Наибольшее влияние среди разнообразных монашеских движений уже к середине X в. приобрели клюнийцы. Монастырь Клюни в Бургундии был основан в 910 г. Клюнибыл вне сферы действия «права частной церкви». Его основатель, герцог Аквитании, отказался от своих прав на монастырь, передав его под покровительство римского папы. Освобождение монашества от влияния извне, со стороны епископа или сеньора, стало основой клюнийской программы реформы. Это не означало, что клюнийцы добивались отмены «права частной церкви». Они пользовались этим правом для осуществления реформы монастырей, получая их в дар во спасение души, покупая или вступая с сеньором в совместное владение.Клюнийцы направляли усилия на устранение нарушений бенедиктинского устава, которые были вызваны обмирщением монастырей в конце IX—X в. Основной задачей монашества представлялась молитва за мирян перед Богом. Вокруг Клюни складывается объединение монастырей, главой которого являлся аббат Клюни, а основой монашеской жизни-клюншский обычай.Клюни подчинялись сотни монастырей по всей Европе.Клюнийские монастыри были выведены из под власти местных епископов.Аббат Клюни, позднее получивший из Рима знаки епископского сана, являлся как бы епископом подчиненной ему «клюнийской церкви». Т. о., образовывалось суверенное монашеское государство. Результатом реформы стало образование конгрегации из сотен монастырей на территории Западной Европы под главенством Клюнийского аббатства, укрепление папской власти и католической церкви. Клюнийская реформа способствовала созданию в монастырях библиотек и скрипториев, а также повышению интеллектуального уровня монахов.