пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

11. Культура раннего средневековья (V-XI вв.)(далее СК)

Начало формир СК.Задачи: закладывание основ европ цивилизации; формир европейской культурной истории; синтез культур. Христианство играло большую роль, огромное значение для средневековья имела деятельность отца церкви  Аврелия Августина. Августину принадлежит последовательное обоснование догмы о роли церкви, ставшей основой средневекового католицизма, христианской философии истории, развитой им в соч «О граде божием», в христианской психологии. СК формировалась на основе римской цивилизации. Средневековье восприняло ее систему 7 свободных искусств, делившихся на два уровня: нижний— тривиум, включ грамматику, диалектику, риторику, и высший — квадривиум, включ арифметику, геометрию, музыка, астрономию. Один из самых распр  учебников создан африк неоплатоником V в. Марцианом Капеллой. Латинский языксохран значение как язык церкви и государственного делопроизводства, международного общения и культуры и послуж основой романских языков. Магистр оффиций (первый министр) остготского короля ТеодорихаСеверин Боэций (ок. 480—525) входит в число наиб почитаемых учителей средневековья. Его трактаты об арифметике и музыке, сочинения по логике и теологии, переводы логических сочинений Аристотеля стали фундаментом системы образования и философии. Боэций -  отец схоластики. Исидор Севильский (ок. 570— 636) – просветитель, энциклопедист. Его «Этимологии» в 20 книгах — свод того, что сохранилось от античного знания. Папа Григорий I (590—604) осуждал суетное мирское знание, с  ним связано развитие латинской агиографической литературы (жития святых). Со 2 пол VII в. СК приходит в полный упадок, она едва теплится в монастырях. К первым векам средневековья, относ начало складывания героического эпоса народов Западной и Северной Европы (древне-немецкого, скандинавского, англосаксонского, ирландского), кот заменял им историю: злые карлики в лесах, чудовища-оборотни, драконы и феи. Раннее средневековье — время роста самосознания варварских народов: созд первые письменные «истории», освещ Деяния варваров: «История франков» Григория Турского (2 пол VI в.), «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного (VII  - VIII в.), «История лангобардов» Павла Диакона (VIII в.).

Каролингское возрождениепериод подъема культурной жизни, при Карле Великом и его преемниках. Для Он стремился к консолидации разноплеменного государства на основе христианской религии: начаты сопоставления списков Библии и установления ее канона; реформа литургии, установлено ее единообразие, соответствие римскому образцу. Карл заботился о совершенствовании образования: ок787 г. издан «Капитулярий о науках», о созд школы во всех епархиях, при каждом монастыре; проведена реформа письма, сост учебники по школьным дисциплинам. Гл центр образованности - придворная академия в Ахене. Крупнейшим деятелем возрождения стал Алкуин, написавший педагогич трактаты. При дворе сложилась историческая школа, наиб яркими представителями кот были Павел Диакон, автор «Истории лангобардов», и Эйнхард, сост «Жизнеописание» Карла Великого. После смерти Карла Вел культура увядает.

IX век дал весьма интересные образцы монастырской религиозной поэзии. В конце раннего средневековья в Исландии и Норвегии расцветает поэзия скальдов, кот были поэтами и исполнителями одновременно, и викингами, дружинниками. Их хвалебные, лирические или «злободневные» песни — необходимый элемент жизни двора конунга и его дружины. К X в. импульс иссякает из-за войн и междоусобиц, полит упадка государства, период «культурного безмолвия», продлившийся почти до к X в. и сменившийся Оттоновым возрождением.

Мировоззрение. Теология и философия. Мировоззрение было теологическим. Христианство являлось идеологическим стержнем культуры и всей духовной жизни. Средневековая философия обнаруживает тяготение к универсализму. Она формируется на базе латинской христианской мысли, вращающейся вокруг проблемы взаимосвязи бога, мира и человека, обсуждавшейся еще в патристике — учениях отцов церкви II—VIII вв. XI век — время рождения схоластики («школьная философия») - философии, вырастающей из теологии и неразрывно с ней связанной. Сущность - осмысление догматических посылок христианства с рационалистических позиций и с помощью логического инструментария.

Средневековая культура с момента своего возникновения тяготела к энциклопедизму, целостному охвату всего сущего. Средневековые соборы тоже были своеобразными каменными энциклопедиями универсального знания, «библиями мирян». В X в. складывается романский стиль. Он наиб ярко представ во Франции, Италии и Германии. Романские соборы, каменные, со сводчатым перекрытием, просты и строги. У них мощные стены, это, по существу, храмы-крепости. Вершины романского стиля во Франции — соборы в Клюни, Отене. Новый этап в развитии средневекового искусства и архитектуры знаменовало возникновение готики. В отличие от романского готический собор необозрим, часто асимметричен, устремлен ввысь. Его стены как бы растворены, они становятся ажурными, легкими, уступая место высоким узким окнам, украшенным цветными витражами. Внутри собор просторен и великолепно украшен. Каждый портал собора носит индивидуализированный характер. Соборы строились по заказу городских коммун. Они символизировали не только могущество церкви, но и силу и вольность городов. Эти грандиозные сооружения возводились десятки, а нередко и сотни лет. В готическом искусстве скульптура преобладала над живописью. Своей мощью и фантазией поражают скульптурные изображения одного из самых знаменитых готических соборов — собора Парижской богоматери.


20.01.2017; 22:41
хиты: 113
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь