пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Культура Греции в классический период.

  1.  

1. Особенности формирования греческой культуры. В V—IV вв. до н. э. греческая культура стала одной из самых развитых систем древнего мира. Три важнейшие особенности придают ей исключительный характер: полнота, разнообразие и известная законченность составных частей культуры (литературы, искусства, философии); ее гуманистическая направленность; большой вклад греков в сокровищницу мировой культуры, создание шедевров, обогативших культурное творчество следующих поколений и прочно вошедших в жизнь народов Средиземноморья и Европы.

Развитию греческой культуры способствовало отсутствие в стране могущественной жреческой организации, такой, например, как в странах Древнего Востока, где процесс культурного творчества был взят ею под контроль. Характер греческой религии, простота культовых обрядов, проведение главных религиозных церемоний выборными магистратами исключали возможность складывания разветвленной и влиятельной жреческой корпорации. Это предопределило более свободный характер образования, системы воспитания, мировоззрения и всей культуры. В этом же направлении действовал и еще один важный фактор: довольно широкое распространение грамотности, т. е. умения писать и читать, грекам были доступны замечательные произведения историков, философов, драматургов, писателей. Широкое распространение грамотности характерно для демократических государств, предполагающих политическую активность рядовых граждан, их участие в выборах, голосованиях, составлении решений, знакомстве с документами государственной важности. Именно возможность чтения и компетентного суждения о прочитанном была важным стимулом для творчества греческих мыслителей.

Глубокий эстетизм греческой культуры в значительной степени был порожден красотой окружающей природы. В Балканской Греции, этой небольшой стране с невысокими горами, расчленяющими территорию на множество маленьких долин, покрытых зеленью спускающихся с гор лесных массивов, и бесконечным морем, можно видеть уравновешенное сочетание разных типов ландшафта и разнообразных природных красок горных вершин, зеленых долин, синего моря, голубого неба. Для мировоззрения древнего грека классического времени, для всей греческой культуры характерно тонкое чувство природы, заложенной в ней соразмерности и естественной гармонии, которое по-разному было реализовано в музыке, философии, архитектуре, скульптуре, литературе.

2. Особенности греческой религии и общественные празднества. Религия была органической частью греческой культуры и оказывала на нее большое влияние. Так же как и у других народов древности, греческая религия определяла основы мировоззрения, нравственности, формы и направление художественного творчества, его разных проявлений в литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, даже философии и науке. Богатая греческая мифология, сложившаяся еще в архаический период, многочисленные сказания о взаимоотношениях богов, героев между собой и людьми создали богатый арсенал образов, которые стали отправной точкой для разработки художественных типов сильных людей, выступавших против слепых сил природы, против самих могущественных богов, послужили основой для создания замечательной греческой литературы V—IV вв. до н. э.

Греки представляли богов и героев в образах красивых людей, это стало исходным рубежом для разработки скульптурного образа героизированного гражданина, полноправного члена полисного коллектива.

Греки воспринимали своих богов, даже самых высших, как могучих, но не всемогущих. Известная ограниченность всемогущества божества, некоторая близость мира богов к человеку через своеобразное посредничество полубогов-героев, через взаимоотношения богов с людьми в принципе возвышало человека, развивало его способности и открывало большие перспективы для создания художественных образов героизированных, сильных людей, и для философского размышления о сущности человека, могуществе его сил и разума.

В V в. до н. э. в большинстве греческих полисов (особенно ярко это проявилось в Афинах) празднование в честь главного божества—покровителя полиса стало рассматриваться как демонстрация силы и богатства полиса. Все большее внимание уделяется гимнастическим состязаниям и театральным представлениям. Такие празднества, как Панафинеи в Афинах в честь богини-покровительницы города Афины, Дионисии в честь бога растительности, виноградарства, вина и веселья Диониса, Олимпийские празднества в честь верховного бога неба, грома и молнии Зевса и др., превращаются в крупные общественные события не только местного, но и общегреческого значения.

Самыми знаменитыми из них стали Олимпийские празднества, или Олимпийские игры, справлявшиеся раз в четыре года. Олимпийские игры первоначально были традиционной частью культа в честь Зевса, в котором, как и в других аналогичных религиозных церемониях, состязания атлетов и театральные развлечения лишь дополняли культовые действия. Однако уже в VI в. до н. э. религиозные церемонии стали восприниматься как своего рода вступительная часть к спортивным состязаниям, приобрели характер общегреческих, и даже театральные действа были отодвинуты на второй план. В других празднествах, например на Пифийских играх, вышли на первое место не спортивные, а музыкальные состязания кифаредов и авлетов (т. е. исполнителей, играющих на кифарах и флейтах).

