих закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и общую законодательную систему, а также общие социальные нормы, правила поведения, позволяющие в комплексе его членам создавать социокультурную идентичность и ощущение принадлежности к единому целому.

№34

19.01.2016; 01:54
хиты: 91
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь