В 1054 г. произошел разрыв между папством и восточной церковью, положивший начало раздельному существованию двух церквей-римско-католической и православной. Во многом противостояние восточной и западной церквей определялось как различными представлениями о взаимоотношениях светской и духовной власти, так и соперничеством римского папы и константинопольского патриарха, накопились значительные различия в толковании христианского вероучения.Несмотря на углубление теологических расхождений, современники не воспринимали раскол 1054 г. как окончательный, он стал реальностью лишь после разгрома крестоносцами Константинополя в 1204 г.В конце 50-х гг. XI в. в кругах римских реформаторов зарождается идея более глубокого обновления церкви и прежде всего освобождения ее от власти светских правителей.Борьба против светской инвеституры началась в 1076 г. в понтификат Григория VII (1073—1085)-«грегорианская реформа». Ее принципы отстаивали и преемники Григория, было запрещено «право частной церкви».Итогом «грегорианской реформы» стало ослабление зависимости церкви от светских сеньоров и ее консолидация в вертикальную иерархическую структуру во главе с римским папой, назначавшим архиепископов. Вскоре папство запретило монархам взимать и налоги с церкви, рассматриваемой теперь как государство в государствах и обязанной отныне вносить ежегодный налог папе-аннату и другие отчисления.
В XII—XIII вв. папство находилось в зените своего могущества. Оно сумело организовать крестоносное движение, добилось от многих европейских монархов принесения вассальной присяги, уплаты регулярной подати, вмешивалось во внутренние дела христианских государств. Канонисты (грегорианцы) разработалитеорию о непогрешимости пап. В XIII в. теологи разработали учение о «сокровищнице церкви»-запасе благодати, накопленном благодаря усилиям святых и мучеников. Папа и иерархи церкви, принимающие от него свою власть, могут распоряжаться этой благодатью и выдавать индульгенцию за деньги или различные услуги всем мирянам.
Папство в борьбе с ересями не ограничилось карательными мерами, папа ИннокентийIII и его преемники утвердили создание нищенствующих орденов, первыми из которых явились доминиканцы и францисканцы, появившиеся в начале XIII в.В основе организации нищенствующих орденов лежало представление об апостольской жизни, проповеднической деятельности в городах, «заботе о душах», а также миссионерстве. Быстро распространившись в Западной Европе, они в XIII-XIV вв. устремились за ее пределы. Официальное название доминиканцев-братья проповедники, они углубленно изучали теологию. Смирение, самоуничижение характерны для францисканцев, официально именовавшихся миноритами, т.е. меньшими братьями. От доминиканской теологии учение францисканских богословов отличала большая чувственность, эмоциональность.
К концу XIII в. папство, ранее успешно противостоявшее притязаниям императоров, столкнулось с нарождающимися централизованными монархиями.Конфликт разгорелся с французским королем Филиппом IV, который без разрешения папы обложил налогом французское духовенство. Началась эпоха ослабления папства, оказавшегося под контролем Франции. Избранный на папский престол французский епископ, опасаясь оппозиции итальянского духовенства, предпочел остаться во Франции. В 1309—1377 гг. резиденция пап находилась на юге Франции, в Авиньоне.Откровенно фискальная политика авиньонских пап порождала недовольство как в церкви, так и среди мирян.Профранцузские настроения папства вызвали в других странах, особенно с началом Столетней войны, движение за независимость национальных церквей. С началом XIV в. зарождается теория о необходимости отделения церкви от государства. Дальнейшему падению авторитета папства способствовал раскол церкви в 1378—1417 гг. Воспользовавшись ослаблением Франции в Столетней войне, папа Григорий XI в 1377 г. вернул свою резиденцию из Авиньона в Рим. Однако после его смерти в 1378 г. коллегия кардиналов, состоявшая из французов и итальянцев, раскололась: итальянские кардиналы выбрали папу-итальянца, а французские кардиналы-француза.Чтобы положить конец схизме было решено созвать собор с участием прелатов из всех стран Европы, профессоров университетов, теологов, юристов, представителей монархов. Такой собор состоялся в. 1409 г. в Пизе. Он низложил обоих пап и избрал нового. Но низложенные папы не признали решения собора. В результате в Европе-три папы.Неудача Пизанского собора способствовала оформлению в Западной Европе соборного движения. Его сторонники утверждали, что папа не является абсолютным главой христианского мира. В 1414-1418 гг. удалось созвать собор в Констанце, который в 1417 г. избрал папу, получившего всеобщее признание. Констанцский собор принял решения о подчинении папы власти соборов и о регулярном их созыве. Следующий собор в Базеле в 1431—1449 гг. фактически привел к новой схизме, такая перспектива не устраивала многих иерархов церкви и светских государей. Соборное движениепотерпело поражение, а единовластие папы в церкви было восстановлено.
Папство второй половины XV в. сосредотачивается на укреплении своей власти в Риме, отказываясь от притязаний на универсальное господство. Отказ папства от проведения реформ церкви, светский образ жизни и сомнительные нравственные принципы вызвали растущее недовольство в странах Западной Европы, что создало благоприятные условия для распространения идей Реформации, в XVI в. приведшей к отпадению от Рима части Германии, отдельных кантонов Швейцарской конфедерации, Англии и Скандинавии.