3. Греческий театр и литература. Растущая популярность театральных представлений привела к тому, что они не только заняли доминирующее место в религиозных и общественных празднествах, но отделились от религиозных церемоний, стали самостоятельным видом искусства, занявшим особое место в жизни древних греков. В архаический период театральные представления давались в разных местах, в V в. до н. э. появляется специально предназначенная для сценических действий площадка. Как правило, она выбиралась у подножия пологого холма, склоны которого обрабатывались в виде каменных ступенек, на которых рассаживались зрители (места для зрителей назывались театрон от слова теаомай — смотрю). Ступени располагались полукругом, разделялись на ярусы, возвышающиеся друг за другом, и сектора, разделенные проходами, как на современных стадионах.

Само сценическое действие проходило на утрамбованной круглой площадке, впоследствии вымощенной мраморными плитами и называемой орхестрой. В центре орхестры находился жертвенник Дионису, На орхестре выступали актеры и хор. Позади орхестры находилась палатка, где актеры переодевались, откуда они выходили на публику. Эта палатка называлась скена. Впоследствии вместо небольшой и теряющейся на фоне обширной орхестры палатки для переодевания стали строить постоянное высокое сооружение, на выступающей к зрителям' стене которого рисовались декорации, изображавшие, как правило, фасад дворца, храма, крепостные стены, городскую улицу или площадь.

Актеры выступали в масках, которые покрывали не только лицо, но и голову. Маски изображали людей самого различного типа, возраста, общественного положения, даже передавали душевное состояние и нравственные качества. Греческие театры были рассчитаны практически на все население города и насчитывали несколько десятков тысяч мест. Театр Диониса в Афинах имел 17 тыс. мест, знаменитый театр в Эпидавре (он хорошо сохранился до настоящего времени, и современные греческие актеры разыгрывают здесь древние трагедии) — 20 тыс. мест.

Отцом греческой трагедии считается Эсхил из Элевсина (525—456 гг. до н. э.). Его зрелые годы прошли в героический период победоносной войны греков с Персидской державой. Эсхил был участником наиболее крупных сражений этой войны (при Марафоне, Саламине и Платеях). Он принимал деятельное участие в общественной жизни Афин, выезжал в Сицилию и там же провел свои последние годы. Эсхилу приписывали создание 90 трагедий, из которых сохранилось семь. Наиболее известные — «Персы» (472 г. до н. э.), «Прикованный Прометей» (470 г. до н. э.) и трилогия «Орестея» (458 г. до н. э.), состоящая из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды». В творчестве Софокла из Афин поднимаются важнейшие вопросы бытия (496—406 гг. до н. э.). Софокл, по преданию, написал свыше 120 трагедий, из которых дошло только семь. Среди них самыми знаменитыми стали две: «Царь Эдип» (429—425 гг. до н. э.) и «Антигона» (442 г. до н. э.). В них Софокл говорит о месте человека в обществе и мире.

В целом творчество афинских трагиков V в. до н. э. стало замечательным художественным открытием древнего мира, определило многие направления дальнейшего движения мировой литературы.

Большой популярностью пользовался и жанр комедии. Комедия родилась из непринужденных, иногда очень вольных карнавальных песен и плясок во время веселых сельских праздников в честь бога Диониса — сельских Дионисий. Политическая комедия достигла своего высшего расцвета в творчестве великого афинского драматурга Аристофана (445— 388 гг. до н. э.). Сохранилось 11 комедий, в которых он дает описание самых различных слоев населения, поднимает многие злободневные проблемы афинского общества: отношение к союзникам, вопросы войны и мира, коррупции должностных лиц и бездарности полководцев.

Прекрасными образцами греческой прозы V—IV вв. до н. э. стали исторические сочинения Геродота, Фукидида, Ксенофонта. Художественная проза представлена также речами афинских ораторов, особенно Исократа, Демосфена, философскими работами Платона и Аристотеля, которые придавали большое значение литературной отделке своих произведений.

4. Архитектура и искусство. V—IV вв. до н. э. были временем расцвета греческой архитектуры и скульптуры. Искусство архитектуры было тесно связано с состоянием теории и практики градостроительства, основанием и благоустройством новых и старых городов. Высшим достижением греческого градостроительства была разработка концепции регулярного города, т. е. строительство городов по предварительно продуманному, основанному на принципах рационального благоустройства плану. Основные принципы регулярного города были разработаны Гипподамом из Милета и получили название гипподамова города. Городская территория делилась пересекающимися под прямым углом улицами на ряд правильных жилых кварталов. Предусматривалось выделение городского центра, застроенного зданиями общественного назначения (храмами, помещениями для должностных лиц, портиками для прогулок), торговой площади — агоры (иногда общественный центр совпадал с агорой, иногда они разделялись). Если город располагался на морском берегу, то прибрежная часть оформлялась в портовый район с верфями, доками, складами. В регулярном городе предусматривались как его обязательные элементы театр, стадион и гимнасии. К городу подводилась вода по специальному водопроводу, далее она поступала по трубам в разные районы города к специальным колодцам, откуда жители брали воду для своих нужд. Нечистоты выводились через канализацию за пределы города.

Парадным и религиозным центром города был акрополь, здесь располагался храм главного божества — покровителя данного города, сюда вела дорога священных процессий во время важнейших праздников, здесь приносились наиболее торжественные жертвоприношения.

Принципы гипподамова города могли быть реализованы лишь в городах, построенных на новом месте, как, например, в Олинфе на Халкидике или в портовом городе Пирее, городе Фурии или в заново отстроенном Милете. В V—IV вв. до н. э. практически во всех греческих городах возникают мощные оборонительные сооружения, система крепостных стен с башнями, которые вносят элементы организации во всю городскую планировку.

Греческое зодчество классического времени развивалось на основе так называемой ордерной системы, ставшей великим завоеванием мировой архитектуры. Два основных типа ордера — дорический и ионический —сформировались еще в VII—VI вв. до н. э., но в V—IV вв. появился еще более нарядный и изысканный коринфский ордер. В то же время греческие зодчие начинают прибегать к смешению разных ордеров в одном здании, внося элементы легкости и изящества в дорический стиль, и придают большую нарядность и пышность ионическому ордеру.

Основой греческого зодчества, как и в архаическое время, был храм — самое совершенное в принципе здание, в котором обитает прекрасное божественное существо.

Греческие зодчие на основе этих общих принципов построили ряд храмов, ставших шедеврами греческой и мировой архитектуры: Афины-Девы, Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат, 448—432 гг. до н. э.), Зевса в Олимпии (архитектор Либон, 465—456 гг. до н. э.), храмы Аполлона в Дельфах, в Дидимах около Милета и многих других.

Греческие мастера создавали скульптуры из самых различных материалов: из известняка, мрамора, дерева и слоновой кости, из обожженной глины. Скульпторы овладели в совершенстве техникой бронзового литья и по восковой модели научились изготовлять превосходные бронзовые статуи.

Огромных успехов греческие скульпторы достигли в трактовке художественного образа. Греческие мастера классического времени могли передавать в твердом материале многие оттенки человеческих состояний, их статуи полны жизни и движения. Статуя Мирона «Дискобол», скульптура Зевса, выполненная Фидием для храма Зевса в Олимпии и считающаяся одним из чудес света, его статуи Афины Девы для афинского Парфенона, Афины Воительницы для Акрополя, его 160-метровый панафинейский фриз на внешней стороне стены Парфенона— вот некоторые всемирно известные шедевры V в. до н. э. Одним из лучших портретистов IV в. до н. э. был Лисипп, прославившийся великолепными портретами Александра Македонского и статуей Апоксиомена (атлета, счищающего грязь после тренировки). Статуя Апоксиомена интересна тем, что зритель, обходя ее, видит меняющиеся черты атлета, то возбужденного борьбой, то усталого до изнеможения.

5. Философия.  На первых этапах своего существования философия тесно связана с религиозным мировоззрением. Преодоление религиозного мировоззрения привело к появлению первых элементов собственно философской науки. В VII—VI вв. до н. э. греческая философия представляла собою комплексную дисциплину, которая охватывала по существу всю науку (естественные и гуманитарные науки в целом), т. е. философия как таковая не выделилась, еще не определила свой собственный предмет исследования. Эта стадия философской мысли (так называемая натурфилософия) была представлена школой ионийских философов конца VII—VI вв. до н. э.— Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом, а также Пифагором и его учениками (пифагорейцами).

В греческой философии V—IV вв. до н. э. были заложены основы многих философских направлений последующего времени, она стала фундаментом, на котором развивалась мировая философская мысль Древнего Рима и средневековой Европы.

Культура Греции классического времени представляла собой новый шаг в судьбах мировой цивилизации, она обогатила всемирный процесс культурного творчества многими плодотворными идеями, образами, шедеврами, которые вошли в художественную сокровищницу человечества, послужили исходным пунктом развития разных направлений культурной жизни многих последующих поколений.

 


17.06.2016; 18:41
хиты: 129
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
история древнего мира
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь