пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

5. ПВЛ и проблемы ее авторства. Источники ПВЛ.

В разных летописях текст Повести доходит до разных годов: до 1110 г. (Лаврентьевский и близкие ему списки) или до 1118 г. (Ипатьевский и близкие ему списки). Обычно это связывают с ред Повести. Сличение обеих редакций привело А.А. Шахматова к выводу, что в Лаврентьевской летописи сохранился текст 1 редакции, осущест игуменом Сильвестром. Текст ст 6618-6626 гг. связывается со 2 редакцией ПВЛ, проведенной,  при ст сыне Вл Мономаха новг кн Мстиславе. Одновр указание на то, что автором ПВЛ был Нестор. По мнению А.А. Шахматова, ПВЛ созд в 1112 г. Нестором –автором Чтений о Борисе и Глебе и Жития Феодосия Печерского.

Внутренняя структура: ПВЛ сост из недатир «введения» и год ст. Эти статьи имеют хар-р 1) кр фактографич заметок о событии, 2) самостоят новеллы, 3) части един повеств, разнесенного по разн годам при хронометрировании первоначального текста, не имевшего погодной сетки, и 4) «годовых» статей сложного состава.

Летописные своды, предшествовавшие Повести временных лет: в составе Новгородской I летописи сохранился текст летописного свода, предшествовавшего ПВЛ. Повести временных лет предшествовал свод, который А.А. Шахматов предложил назвать Начальным (1096-1099 гг.) M.П. Тихомиров считал, ПВЛ базир на монотематической Повести о начале Русской земли, рассказ об осн Киева и первых киевских князьях. Д.С. Лихачев полагает, что НС предш Сказание о первоначальном распространении христианства на Русы. Л.В. Черепнин: в осн ПВЛ лежал свод 996 г.

Источники ПВЛ. Новгородские своды XI в., Устные источники: под 1096 г. летописец упоминает новгородца Гюряту Роговича, расск ему югорскую легенду о народах, живущих на краю земли в «полунощных странах». Иностр источ: зарубежн хроники. Наиб многочисл заимствования из перев Хроники Георгия Амартола. Из Хроники заимств сведения, связ с историей славян, с первыми походами Руси на Константинополь. Летописец константиноп патриарха Никифора (806-815 гг.), кот содержал хронологич перечень важн событий всемирн истории, довед до года смерти автора (829 г.). Хронограф особого состава. В него вход фрагм Хроники Г. Амартола,  греч хроник Иоанна Малалы, Хроника Георгия Синкелла и Пасхальная хроника. Книга Иосиппон, сост в южн Италии в сер X в. В основе - лат пер «Иудейских древностей»и пересказ «Иудейской войны» Иосифа Флавия. Осн источн образных представлений первых русских летописцев были произведения сакрального характера, прежде всего Священное писание. Для сост летописей широко привлекалась и апокрифическая литература, кот в XI-XII вв. бытовала наряду с богослужебными книгами. Использовалось составителем Повести и Житие Василия Нового - греч агиографическое произведение.

Источники ПВЛ.

Новгородские своды XI в.: вместе с Киево-Печерским сводом 1074 г. (так называемый свод Никона) он лег в основу Начального свода. В основе новгородского свода третьей четверти XI в., как полагал А.А. Шахматов, лежали Древнейший киевский свод 1037 г. и какая-то более ранняя новгородская летопись 1017 г., составленная при новгородском епископе Иоакиме.

Б.А. Рыбаков связывал составление такого свода с именем новгородского посадника Остромира (1054-1059 гг.). По мнению исследователя, это была светская летопись, обосновывавшая самостоятельность Новгорода, его независимость от Киева.

Устные источники в составе Повести временных лет: под 1096 г. летописец упоминает новгородца Гюряту Роговича, рассказавшего ему югорскую легенду о народах, живущих на краю земли в «полунощных странах».

Иностранные источники Повести временных лет: Значительную часть их составляют зарубежные хроники, прежде всего греческие. Наиболее многочисленны заимствования из перевода Хроники Георгия Амартола. Сама Хроника была создана около 867 г. и охватывала всемирную историю от Адама до смерти византийкого императора Феофила (812 г.). Из Хроники были заимствованы сведения, связанные с историей славян, и прежде всего с первыми походами Руси на Константинополь.

Другим важным источником Повести стал Летописец константинопольского патриарха Никифора (806-815 гг.), который содержал хронологический перечень важнейших событий всемирной истории, доведенный до года смерти автора (829 г.). Еще одним важным источником Повести, по мнению А.А. Шахматова, поддержанному рядом исследователей, стал какой-то не дошедший до нашего времени Хронограф особого состава. В него входили фрагменты уже упоминавшейся Хроники Георгия Амартола, а также греческих хроник Иоанна Малалы, Хроника Георгия Синкелла и Пасхальная хроника.

Использовался в Повести и текст еврейского хронографа Книга Иосиппон, составленного в южной Италии в середине X в. В основе - латинский перевод «Иудейских древностей»и пересказ «Иудейской войны» Иосифа Флавия. Основным источником образных представлений первых русских летописцев были произведения сакрального характера, прежде всего Священное писание.

Для составления летописей широко привлекалась и апокрифическая литература, которая в XI-XII вв. бытовала наряду с богослужебными книгами. Использовалось составителем Повести и Житие Василия Нового - греческое агиографическое произведение.

 


16.01.2017; 14:07
хиты: 129
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь