Мифы древних народов:
Гражданско-правовые концепции Нового времени и начала ХХ в.
Возрождение и Реформация
Ее рождение связано с именем выдающегося мыслителя Возрождения, итальянского философа и государственного деятеля Никколо Макиавелли.
С идеями крупнейшего представителя Реформации немецкого теолога Мартина Лютера связано появление третьей ветви Христианства – Протестантизма.
Просвещения являются Вольтер, Шарль Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо. Основным лейтмотивом их работ выступают проблемы свободы человека в разных формах ее выражения и, прежде всего, свобода совести и свобода слова. Просветители стремились выработать идеологические и институциональные способы реализации свободы человека. В частности, Монтескье развил и обосновал концепцию разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, уравновешивающие друг друга, отстаивал идеи верховенства закона и заложил основы процессуального законодательства. Руссо в своей концепции общественного договора, поставил вопросы «суверенитета народа» и «общей воли», в качестве основополагающих принципов республиканского строя и демократии, наряду со свободой и равенством.
Идеи Просвещения способствовали формированию революционного сознания во Франции. Один из первых документов Великой французской революции - Декларация прав человека и гражданина (1789) - провозглашал право человека на свободу, собственность и на сопротивление насилию.
Современные политические теории
Бихевиорализм — политическая теория, изучающая политику через поведение актеров (действующих лиц), многое взявшее из психологической теории бихевиоризма.
«Поведение» — ключевой элемент бихевиорализма. Оно и предопределяет то, что именно является сущностью социальной системы. Оно же становится основным элементом анализа в политической науке. Изучать поведение — это значит выяснить, что же в действительности происходит в рамках права и политических идеологий. Поведение включает в себя подход к чему-либо, равно как и действия. Оно рассматривается бихевиоралистами как более фундаментальная категория, по сравнению с правилами и нормами, поскольку имеет отношение к живой политике.
Впервые бихевиорализм к политической науке попытались применить в 20—30 гг. XX века группа ученых Чикагского университета во главе с Чарльзом Мерриамом. Эстафету подхватил его учение Гарольд Лассулл, внесший очень большой вклад в разработку этого подхода к политической теории. В 1950-х — начале 1960-х гг. бихевиоралистский подход занял доминирующие позиции в политической науке.
Институционализм рассматривают и как политическую теорию, и как метод исследования политических институтов, являющихся центральной проблемой политической науки. Институциональный подход использует три основных метода исследования: описательно-индуктивный; формально-легальный и историко-компаративистский.
Отличительной чертой описательно-индуктивного подхода является наблюдение. С точки зрения представителей этого подхода, политические институты являются реальными и это их главное достоинство. Они вполне конкретны, за ними можно наблюдать, можно изучить, как они функционируют. Иными словами, нет ничего более естественного, чем обращение к их конкретике, к самому факту их существования, характеру его действий и способу осуществления власти. Именно так об этом методе исследования писал, например, Дэвид Истон.
Формально-легальный подход включает в себя два направления. С одной стороны, он предполагает исследование публичного права, отсюда термин — легальный. С другой стороны, он занимается изучением официальных правительственных организаций, отсюда определение формальный. На практике оба направления тесно переплетены между собой. Представители этого подхода, главным образом, занимаются изучением конституций. Яркий представитель данного подхода – Морис Дюверже.
Историко-компаративистский подход сочетает в себе исторический взгляд на изучаемые феномены с методом их сравнительного исследования. Иными словами, речь не идет об изучении институтов в каждой из стран последовательно, а в сравнении институтов разных стран, минуя границы. Одним из лучших примеров такого подхода является Герман Файнер.
Таким образом, институционализм включает: изучение правил, процедур и формальных организаций правительства, которые играют роль инструментов для юриста и историка, позволяющие им объяснить ограничения как политического поведения, так и эффективности демократии, а также выражает поддержку либеральной демократии.
Либертаризм — течение в современном либерализме, которое делает акцент на правах и свободах индивида, формирующихся под влиянием общины, а государству при этом отводится минимальная роль. Либертаризм из всех современных идейных течений, пожалуй, ближе всего подходит к анархизму. Он видит в государстве источник подавления свободы человека, нарушения его прав, искажения свободы рынка. Все либертаристское движение можно разделить на две большие группы: либертаристов-прагматиков и принципиальных либертаристов.
Коммунитаризм (от community - сообщество) - идеология, ориентированная на доминирование в обществе коллективистских ценностей и выдвигающая в качестве системообразующего понятия «сообщество»; социально-политическое движение, отстаивающее интересы сообществ в их отношениях с государством и бизнесом.
«Новые левые» - общее наименование идейных течений и политико-культурных движений, получивших в 1950-1960-е гг. распространение в западном мире. Их объединила критика современной буржуазной цивилизации, советского социализма и марксизма с леворадикально-романтических позиций.
«Новые правые» - политико-культурное течение консервативной направленности, возникшее в странах Западной Европы и США в конце 1970-х гг. Они выступали с критикой современного капиталистического общества, призывая ограничить вмешательство государства в экономику, засилье профсоюзов, предлагая вернуться практически и традиционным ценностям.
1.4.2. Современные политологические школы
выделялись германская, французская, английская и итальянская. Американские политологи для завершения образования ездили в европейские университеты.
В настоящее время развитие политической науки в Европе координирует Европейский консорциум политических исследований (ЕКПИ, ECPR), созданный в 1970 г.
В настоящее время в мире имеются две тесно взаимодействующие между собой политологические школы: американская, европейская и несколько формирующихся национальных школ, к числу которых можно отнести и российскую.
Британскую школу политической науки отличает приверженность своим политическим традициям; парламентской форме правления; исследованиям бипартийных систем; апологетике (восхвалению) и критике колониализма Британской имперской системы; стратегии морской силы в отличие силы сухопутной, а также культурная и научная близость к американской школе.
Становление французской школы политологии происходило на фоне всемирного противостояния французской и британской колониальных империй; борьбы за лидерство и геополитическое пространство между Францией и Германией на европейском континенте. В отличие от британских и американских ученых французские политологи не были строгими приверженцами морских стратегий и тяготели к стратегиям континентальным. Они уделяли много внимания исследованию государства и его институтов, нарождавшихся политических партий, расширения участия граждан в избирательном процессе и вообще в политической жизни.
Немецкая школа политологии становилась в условиях быстрого роста экономического и военного могущества Германии, роста уровня жизни и политического участия граждан в условиях ограниченной демократии, функционирования бюрократического государства и олигархических партий. Сильной стороной германской политической науки было и остается всестороннее исследование государства, роли в обществе его институтов, в том числе бюрократии, а также геополитические исследования.
Итальянскую школу политологии отличало, с одной стороны, углубленный интерес к укреплению национального государства и к повышению его международного статуса; с другой – исследования причин неравенства классов и элитарного характера правящей верхушки.
Американская школа политической науки проявляет повышенный интерес к исследованиям государства и его усложняющихся функций; политических партий, групп давления; участия граждан в политике в условиях демократической республики; прикладного характера. Ее становление происходило в условиях определенной международной самоизоляции, отказа от борьбы за создание колониальной империи, демократизации общества, расширения и углубления политического процесса.