пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Хар-ка экономической основы первобытного общ-ва.

В истории человеческого общ-ва первобытное общ-во занимает довольно значительный отрезок времени – несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов: первобытное общ-во проходит два этапа или периода: 1 период присваивающей экономики, 2 период производящей экономики. До своего разложения первобытное общ-во просуществовало несколько тысячелетий, но находилось на довольно низком уровне развития, экономика этого периода – присваивающая.

Первобытнообщинный строй – древний тип коллективного или кооперативного производства. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей. Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда, а также добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.п.) принадлежало всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», не результатом какого-либо обобществления, а естественным состоянием первоначально возникшей коллективности. Формой социальной организации в период после первобытного стада был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства (происходящие от одного прародителя), но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства. В эпохи бронзового и железного веков изменились производственные отношения – коллективное присвоение продуктов природы переросло в коллективное присвоение продуктов труда, а общее владение орудиями труда и продуктами потребления трансформировалось в общинную собственность.

Находясь в зависимости от природы, люди должны были действовать сообща – это определяло соответствующую организацию - род, родовая община. Но род это не просто семья – это семейно - производственный союз людей на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и соц-ом равенстве. Что бы выжить люди должны были сообща трудиться, производить для жизни необходимые материальные блага. Что определяло совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ. Родовая община являлась формой организаций человеческого общ-ва.   Вместе  с  человеческим  обществом  возникает  социальная  власть  как  его  неотъемлемый  и  необходимый  элемент.  Она  придает  обществу  целостность,  управляемость,  служит  важнейшим  фактором  организованности  и  порядка.  Соц  власть – это  систематизирующий  элемент,  обеспечивающий  обществу  жизнеспособность.  Под  воздействием  власти  общ-е  отношения  становятся  целенаправленными,  приобретают  характер  управляемых  и  контролируемых  связей,  а  совместная  жизнь  людей  становится  организованной.  Таким  образом,  социальная  власть  есть  организованная  сила,  обеспечивающая  способность  той  или  иной  социальной  общности,  властвующего  субъекта – рода,  группы,  класса,  народа – подчинять  своей  воле  подвластных  людей  используя  различные  методы,  в  т.ч.  метод  принуждения. Социальная власть в догосударственном обществе существовала в форме потестарной власти (носила анонимный характер), т.е. осуществлялась всеми главами рода без создания специальных органов. Яркий пример, это военная демократия - выборный вождь, избирает его совет племенных вождей, помимо этого существует народное собрание, в котором участвует всё население. Постепенно всё учащающиеся и усложняющиеся военные действия увеличивают роль вождя, а совет вождей, который ранее избирал вождя, оттесняется на второй план, на первый выдвигается дружина вождя, но ещё продолжает существовать народное собрание. С течением времени вождь трансформируется в правителя, а его приближённые в советников и наместников. Дружина превращается в войско. Таким образом появляется публичная власть (не совпадающая с населением) располагающая аппаратом управления (бюрократия) и принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т.д).

 В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течении длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения, т.е. служили регулятором общественных отношений. Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов. Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем: 1 они исходили от рода и выражали его волю и интересы; 2 они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев, не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени; 3 в то время не было никакого различия между правами и обязанностями членов родового общества: права воспринималось как обязанность, а обязанность как право.    Следовательно, общественная власть и нормы поведения в эпоху догосударственного общества соответствовали уровню его экономического, социального, интеллектуального. культурного и духовного развития, зрелости самого человека.  Содержание  социальных  норм  было  направлено  на  обеспечение  присваивающей  экономики  и  воспроизводство  членов  рода  в  природной  среде.  Существовали  три  способа  регулирования:  запреты  (различные  табу  с  элементами  религиозного  страха),  дозволения  (разрешения)  и  обязывание  (охота,  приготовление  пищи,  изготовление  орудий  труда).  Все  эти  способы  были  направлены  на  эффективное  обеспечение  присвоения  первоб. общиной  готовых  предметов  природы  и  приспособление  их  для  своих  нужд.  Эти  нормы  находили  свое  выражение  в  мифах,  традициях,  обычаях,  ритуалах  и  др.,  обращенных  к  опыту  предков  формах.  Специфичность  этих  социальных  норм  заключалась  в  том,  что  в  них  не  делалось  различия  между  правами  и  обязанностями  членов  рода  (социальное  равенство)  и  в  обычаях  не  было  видового  различия  нравственных,  традиционных,  правовых  и  религиозных  норм,  обычаи  носили  нерасчлененный  характер  (мононормы).

2  «Неолитическая  революция»

1ое разложение первобытнообщинного строя и возникновение Г, современной наукой связывается с неолитической револ-ей, которая началась 10 тыс лет тому назад в эпоху позднего неолита нового каменного века и продолжалась несколько тысячелетий. Примерно до 4 – 3тысячелетия до н.э. т.е. до появления первого Г. Главное что характеризует неолитическую революцию – это переход человечества от присваивающей экономики к экономике производящей, от охоты, рыболовства и собирательства к устойчивым формам скотоводства и земледелия. Чем был вызван переход от присваивающей экономике к экономике производящей совр-ая наука однозначного ответа не дает. Одни исследователи полагают что он был вызван экологической катастрофой которая привела к изменению климата нак земле и к исчезновению мегафауны (мамонты, пещерные медведи, носороги и др). Другие связывают этот переход с увеличением народонаселения и сокращением в связи с этим тех продуктов, которые человеку давала природа. Третьи ученые объяснят этот переход случайными факторами. Четвертые связывают этот переход с развитием интеллекта, умственных способностей человека. Независимо от того по каким причинам произошел переход от присваивающей экономики к производящей, он сыграл решающую роль в разложении первобытнообщинного строя. Второе что является общим: переход к производящей экономики сопровождался крупными общественными расделениями труда. Которые пришли на смену естественному разделению труда господствовавшего в период присваивающей экономики. Обычно выделяют три крупных общ-ых разделения труда.

В  итоге  можно  сделать  следующий  вывод,  что неолитич револ - это  революционный  переход  от  присваивающего  хозяйства  к  производящему (от  присваивающей  к  производящей  экономике).  В  ее  основе  лежало  три  общественных  разделения  труда: 1) отделение  скотоводства  от  земледелия (появились  первые  излишки  продуктов  жизнеобеспечения);  2) отделение  ремесла  от  земледелия  и  скотоводства  (повысилась  ценность  рабочей  силы,  которая  стала  производить  большее  количество  продуктов,  чем  это  необходимо);  3) развитие  обмена,  появление  рынка  и  купцов  как  отдельного  социального  слоя  (купец – посредник  между  производством  и  потреблением.  Появление  частной  собственности).  Неолитич.  револ.  привела  к  расслоению  общества  на  классы,  к  новой  форме  социальной  организации  и  управления,  что  и  дало  толчок  к  формированию  государства  и  проявлению  публичной  власти.

 

№14


19.01.2016; 01:54
хиты: 100
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь