пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

.«Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя. Авторский за¬мысел и композиция книги. Идейно-художественная фун¬кция фантастики и стиль. Ч

асть первая Сорочинская ярмарка Вечер накануне Ивана Купала Майская ночь, или Утопленница Пропавшая грамота Часть вторая Ночь перед Рождеством Страшная месть Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка Заколдованное место В сборник вошли восемь повестей, различающихся по проблематике, жанровым и стилевым особенностям. Гоголь использовал широко распространенный в литературе 30-х гг. принцип циклиза­ции произведений. Повести объединены единством места действия (Диканька и ее окрестности), фигурами рассказчиков (все они —-известные в Диканьке люди, хорошо знающие друг друга) и "издателя" (пасичник Рудый Панько). Гоголь скрылся под литера­турной "маской" издателя-простолюдина, смущающегося своим вступлением в "большой свет" литературы. Материал повестей поистине неисчерпаем: это устные расска­зы, легенды, байки и на современные, и на исторические темы. Гоголь свободно сополагает события, "путает" века. Цель писателя-романтика — познать дух народа, истоки национального характера. Время действия в повестях "Сорочинская ярмарка" и "Иван Федорович Шпонька и его тетушка" — современность, в большинстве произ­ведений ("Майская ночь, или Утопленница", "Пропавшая грамо­та", "Ночь перед Рождеством" и "Заколдованное место") — XVIII в., наконец, в "Вечере накануне Ивана Купала" и "Страшной мести" — XVII в. В этом калейдоскопе эпох Гоголь находит главную роман­тическую антитезу своей книги — прошлое и настоящее. Прошлое в "Вечерах..." предстает в ореоле сказочного и чудес­ного. В нем писатель увидел стихийную игру добрых и злых сил, нравственно здоровых людей, не затронутых духом наживы, прак­тицизмом и душевной ленью. Гоголь изображает малороссийскую народно-праздничную и ярмарочную жизнь. Праздник с его атмосферой вольности и веселья, связанные с ним поверья и приклю­чения выводят людей из рамок привычного существования, делая невозможное возможным. Заключаются ранее невозможные браки ( Сорочинская ярмарка», «Майская ночь», «Ночь перед Рожде­ством активизируется всякая нечисть: черти и ведьмы искуша­ют людей, стремясь помешать им. Праздник в гоголевских повес­тях - это всевозможные превращения, переодевания, мистифи­кации, побои и разоблачение тайн. Смех Гоголя в "Вечерах..." -юмористический. Его основа - сочный народный юмор, умеющий выразить в слове комические противоречия и несообразности. Своеобразие художественного мира повестей связано в первую очередь с широким использованием фольклорных традиций: имен­но в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях Гоголь нашел темы и сюжеты для своих произведений. Он ис­пользовал поверье о папоротнике, расцветающем в ночь накануне праздника Ивана Купала, предания о таинственных кладах, о продаже души черту, о полетах и превращениях ведьм... Во многих повестях действуют мифологические персонажи: колдуны и ведьмы, оборотни и русалки и, конечно, черт, проделкам которого народное суеверие готово приписать всякое недоброе. "Вечера. " - книга фантастических происшествий. Фантасти­ческое для Гоголя - одна из важнейших сторон народного миро­созерцания. Реальность и фантастика причудливо переплетаются в представлениях народа о прошлом и настоящем, о добре и зле. Склонность к легендарно-фантастическому мышлению писатель считал показателем духовного здоровья людей Фантастика в "Вечерах...» этнографически достоверна. Герои и рассказчики невероятных историй верят, что вся область непо­знанного населена нечистью, а сами «демонологические» персо­нажи показаны Гоголем в сниженном, бытовом, обличье. Они тоже малороссияне , только живут на своей «территории», время от времени дурача обычных людей, вмешиваясь в их быт, празднуя и играя вместе с ними. Например, ведьмы в «Пропавшей грамо­те играют в дурачки, предлагая деду рассказчика сыграть с ними и вернуть, если повезет, свою шапку. Черт в повести "Ночь перед Рождеством выглядит, как "настоящий губернский стряпчий в мундире». Объяс­няясь в любви несравненной Солохе», черт «целовал ее руку с такими ужимками, как заседатель у поповны». Сама Солоха не только ведьма, но еще и поселянка, алчная и любящая поклонни­ков. Народная фантастика переплетается с реальностью, проясняя отношения между людьми, разделял добро и зло. Как правило, герои в первом сборнике Гоголя побеждают зло. Торжество чело­века над злом - фольклорный мотив. Писатель наполнил его новым содержанием: он утверждал мощь и силу человеческого духа, способного обуздать темные, злые силы. Его герои — яркие запоминающиеся личности, в них нет противоречий и мучительной рефлексии. Писателя не интересуют детали, част­ности их жизни, он стремится выразить главное — дух вольности, широту натуры, гордость, живущие в "вольных козаках". За исключением повести "Иван Федорович Шпонька и его тетушка", все произведения в первом сборнике Гоголя — роман­тические. Романтический идеал автора проявился в мечте о добрых и справедливых отношениях между людьми, в идее народного единства Гоголь создал на малороссийском материале свою поэти­ческую утопию: в ней выражены его представления о том, какой должна быть жизнь народа, каким должен быть человек. Красоч­ный мир "Вечеров..." резко отличает­ся от скучной, мелочной жизни российских обывателей, показан­ной в "Ревизоре" и особенно в "Мертвых душах". Но празднич­ную атмосферу сборника нарушает вторжение унылых "существователей" — Шпоньки и его тетушки Василисы Кашпоровны. Иногда в тексте повестей звучат и грустные, элегические ноты: это сквозь голоса рассказчиков прорывается голос самого автора. Он смотрит на искрящуюся жизнь народа глазами петербуржца, спа­саясь от холодного дыхания призрачной столицы, но предчувству­ет крушение своей утопии и потому грустит о радости, "прекрас­ной и непостоянной гостье". Первая книга, принесшая Гоголю славу – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь всю жизнь писал книги в сакральном смысле слова. У него было своё Пятикнижие. Он стремился воспитать общество своими произведениями. Он сравнивал творчество с университетом. Его художественное мышление – идея синтеза. Он был писателем-архитектором. Гоголю была близка синэстезия. Его слово создавало разные культурные коды. В 1831 г. появляется вторая часть В.Х.Б.Д. одновременно с «Повестями Белкина» и «Пёстрыми сказками» Одоевского. Все авторы скрылись под масками. У Гоголя это пасечник Рудый Панько. Промежуточные призмы демократизируют литературу, вводя в неё образ простого человека. О себе заявляет проза. В центр пробивается литература российских окраин, но эта литература долгое время оставалась экзотикой. Гоголь одушевил Малороссию. По приезде в Петербург Гоголь задумывается о разных направлениях деятельности, но ничего не получается. Гоголь собирает материал. В.Х.Б.Д. – целый космос и мифология. Они организованы в книгу и состоят из многих частей. В тексты органично вошли все народные поверья. Он собирался познакомить Россию с нравами и обычаями Украины, но стал её поэтом. Его проза ритмична, почти переходит в стихи. Он расширяет для русских пространство Украины. Принципиален хронотоп заглавия. Хронос даёт ориентир на романтическую традицию. У Гоголя вечера – это вечерницы, посиделки, атмосфера веселья, «гуляния души». Происходит установка на фольклорный карнавал. Романтические эмоции отсутствуют. Диканька – нечто диковатое, необычное. В структуру сознания входит установка на чудо из сказки. Очевиден символ утопии. Диканька – определённый идеал. Рудый Панько – сложный и остроумный герой. Он организует рассказ. Ощущение пчелиного роя и мёда – лейтмотивный образ. Пчёлы – народ-труженик, а мёд – слово народа. Андрей Белый говорил, что книга «вся прострочена музыкой». Идёт установка на живое слово. Синтез живого слова и ритмичной прозы – своеобразие Гоголя. Синтез жанров определяет полистилистический жанр книги. Гоголь формирует эпическое пространство народной жизни. Гоголь – великий русский юморист, но его смех синтетичен. Переход от смеха к слезам очень естественен. Юмористические описания чередуются с ощущением тоски и грусти. Юмор Гоголя амбивалентен. Вербальное выражение страха является фантастикой Гоголя. Элементы фантастического носят фольклорный характер. Его черти с человеческим лицом. Им не чуждо человеческое. Его черти носят человеческие маски. Книга Гоголя чётко делится на две части, включающие по четыре повести. Первые две повести – инициальные, праздничные повести. Если в «Сорочинской ярмарке» больше языческого, то в «Ночи перед Рождеством» больше христианского. Это пёстрые повести. Вторые повести – триллеры, определяющие проблемы преступления и наказания, отщепенца. Трагедия отщепенца определяется народной моралью. Повести по колориту кровавые. Третьи повести – серебристо-серые. От трагедии национального бытия Гоголь идёт к быту. Последние повести – иронический катарсис, возвращение к карнавалу. Всё острее возникает тема отщепенства, коллективного и личного. Герои народной жизни – кузнецы своего счастья. Герои – люди действия, для них определяющим является поступок. Начинает звучать тема запорожской сечи, богатырства. Героический подтекст пронизывает всё пространство повести. Повесть «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» предвосхищает «Миргород». Это маленький человек, живущий в постоянном страхе. Им управляет тётушка Василиса Кашпоровна. Тема женитьбы для Гоголя – сквозная. Маленький человек хочет быть свободным. Тётушка живёт в мире штампов, а Шпонька – не определившаяся душа. Гоголем заложена тема живой души.

17.01.2016; 20:35
хиты: 0
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь